После кризиса коронавируса омский рынок общепита может недосчитаться 15 процентов участников.
Как в условиях коронавируса и самоизоляции чувствует себя малый и средний бизнес в Омске? «Коммерческие вести» решили спросить об этом самих предпринимателей. Читайте в рубрике «Бизнес под вирусом» мнение президента Ассоциации омских кулинаров, директора Центра сертификации и экспертизы «Омск-Тест» Светланы ГАЛКИНОЙ.
— Светлана Леонидовна, что сегодня происходит в бизнесе, чего больше всего опасаются предприниматели?
— Общественное питание и гостиничный бизнес, на мой взгляд, — наиболее пострадавшие отрасли экономики, потому что существует прямой запрет на закрытие таких предприятий. В общепите разрешена только дистанционная торговля, гостиницы вынуждены закрываться, потому что никакого туристского потока нет. Страдаем мы от того, что нет гостей, нет доходов, а расходы никто не отменял. Учитывая, что в нерабочие дни нам фактически предписано сохранить заработную плату, эти расходы прямым образом ложатся на бизнес. Где брать деньги — непонятно. Многие предприятия общественного питания находятся на коммерческой аренде, а не муниципальной или федеральной, которую компенсируют власти. Ведутся переговоры, но никто из арендодателей не готов компенсировать или снизить затраты на время закрытия предприятий. Это большие для нас потери. Есть предприятия, которые брали кредиты на открытие, оснащение, даже на сырьевые ингредиенты, — данные затраты тоже будут потеряны для бизнеса, компенсировать их не удастся.
Как будут выходить из этого положения предприниматели? Каждый по- своему. Мы в рамках взаимодействия с Федерацией рестораторов и отельеров России, Национальной ассоциацией кулинаров России направили предложение губернатору, чтобы нашей отрасли помогли. Минэкономики тоже отдали предложения. Пока наш план помощи предпринимателям в связи со сложившейся ситуацией не утвержден. В минэкономики и правительстве есть мероприятия, подписанные МИШУСТИНЫМ, но нас они не устраивают, поскольку касаются отсрочек платежей, а не прямой компенсации потерь.
Ситуация для нашей отрасли очень тяжелая. Сегодня и завтра многие предприятия будут закрываться, потому что дистанционная торговля не дает существенного количества заказов. Каждый будет смотреть на уровень спроса. Какой смысл держать людей на кухне, если нет заказов?
— О каких мерах вы просите? Что поможет предпринимателям справиться с ситуацией?
— Нужно не отсрочить налоговые платежи, а сократить их в период, когда нам предписано не осуществлять деятельность, вычленить и компенсировать эти потери. Мы говорим, что нужно отменить все проверки не только на три месяца, а на год, а то и больше, потому что не сможем заниматься подготовкой к ним, нам придется возрождать бизнес. Просим, чтобы отменили все штрафы за несвоевременную уплату коммунальных платежей и прочего. Говорим о беспроцентных ссудах (а не о льготных кредитах) на заработную плату. С чего ее платить, если нет доходности? И еще: брать кредит, пусть даже под минимальные ставки – это не правильно. Нужно рассмотреть возможность компенсации или субсидий на коммерческие платежи, на коммерческую аренду. Понимаем, что арендодатели — тоже бизнес в сфере недвижимости, у них тоже будут потери, поэтому просто не платить друг другу – не верно. Одно из предложений – снижение ставок на налог по спецрежимам. Это упрощенная система налогообложения. И такие меры сегодня вроде бы прописываются. Есть предложения о продлении действия налога на вмененный доход, они тоже рассматриваются, но пока не утверждены.
— Некоторые точки общепита уже сегодня закрываются, стоят на продаже. Есть ли у вас данные, сколько предприятий сферы ушло с рынка?
— Пока таких данных нет. Думаю, можно говорить о 15 процентах. У каждого предпринимателя своя ситуация, те, у кого много кредитов, конечно, сразу постарались продать бизнес, избавиться от затрат, поскольку не видят дальнейшего развития. Если ограничения продолжатся, а есть предположения, что режим самоизоляции не ограничится одной неделей, то ситуация будет ухудшаться.
Фото © ИА «ОмскИнформ»