Какие проблемы в бизнесе от коронавируса?
Марина ХАРИБИ, совладелица сети ювелирных магазинов «Россювелирторг»: «Знай, что все так сложится, не стали бы реконструировать салон на Любинском проспекте»
Мы бы однозначно не стали затевать в этот период розыгрыш к 20-летию нашей компании – а ведь мы купили специально автомобиль, запустили рекламу на миллион рублей. Все вложенные деньги зависли. Естественно, и товара приобрели больше обычного в надежде на масштабную реализацию. До сих пор за него не можем рассчитаться – продаж-то нет! Знай, что все так сложится, не стали бы реконструировать салон на Любинском проспекте. 60 метров площади там разломано, а мы даже плитку купить не можем. Раньше бы начали обучать старших продавцов – как раз отличное занятие на карантинное время. А планировали мы эту программу проводить после юбилейного розыгрыша, в июне. Лучше бы сделали наоборот. Нарушились и наши личные планы – мы всей семьей в мае собирались в санаторий, но эти планы пришлось отложить.
Николай АРТЕМЬЕВ, президент Омского транспортного союза: «Помимо схлопывания рынка и сокращения рабочих мест неминуемо старение подвижного состава, если прямо сейчас не принять меры»
Разумеется, знай мы о будущем положении, не стали бы брать на себя обязательства по регулируемым маршрутам и автомобили в лизинг – 40 автобусов на метане по 5 млн. руб. и 30 единиц малого подвижного состава. Это лишь приблизительные цифры всего по одному перевозчику. А ведь есть те, кто брал машину в кредит!
Намедни Минэкономразвития РФ заявило, что не может предоставить поддержку лизинговым компаниям, переложив эту ответственность на субъекты. В Нижнем Новгороде транспортную отрасль местная власть субсидировала на 500 млн. рублей. У нас – тишина. А пока лизинговые компании не получили финансовую помощь от государства, мы обязаны платить пени и штрафы. А с чего мы должны их платить, если работаем не в полную силу? Пассажиропоток сократился вполовину. Через несколько месяцев лизинговые компании в силу неплатежей начнут отзывать транспорт.
Но главное – мы не получим компенсации за льготников, а это около 30-35% от нашей выручки. И это не считая того, что я годами призывал власти пересмотреть формирование льготного тарифа. В Нижнем Новгороде, опять же, перевозчикам платят 28 руб. за пассажира, а омским – 18. То есть нам возмещают перевозку двух третей, а не целого пассажира! Крайне нелогично, что на протяжении девяти лет тариф не индексируется, хотя это происходит с пенсиями, зарплатами бюджетников и так далее. Влияет, безусловно, и один из самых низких тарифов такси в Сибири.
Есть еще одна проблема – из производственного цикла скоро начнет выпадать транспорт, работающий на дизеле. Сравните: заправиться метаном на день стоит 1500 – 1700 руб., а соляркой – 3000 руб.. Конкурентоспособными останутся автомобили, работающие на пропан-бутане и метане, но у нас, к сожалению, действует в городе только одна заправка. Целый год мы были вынуждены ездить заправлять метаном автобусы в Лузино, то есть каждый автомобиль совершал холостой пробег 100 км – в год на весь парк более 700 000 км. Это наши расходы, которые нам никто не возмещал! Если перевозчики смогут перевести свой транспорт на газ, у них получится удержаться на рынке, в противном случае нас ждет целая череда банкротств. Мы, возможно, попробуем заключить договоры с теми предприятиями, которые стабильно привозят в Омск иностранных подрядчиков – турков, китайцев. Но и это не панацея.
Теперь мы лоббируем созыв совещания при правительстве Омской области, чтобы обсудить обозначенные проблемы с приглашением лизинговых компаний, перевозчиков. Если областная и городская власть заинтересованы в сохранении транспортного скелета, это требуется провести как можно скорее. Иначе помимо схлопывания рынка и сокращения рабочих мест в транспортной сфере неминуемо старение подвижного состава – у перевозчиков просто не будет средств его обновлять.
Хорошо, что снизили транспортный налог, да. Но владелец автомобиля элементарно должен дожить до времени, когда потребуется заплатить налог! В любом случае эта сумма ничтожна по сравнению с лизинговыми платежами, фондом заработной платы, содержанием полного производственного цикла, выпуском автобуса на линию, медицинским, техническим осмотром, лицензированием деятельности и прочее.
Вообще меры, предпринятые властями, в противодействии заражению коронавирусом меня удивляют. Оснований для их принятия попросту не было. Умерших гораздо меньше 5% – это даже не эпидемия. Разве закрытие сотен предприятий, которые уже и не откроются, стоит того? От СПИДа умерло 30 млн. человек, но паники по этому поводу в стране я что-то не вижу.
Как, к слову, исполнять обязательство транспортников дезинфицировать свои автомобили? Какую роль играют маски? На каждой остановке заходят люди, которые невесть что принесли с собой. От этого невозможно защититься. Это банальная логика, даже медицинского образования не надо. Я на дорогах вижу людей, которые в одиночестве едут в своем автомобиле, сидя в маске. Без комментариев.
Павел ГИМБАТОВ, региональный управляющий операционным офисом «Омский» Альфа-Банка:
Ничего бы не менял в работе банка. Мы самая подкованная отрасль и не только в кризисные времена: нам всегда нужно работать четко, выполнять инструкции регулятора, решать сложные финансовые вопросы.
Юрий ГУРИНОВ, генеральный директор АО «Зсжб № 6»:
Мне бы и не пришлось ничего менять, строительная сфера не пострадала. Поначалу были трудности, потому что коммунальные службы одни из первых ушли на самоизоляцию, но сейчас все выровнялось.
Ранее интервью были доступны только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 июня 2020 года.