Мораторий на возбуждение дел о банкротстве в 2020 году не позволил в регионе запустить процедуру по трем транспортным организациям.
20 августа УФНС России по Омской области в форме вебинара провело публичное обсуждение особенностей налогообложения и проведения проверок в отношении организаций транспортно-экспедиционных услуг.
Транспорт снабжает регион 2,2% всех налогов
Модератором мероприятия выступил врио руководителя УФНС России по Омской области Николай СЫЧЕВ. Заместитель начальника отдела налогообложения юридических лиц Дмитрий СМЕТАНЮК традиционно дал общую характеристику отрасли.
В данный момент в Омской области почти 5 тыс. плательщиков, которые в качестве основного вида деятельности указали транспортно-экспедиционные услуги: почти 1400 организаций и более 3600 ИП. Из них 84% – это деятельность автомобильного грузового транспорта, 13% – вспомогательная, связанная с перевозками, 3% – это грузовые перевозки водным и железнодорожным транспортом. Поскольку постановлением Правительства РФ деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам отнесены к наиболее пострадавшим в результате распространения Covid-19, то 84% имели возможность воспользоваться мерами поддержки.
От плательщиков сферы транспортно-экспедиционных услуг в бюджет поступило более 2 млрд. рублей налогов и 1,116 млрд. рублей страховых взносов: в консолидированный бюджет Омской области – почти 700 млн. рублей налогов (по сравнению с первым полугодием 2019 года прирост 58%). По страховым взносам прирост составил 19 процентов. От организаций поступило 96%, от предпринимателей – всего 4%. «При этом платежи всего 10 крупнейших налогоплательщиков обеспечили 97% поступлений от всей сферы в целом. Платежи плательщиков, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги, составили 2,2% от общей суммы мобилизованных налогов на территории региона», – отметил Дмитрий СМЕТАНЮК.
Также он подчеркнул особенность периода:
— Рост поступлений в первом полугодии 2020 года обусловлен успешной работой бизнес-сообщества в 2019 году и в первых месяцах этого года. Последующие события принесли ожидаемое снижение платежей – практически по всем доходным источникам. Упала деловая и потребительская активность, снизились премиальные и иные выплаты, вступили в силу меры поддержки пострадавших отраслей. Все экономические последствия Ковид-19 правильнее будет оценивать по результатам всего года.
Сборы по НДС выросли на 96 %
Наиболее значительный прирост произошел по НДС – 96%, по налогу на прибыль – 32%, по транспортному – 28%.
— Положительная динамика поступлений по НДС в первую очередь обеспечена крупнейшим плательщиком, который в настоящий момент переведен на учет в другой регион, – заметил Дмитрий СМЕТАНЮК. – По налогу на прибыль увеличение сложилось за счет прироста налоговой базы крупнейшего плательщика федерального уровня по деятельности обособленного подразделения на территории Омского региона. В части динамики по транспортному налогу необходимо отметить, что почти 60 % плательщиков сферы являются владельцами транспортных средств. При запуске системы взимания платы «Платон» предусматривалось освобождение от уплаты транспортного налога, однако указанная льгота носила временный характер и действовала до 2019 года. Ее отмена и обеспечила рост поступлений в первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Наибольшая доля налоговых платежей в отрасли приходится на НДС – 63,5%, на налог на прибыль – 19%, на НДФЛ – 12,4%. Все прочие налоги занимают около 5%. У плательщиков сферы наиболее востребованы специальные налоговые режимы, их применяют 56%. Из этого числа более половины используют ЕНВД, который с 2021 года отменят.
Половина предприятий транспортно-экспедиционных услуг воспользовалась господдержкой
В первой половине 2020 года в сфере транспортно-экспедиционных услуг работали 893 налоговых агента, т. е. на 49 больше, чем в прошлом году. По данным Омстата, среднемесячная заработная плата работников сферы автомобильного и грузового транспорта в январе-мае 2020 года составляла 32 684 руб. Прирост по сравнению с 2019 годом – почти 10%. По данным калькулятора сервиса «Прозрачный бизнес», среднеотраслевая зарплата по виду деятельности «сухопутный, трубопроводный транспорт» за 2019 год составила 44 260 руб. На предприятиях сферы получали доход 10 795 человек, что на 285, или 2,6%, ниже прошлогодних показателей.
Субъекты МСП сферы транспортно-экспедиционных услуг как одной из наиболее пострадавших отраслей, которые смогли выдержать условие неснижения в апреле-мае 2020 года численности работников более чем на 10 %, могли получить субсидии. Согласно данным Пенсионного фонда, 297 организаций, или 22%, получили субсидию из федерального бюджета на 2 тыс. работников – почти 49 млн. рублей. 2038 предпринимателей, или 56%, получили субсидию более чем на 1 тыс. работников – 75 млн. рублей. То есть почти половина предприятий транспортной сферы Омской области стала получателями господдержки.
Право на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 0% использовали 356 работодателей. За II квартал 2020 года они сэкономили порядка 55 млн. рублей страховых взносов. В целом налоговая нагрузка в сфере автомобильного грузового транспорта и услуг по перевозке, как отметил специалист УФНС, несколько выше средней по Омской области.
Долги транспортников перед бюджетом выросли на 44%
На 1 августа 2020 года задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему РФ налогоплательщиков Омской области, оказывающих транспортные и экспедиционные услуги, составила более 250 млн. рублей. Это 1,2 % от совокупного показателя по региону.
— По сравнению с аналогичным периодом 2019 года задолженность выросла на 76 млн. рублей, или 44%. При этом общая задолженность в регионе выросла лишь на 0,5%, – отметил Дмитрий СМЕТАНЮК и пояснил: — Существенное влияние на ее рост оказало приостановление мер взыскания и соответствующих обеспечительных мер в отношении всех налогоплательщиков до 1 июля 2020 года. Предприятия, относящиеся к наиболее пострадавшим и чьи доходы снизились более чем на 10% или получен убыток, и сейчас могут воспользоваться правом на отсрочку налогов и страховых взносов. Заявление об отсрочке и рассрочке может быть подано до 1 декабря 2020 года. На текущий момент в рассматриваемой сфере налоговыми органами уже принято 7 решений о предоставлении отсрочки об уплате налогов и страховых взносов на сумму почти 10 млн. рублей.
На 1 августа 2020 года в процедуре банкротства находятся 6 налогоплательщиков сферы. При этом в первом полугодии не была начата ни одна процедура банкротства, поскольку на возбуждение дел о банкротстве по отдельным видам экономической деятельности введен мораторий. «Данная мера не позволила запустить процедуру по трем организациям с признаками несостоятельности в первом полугодии 2020 года», – отметил Дмитрий СМЕТАНЮК.
80 млн. рублей составили неправомерные вычеты в отрасли за первое полугодие 2020 года
Начальник контрольно-аналитического отдела Елена ЗАЙЦЕВА сформулировала цель налоговой инспекции: «Перед нами стоит задача обелить рынок и сделать так, чтобы уплата налогов стала неизбежной и одновременно максимально комфортной для налогоплательщика». Для ее достижения налоговая оценивает ситуацию в отрасли, привлекает к работе отраслевые ассоциации.
Из 5 тыс. налогоплательщиков транспортной отрасли региона 19% применяют общую систему налогообложения. Из них 30% не предоставляют налоговые декларации, 20% – присылают нулевые, а с оборотами, которые свидетельствуют о ведении реальной финансово-хозяйственной деятельности, поступает порядка 450 деклараций по НДС.
– Каждый четвертый налогоплательщик транспортной отрасли в 2019 году воспользовался схемами уклонения от уплаты НДС. По предварительным подсчетам, сумма неправомерно заявленных вычетов налогоплательщиками транспортной отрасли по декларациям за 2019 год составила порядка 300 млн. рублей, за 1 полугодие 2020 года – около 80 млн. рублей. Эту сумму недополучил бюджет РФ, – рассказала Елена ЗАЙЦЕВА.
После проработки на комиссиях в налоговой инспекции в 2019 году налогоплательщики транспортной отрасли «уточнили» налоговые обязательства на 35 млн. рублей, что в два раза больше, чем в 2018 году. К тем, кто не пересмотрел отчисления, выезжает налоговая проверка. «В 2019 году на выездной контроль было передано более 50% неправомерно заявленных вычетов. Они приходятся в основном на двух крупных налогоплательщиков, – пояснила Елена ЗАЙЦЕВА. – По итогам выездных налоговых проверок доначислено более 400 млн. рублей. В отношении одного из руководителей транспортных компаний возбуждено уголовное дело».
Грузовые перевозки обелят и разгрузят
Сейчас УФНС ведет работу по обелению рынка грузовых перевозок. Прежде всего это коснется транспортировки зерновых и масличных культур. Обсуждается создание реестра добросовестных перевозчиков. Планируется, что он появится в 2020 году.
Уделяется внимание и превышению тоннажа транспортных средств. Борьба с перегрузами контролируется центральным аппаратом Федеральной налоговой службы. С 15 сентября УФНС будет запрашивать у элеваторов товарно-транспортные накладные и в случае наличия перегруза более 2% передавать их через транспортную прокуратуру в Ространснадзор для привлечения к ответственности нарушителей.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 26 августа 2020 года.