В двух залах Генерал-губернаторского дворца впервые в полном составе представлена коллекция зарубежной живописи XIX века.
Музейное собрание включает в себя около 50 работ мастеров ведущих художественных школ Западной Европы. Сегодня имена многих художников практически забыты, но в стремительно промелькнувшем девятнадцатом столетии каждый из них был кумиром и звездой. Заполучить их произведения в свои коллекции считали большой удачей представители семейств ЮСУПОВЫХ, ГОРЧАКОВЫХ, РОМАНОВЫХ, а эти люди знали толк в искусстве.
На выставке представлены работы западноевропейских живописцев, придерживавшихся академической традиции в искусстве и экспонировавших свои произведения в салонах и на других официальных выставках. Первый и самый крупный раздел экспозиции – «Натура изящная» – предлагает окунуться в такую атмосферу. Салонная выставка развлекала публику и показывала красивую жизнь, очаровательных женщин и отважных героев, пышные букеты цветов и трогательные истории из античной мифологии или Священного Писания.
Во втором разделе – «Натура простая» – представлена крестьянская тематика в творчестве западноевропейских и русских мастеров XIX века. Костюмы, жилища крестьян, традиции и обряды, составлявшие жизненный цикл деревенских жителей, их занятия и развлечения – таковы были сюжеты, которые привлекали художников и нравились широкой публике.
Также выставка дополнена гравюрами, скульптурой, предметами декоративно-прикладного искусства.
Коллекция западноевропейской живописи (всего в ней около 200 произведений, начиная с XVI века) сформировалась в омском музее в 1920-е годы. До революции произведения искусства принадлежали частным коллекционерам, но после были конфискованы и отправлены в Государственный музейный фонд. Оттуда экспонаты распределялись по музеям страны. Причем западную живопись распределять не спешили, поскольку ее было мало, и именно этим она ценилась. Лишь благодаря усилиям первого директора Омского музея изобразительных искусств Федора Васильевича МЕЛЕХИНА западноевропейская живопись к нам поступила и составила золотой фонд музея.
Что касается произведений именно XIX века, отдельные из них демонстрировались в составе разных выставок, в том числе в постоянной экспозиции, но сегодня есть возможность увидеть их все сразу. Какие-то экспонируются вовсе впервые. Например, работа французского художника-баталиста Вильфрида БОКЕНЯ.
– Это художник, который все свое творчество посвятил изображению сцен Франко-прусской войны, – рассказывает куратор выставки Елена РЕУТОВА. – И вот, с одной стороны, мы говорим о легковесности салонного искусства, с другой – видим, что в нем присутствует и батальный жанр. Имя БОКЕНЯ современному человеку, наверное, не скажет ничего, но в свое время это был знаковый для Франции художник, можно сказать, ее знамя.
Европейская коллекция Музея имени М.А. Врубеля постоянно притягивает внимание музейщиков из Москвы, Санкт-Петербурга и даже Голландии. Каждое произведение здесь по-своему ценно. Но все же на какие-то из них можно обратить особое внимание.
– Если все-таки говорить об академическом искусстве, то, безусловно, это будет Джозеф СОЛОМОН, его «Нарцисс и Эхо», – делится Елена РЕУТОВА. – Потому что по своим внешним характеристикам это классическая салонная продукция. Также к выставке в багет было оформлено несколько работ, которые мы показываем очень редко, и они совершенно по-другому зазвучали. Например, для меня маленьким открытием стала работа швейцарского художника Эдмона де ПЮРИ «Мальчик-рыбак». Мы ее поместили отдельно, поскольку с точки зрения декоративных качеств это такая маленькая жемчужина, которой надо любоваться.
Отправляйтесь делать свои открытия! Выставка будет работать до 13 марта 2021 года.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ