Мост предлагается построить по концессионному соглашению.
В декабре на архитектурно-градостроительном совете в мэрии Омска стали известны планы муниципальных властей по строительству платного четырехполосного автомобильного моста через Омь, соединяющего улицы 2-я Учхозная и Раздольная. 700 млн рублей выразил готовность вложить частный инвестор – компания «Инвеста-Омск», чьим учредителем является ООО «Инвеста-Тула». Его директор Сергей БАННИКОВ (на фото) ответил на несколько вопросов обозревателя «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.
– Сергей Михайлович, цена за проезд действительно будет установлена в пределах 40-50 рублей, как уточняли ранее мои коллеги?
– Действительно, стоимость проезда для всего легкового транспорта планируется в этом диапазоне. Точная стоимость проезда будет определена после согласования всех технических требований к объекту. Для удобства пользователей будет предусмотрено несколько способов оплаты, в том числе по смс, через мобильное приложение, системы электронных платежей и другие.
– В Омске есть еще четыре моста через Омь. При наличии альтернатив как вы планируете стимулировать омичей ездить по платному мосту? Тем более экология в той зоне оставляет желать лучшего.
– Пользователями моста будут те автомобилисты, для которых этот маршрут станет более быстрым и выгодным по сравнению с затратами, которые они несут сейчас, пользуясь действующими мостами. При этом перераспределение транспортных потоков на новый маршрут снизит нагрузку на существующую транспортную сеть, уменьшит заторы и увеличит скорость движения по действующим мостам и прилегающим улицам. Также это положительно повлияет на экологию всего города, так как известно, что наибольшее количество вредных выбросов производят автомобили в пробках – при остановке и начале движения.
– На стадии обсуждения нашими чиновниками заявлялось: «Прописаны гарантии минимального дохода, если трафик на мосту окажется ниже минимально запланированного». Считаете ли вы справедливой эту схему? Рестораторам, например, не доплачивают из бюджета, если к ним пришло меньше гостей, чем они хотели.
– Обсуждаемый объект предлагается построить по концессионному соглашению, согласно которому инвестор (концессионер) обязуется создать объект за частные средства, после чего передать его в собственность городу (концеденту) и в дальнейшем эксплуатировать его за плату в течение определенного концессионным соглашением сроком. После этого мост будет эксплуатироваться городом в бесплатном режиме. При этом по общей практике концессионных соглашений используется механизм минимального гарантированного дохода – когда концедент гарантирует концессионеру уровень выручки минимально достаточной для обслуживания концессионером своих финансовых обязательств в случае, если возникнут особые обстоятельства, при которых сократится транспортный поток (например, возникла необходимость перекрыть дорогу для прокладки теплотрассы).
– И каков срок концессионного соглашения?
– Около 30 лет, но срок будет уточняться после согласования условий финансирования. На это время эксплуатация объекта, в том числе текущий и капитальный ремонт – за счет концессионера.
– Какие проекты уже реализованы вашей командой? Есть ли среди них платные мосты? Насколько я знаю, в стране их раз, два и обчелся. Причем в Удмуртии он не пользуется особой популярностью, поскольку стоимость проезда там весьма высока. А в Туле, кстати, власти отказались от платного моста, все-таки согласившись с населением, что это нонсенс.
– Нашей командой, ФК «Инвеста», реализован в 2012-2013 годах подобный проект – путепровод над железнодорожными путями в Рязани. Как вы правильно отметили, подобных проектов мало, и это один из немногих платных объектов дорожной инфраструктуры. Более того – это первый платный путепровод в РФ. С момента ввода этого объекта в эксплуатацию зафиксировано более 25 миллионов платных проездов. В настоящее время в стадии подготовки находится несколько проектов платных мостов и путепроводов в различных регионах России.
– У некоторых моих респондентов вызывают сомнения в ваших возможностях в полном объеме обеспечить строительство моста – вроде как активов, судя по финансовой отчетности, очень мало. Так ли это? Не переляжет ли вся ответственность на плечи местных областного и муниципального бюджетов? Проще говоря: где вы возьмете 700 млн рублей?
– Финансирование проекта будет осуществляться за счет собственных средств участников СПК (специальной проектной компании, создаваемой для реализации проекта) и заемных средств институциональных инвесторов. Среди наших партнеров ряд банков и НФП, заинтересованных в реализации данного проекта, но пока назвать их не могу, условия концессии со стороны концедента еще прорабатываются. При подписании концессионного соглашения СПК в соответствии с законодательством предоставит концеденту финансовые гарантии исполнения своих обязательств (банковские гарантии, страховое покрытие). Данные обязательства фиксируются в концессионном соглашении и защищают концедента от возможных отклонений в реализации проекта со стороны концессионера на всех его стадиях. На текущий момент уже профинансированы и проведены работы, в том числе разработка предпроекта мостового сооружения, подходов и транспортных развязок трассы и необходимые для этого изыскания, а также транспортные исследования. Финансирование создания объекта будет осуществляться в соответствии с условиями и графиком, предусмотренными концессионным соглашением.
– Какие проекты вы еще планируете реализовать? Еще на один мост в Омске – через Иртыш, предположим, решитесь?
– В настоящий момент в Омске мы сконцентрированы на проекте моста через Омь, надеемся, что проект будет одобрен – правительство области и муниципалитет явно заинтересованы в строительстве данного объекта. В дальнейшем при заинтересованности администрации готовы развивать сотрудничество по другим объектам.
– Были ли внесены какие-то изменения в проект со времен совета?
– Основное изменение касается организации системы взимания платы, которая предполагает использование новой технологии безостановочного безбарьерного проезда Free flow (свободный поток) с применением видеокамер, функцией распознавания государственного номерного знака и классификацией по типам транспортных средств.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 февраля 2021 года.