Есть опасения, что новый подход к просвещению выгонит из страны интеллектуалов.
Вчера, 12 мая, в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась конференция на тему «Закон о просветительской деятельности. Возвращение цензуры?».
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации» в части введения просветительской деятельности. Они вступят в силу с 1 июня 2021 года. Закон вводит понятие «просветительской деятельности». Она будет контролироваться государством. В частности, будет запрещено использовать её для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Проект подвергся активной критике от представителей образовательной и научной общественности, которые опасаются, что он станет инструментом цензурирования.
Заместителя председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке, депутата от Омской области Олега СМОЛИНА негативная реакция общественности не удивила:
– Считаю, что и принятый закон, и проект положения – это угроза национальной безопасности моей страны. Россия остро нуждается в поддержке просветительской деятельности. Треть граждан всерьёз думает, что Солнце – это спутник Земли, Коперника для них не было. Аналогичная ситуация в области естественных наук, ещё хуже – в области исторической грамотности.
Главное, что положение чревато оттоком умов за границу:
– Количество желающих заниматься просвещением несомненно упадёт. В то же время мы не можем наложить ограничения на тех, кто занимается просветительской деятельностью через интернет из других стран. Целый ряд зарубежных порталов работает, как кадровые агентства. Они быстро определяют талантливых детей и молодёжь, предлагают им места в зарубежных университетах или высокотехнологичных компаниях. По оценкам Германа ГРЕФА, утечка умов с экономической точки зрения наносит больше вреда, чем утечка финансового капитала.
Омбудсмен в сфере образования Амет ВОЛОДАРСКИЙ считает, что утечка умов идёт не на запад, а в Азию:
– Пандемия и самоизоляция лишь притормозили этот процесс. Закрытие Рособрнадзором порядка полутора тысяч вузов и филиалов привело к оттоку профессорско-преподавательского состава в зарубежные страны и в первую очередь в Китай. Если мы не изменим понятие «просветительская деятельность» в новом законе, то просто выгоним из страны людей, которые занимаются просветительской деятельностью. Несогласованное с властями обучение выходящему за рамки учебных программ в школах и вузах будет считаться нарушением закона. А все и так устали от ВПР, натаскивания к ЕГЭ, постоянных проверок. Требование, скажем так, «лицензировать» просветительскую деятельность — дополнительный хомут.
Полный текст читайте в свежем выпуске газеты «Коммерческие вести» от 19 мая.
Фото © НСН