И.о. директора департамента транспорта Омска заявил, что федеральный закон дает право частным перевозчикам самим определять цену на проезд.
Сегодня, 19 мая утром на ГТРК «Иртыш» заместитель директора по телевизионному вещанию Андрей КОПЕЙКИН взял интервью у и.о. директора департамента транспорта города Омска Вадима КОРМИЛЬЦА. Речь шла о решении ряда перевозчиков сравнять стоимость наличного и безналичного проезда на маршрутках.
— Прошла информация, что около 40 маршрутов подняли стоимость проезда до 30 рублей. Сегодня что-то изменилось?
— По состоянию на 15 мая у нас были заявления от 31 частного перевозчика о том, что они планируют с 15 увеличить стоимость проезда до 30 рублей. Это должно было коснуться 48 маршрутов. По состоянию на 9 часов сегодняшнего у нас осталось четыре перевозчика, которые работают по семи маршрутам, оставшихся на своих прежних позициях – стоимость проезда составляет 30 рублей без предоставления льгот. То есть 27 перевозчиков по этим маршрутам откатились на свои прежние позиции.
— Законно ли это повышение? Могут ли это делать частники?
— Вопрос простой, и ответ на него тоже простой. Как это не странно — да, законно. Эти правоустанвливающие отношения между пассажирами и перевозчиками устанавливаются 220 Федеральным законом. Он достаточно свежий. В 2016 году вступил в законную силу. Он обозначает два вида перевозок регулярных. По регулируемым маршрутам, в случае этом либо муниципалитет либо орган государственной власти субъекта устанавливают тариф. Второй вид перевозок – с нерегулируемыми тарифами. Там сказано, что этот тариф устанавливается самостоятельно перевозчиком, что и было ими реализовано. Без нарушения закона.
— Значит, они могут установить и сто рублей согласно закону?
— Закон не запрещает. Требования федерального закона мы обойти не можем. Но тем не менее работу с перевозчиками мы провели – видно по результатам. И эта работа на сегодняшний день продолжается. Кроме всего прочего дополнительно могу сказать, что этому большое внимание уделяется безусловно и руководством города. На завтра назначена рабочая встреча заместителя мэра города Олега Игоревича ЗАРЕМБА с частными перевозчиками именно по этому вопросу.
— Правда ли, что эти перевозчики перестали взимать безналичную оплату? Перешли только на наличный расчет? И законно ли это?
— На самом деле у нас в департаменте нет такой информации, что все перешли на наличные. Были такие опасения, что вот этот переход на повышение тарифа будет способствовать тому, что перевозчики частные откажутся от безналичной оплаты проезда и таким образом попытаются уйти в серую зону. На самом деле, такая информация не подтверждается. Часть перевозчиков все-таки работает в основном по электронным способам оплаты проезда. Опять же 220-й Федеральный закон позволяет перевозчикам определять самостоятельно по нерегулируемому тарифу не только стоимость проезда, но и способ оплаты. То есть в принципе на перевозчике нет обязательства брать к оплате и банковские карты, электронные проездные билеты и электронные транспортные карты. Это его собственный выбор.
ОБНОВЛЕНО:
Сегодня, 19 мая, около половины второго дня пресс-служба омско мэрии сообщила:
— Отметим, что три перевозчика выразили намерение в течение сегодняшнего дня отозвать уведомления о повышении стоимости проезда, с завтрашнего дня терминалы в автобусах этих маршрутов будут перепрограммированы на прежнюю стоимость. Если данные уведомления будут отозваны, то повышенная стоимость проезда будет действовать только на маршруте №345, обслуживаемом ИП Семенюк Н.М.
Еще раз ОБНОВЛЕНО:
В 15-00 пресс-служба омской мэрии добавила:
— По состоянию на 15:00 часов все перевозчики, отправившие уведомления в департамент транспорта об увеличении стоимости проезда, приняли решение вернуть прежнюю стоимость.
Пассажиры на маршрутах №№ 97, 272, 345, 392, 418, 511, 703 смогут осуществлять поездки по прежней стоимости с 20 мая.
От «Коммерческих вестей»:
Практически все СМИ, комментировавшие ситуацию с частными перевозчиками, заявившими, что будут перевозить безналичников за те же 30 рублей, что платят наличными, забывают самое главное: в 2021 году за каждого перевезенного пассажира на каждом муниципальном троллейбусе или трамвае автопредприятие получает 65 рублей 61 копейку, на каждом автобусе – 47 рублей 46 копеек.
30 рублей из них платит пассажир (если речь идет об оплате наличными), остальное – бюджет. Маршрутки, которые возят пассажиров по нерегулируемым тарифам, получают от каждого пассажира 30 рублей (если речь идет о наличке) и ни копейкой больше. При оплате безналом обычными гражданами все уменьшается на пять рублей.
За перевозку льготников, имеющих право на бесплатный проезд, муниципальному транспорту, опять-таки, возмещают 65 руб. 61 коп. или 47 руб. 46 коп., а упомянутому выше перевозчику – 20 рублей. Этих льготников маршрутки, насколько я понимаю, продолжают перевозить и сейчас на тех же условиях.
А затраты растут: бензин, газ, тахограф… Отсюда и конфликт. Поэтому заявление о том, что важно, дабы «ни в коем случае частные перевозчики не «выкручивали рук» пассажирам, не повышали тарифы для людей» в корне неверно.
После того, как в мэрии Омска не услышали вежливых просьб перевозчиков попытаться как-то совместно решить эти проблемы, перевозчики просто ударили кулаком по столу. То есть они добивались только одного: диалога — чтобы их проблемы услышали. Они направили предупреждения за две недели до 15 мая. Но в эти две недели никто так и не прореагировал. Кто-то на праздники улетел домой в другой регион, кто-то занимался будущими выборами. Поэтому и произошло то, что произошло.