В горсовете подняли вопрос удаления больших и тяжелых машин с улиц города.
На заседании комитета по вопросам транспортной инфраструктуры Омского городского совета в ноябре обсудили движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по территории города.
Альтернативные маршруты для грузовиков
Как пояснил глава комитета Юрий АРЧИБАСОВ, стоит задача, чтобы таких автомобилей по улицам мегаполиса двигалось как можно меньше, поскольку они создают пробки и разбивают асфальт.
Директор департамента транспорта администрации города Омска Вадим КОРМИЛЕЦ напомнил депутатам, что, когда тему обсуждали в прошлый раз, представитель ГИБДД пояснял, что функцией контроля за передвижением тяжеловесных транспортных средств обладает Ространснадзор:
— Порядок остался прежний. Существует центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог федерального дорожного агентства, который выдает разрешения. Мы при необходимости проводим процедуру согласования маршрутов передвижения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства по территории Омска. За 2023 год в департамент транспорта на согласование маршрутов поступила 6501 заявка, а за 9 месяцев текущего – 1102.
Такая разница удивила депутатов. Юрий КОЗЛОВСКИЙ уточнил:
— У нас количество транспортных средств снизилось в 6 раз, правильно?». «Я не могу сказать, что снизилось. Поступило заявок, – уточнил Вадим КОРМИЛЕЦ и пояснил: – Возможно движение без заявок. Допускаю такую мысль. Не думаю, что резко произошло снижение объема перевозок. Может быть, сквозь территорию города он снизился и пошел по окружным? Такой вариант возможен. Кроме прочего, надо понимать, что большая доля заявок поступает к концу года – в ноябре-декабре. Поэтому подводить итоги пока рано.
Депутат Андрей БОНДАРЕНКО поинтересовался, есть ли возможность запретить движение по городу транзитного и крупногабаритного транспорта в дневное время:
— Сейчас на 28-й Рабочей просто беда – выпал первый снег и движение парализовано. Жители из Московки не могут выехать, т. к. фура не может подняться на мост. Основной вопрос – как запретить проезд в дневное время транзитного транспорта. Есть такая возможность? В других регионах существует такая практика. В Волгограде на въезде стоят щиты, что с 7:00 до 22:00 движение транзитного транспорта запрещено по городу.
Тут Вадим КОРМИЛЕЦ заметил, что вопрос, поднятый депутатом, гораздо шире того, который был заявлен в повестке:
— Чтобы мы могли ограничить движение грузовиков по отдельным улицам города или в определенные часы суток, необходимо несколько параметров. Первый – техническое заключение, на основании которого можно ту или иную улицу исключить. Например, в связи с тем, что прочностные характеристики дорожной одежды не позволяют пропускать транспортные средства массой выше, например, 20 тонн. Второй – погодные условия. То же самое вправе делать Госавтоинспекция при неблагоприятных погодных условиях – пурге, сумасшедшем обледенении проезжей части и т. д. И третье, когда мы стремимся уже не столько защитить улично-дорожную сеть от разрушения грузовыми автомобилями, сколько облегчить условия движения остальных видов транспорта на территории города в пиковые часы. Основным документом для запрещения движения грузовиков на постоянной основе является комплексная схема организации дорожного движения. На основании этого документа разрабатываются локальные проекты на улицы, которые перечислены в схеме, и предусматриваются соответствующие дорожные знаки. Комплексная схема должна перечислить не только улицы, на которых запрещено движение грузовиков, но и проложить для них каркас свободного движения по территории – альтернативные маршруты.
Пункты весового контроля
Когда слово предоставили заместителю начальника управления Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по СФО (Ространснадзор по СФО) Геннадию ЧЕБЕЙКО, он сразу перешел к сути:
— Мы осуществляем весовой и весогабаритный контроль на федеральных дорогах и иных. В пункте 5 (приказа Минтранса России № 348) прописано, что на иных автомобильных дорогах контроль может осуществлять владелец таких дорог, т. е. сама администрация города. У нас сейчас работает четыре пункта контроля, и все они передвижные (на Р-402 трасса Тюмень-Ишим-Омск – стационарный пост убрали): на границе с Казахстаном в Исилькуле и в Одесском районе, в Черлакском и на Р-254 на Новосибирском направлении – на бетонке, где старый пост ГАИ. При желании администрация города может закупить себе такой же передвижной пост и осуществлять контроль. Мы последний приобрели за 7 млн рублей. Но для контроля нужна площадка. Не могу я выехать на ул. Омскую, разложить весы, перекрыть движение и взвешивать. Одно из условий – обеспечение безопасности дорожного движения. Это можно на ответвлениях, специальных площадках.
Геннадий ЧЕБЕЙКО рассказал, что в 2023 году Ространснадзор по СФО отрабатывал жалобу, которая пришла через прокуратуру. Житель пожаловался, что в Береговом по ул. Иртышской ездят автомобили с перегрузом и разбивают дорогу. На запрос ведомства в администрацию города пришел ответ из департамента городского хозяйства на трех листах, где в конце было указано: «Адресно-инвестиционной программой города Омска на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, утвержденной решением Омского городского совета от 14 декабря 2022 года, мероприятия по организации пункта весового контроля транспортных средств на территории города Омска не предусмотрены». Подписан ответ был заместителем директора департамента Асхатом САБИТОВЫМ.
— Вы и не планируете это. Не знаю, зачем вопрос поднимаете! – резюмировал историю Геннадий ЧЕБЕЙКО.
Нарушители подстраиваются под режим работы Ространснадзора
Когда Юрий АРЧИБАСОВ (на фото) поинтересовался, есть ли эффект от передвижных пунктов Ространснадзора, Геннадий ЧЕБЕЙКО пояснил ситуацию. Дело в том, что на казахстанской стороне недалеко от границы с Одесским районом расположен карьер со щебнем, из которого с большим перегрузом машины вывозят породу.
— Пришлось пойти на хитрость, – заметил заместитель руководителя Ространснадзора по СФО и рассказал: – Раньше мы полдня отработали, инспекторы ушли – машины поехали, инспекторы пришли – машины встали. Изыскали возможность в круглосуточном режиме работать. УДХ Омской области выделило своих специалистов. И теперь машины не едут. Когда в последний раз был на областной комиссии, КУРМАНОВ (заместитель председателя правительства Омской области) смеялся, что ему уже из Казахстана звонят: «Когда вы уберете своих с границы?
По словам представителя Ространснадзора, в круглосуточном режиме ведомство работать не может – не хватает инспекторов. Водители это знают и пользуются ситуацией.
— Сейчас по Одесскому району 6 материалов в судах за превышение. Но в основном нарушители подстраиваются под режим нашей работы. Инспектор уехал – они поехали, – рассказал Геннадий ЧЕБЕЙКО.
Большегрузы к колейности в Омске не причастны
Депутат Сергей ДРОЗДОВ предложил поставить знаки, запрещающие большегрузам ездить по мостам, а Юрий КОЗЛОВСКИЙ заметил, что из-за них в городе раз в два года приходится ликвидировать колейность на центральных улицах. Однако Вадим КОРМИЛЕЦ не согласился с таким выводом:
— Это не так. Во-первых, движение грузовиков в центральной части города не такое, чтобы они истерли дорожное покрытие. В первую очередь это происходит за счет шипованной резины легковых автомобилей. Особенно в зимний период. Во-вторых, по ширине существующие колеи не совпадают с колесами большегрузного транспорта или даже городского пассажирского. Этому есть куча подтверждений, научных исследований. Шведы плотно занимались проблемой в 70-е годы и даже ввели стандарты по ограничению размеров и веса шипов, они запрещали шиповать грузовые автомобили именно по причине повышенного износа покрытия в зимний период.
Заместитель директора департамента городского хозяйства Асхат САБИТОВ в ходе обсуждения сообщил, что в бюджете города на 2025 год предусмотрено финансирование на диагностику автомобильных дорог, в частности на изучение конструкции дорожной одежды и допустимой нагрузки на ось:
— По результатам этой работы будет материал, благодаря которому мы сможем ограничивать движение большегрузного транспорта по нагрузке на ось.
Просчитывал департамент и создание передвижного пункта весогабаритного контроля – вместе с оборудованием он обойдется в сумму около 20 млн рублей.
— С областью разговаривали, изучали. Не особо это эффективно, потому что на каждом пункте должен быть сотрудник Госавтоинспекции. Нет возможности круглосуточно осуществлять этот контроль. В основном транспортные средства либо останавливаются и ждут, пока сотрудники уедут, либо осуществляют объезды, – пояснил Асхат САБИТОВ.
Геннадий ЧЕБЕЙКО в ответ предложил попросить передвижной комплекс у области:
— На совещании в августе КУРМАНОВ говорил, что у области есть три передвижки. Может, одну у них взять? Насколько я понимаю, они их вообще не используют. У меня, например, нет информации, чтобы хоть одна работала.
Также Асхат САБИТОВ заметил, что автоматические рамки весогабаритного контроля на территории Омска сделать невозможно, поскольку для них нужен прямой участок 400-600 метров – без заездов, примыканий, где транспорт будет двигаться с определенной скоростью.
В конце обсуждения темы Юрий КОЗЛОВСКИЙ и Сергей ДРОЗДОВ предложили создать рабочую группу, где весной 2025 года рассмотреть вопрос более детально.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии и газеты «Коммерческие вести» от 20 ноября 2024 года.