Кандидаты и доктора юридических наук из Омска, Перми и Москвы подискутировали о будущем института медиации в стране.
28 мая Омское региональное отделение ассоциации юристов России на базе юридического факультета ОмГУ им. Достоевского провело круглый стол на тему «Современное состояние и перспективы развития института медиации в России».
– Я не могу назвать закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) мертворождённым, – начала дискуссию заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права ОмГУ Елена НЕВЗГОДИНА. – Но мне кажется, этот закон изначально не учитывал человеческий менталитет, причём речь не только о российских гражданах. Конечно, есть много покладистых людей, разумных, но всё-таки большинство не такое – достаточно посмотреть на дела о наследстве, разделе имущества, опеке над детьми. Там идут до конца! Думаю, в предпринимательских спорах институт медиации более работоспособен.
Полковник полиции, кандидат юридических наук, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России Константин КАРПОВ согласился, что медиации не место в семейных вопросах:
– В судебной практике мне приходилось участвовать и в бракоразводных процессах, и в процессах по разделу имущества. Количество судебных споров примерно равно количеству случаев, когда дело всё-таки не дошло до суда. Мы спокойно обошлись без медиации, используя другие процедуры. В США отправляют пару к семейному психологу, и пока тот не вынесет свой вердикт, судья не даёт добро на расторжение брака. Но в нашей стране правовое поле не сложилось, в котором можно было бы посеять семя медиации.
В сфере бизнес-взаимоотношений тоже не все были настроены оптимистично по поводу института медиации. Доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса ПГНИУ Владимир БОЛДЫРЕВ уточнил, что корпоративные конфликты в 80% случаев доходят до суда:
– Пока одна из сторон корпоративного конфликта не достигнет решающего перевеса, договориться практически невозможно. Кто бы ни участвовал в спорах – мажоритарии, миноритарии, обладатели равных долей – существует множество способов достать друг друга, в том числе пытаясь разрушить сам бизнес, жалуясь в органы государственной власти и тем самым блокируя любые экономические решения. Я не представляю, как можно заключить соглашение, которое бы обладало правоприменительной силой в корпоративном споре, потому что зачастую это целая цепочка различных взаимосвязанных решений, сделок, нередко с большим количеством участников.
Председатель Исполнительного комитета ОРО АЮР, генеральный директор ООО «Юридическая компания «Ф-Групп» Елена БОГДАНОВА отметила:
– Как практикующий юрист, я считаю, что у института медиации в России есть будущее. Опыт Москвы и Санкт-Петербурга показывает, что медиация всё-таки работает. Возможно, это связано с невероятно длинными сроками рассмотрения дел в их судах.
Эксперт подчеркнула, что 95% её клиентов даже не слышали о таком процедуре, как медиация.
Мнения других участников дискуссии читайте в полном репортаже с мероприятия в новом выпуске «Коммерческих вестей» от 9 июня.
Фото © Максим КАРМАЕВ