В Омске идут в рост суммы взысканий долгов за коммунальные услуги.
В пресс-центре МКР-Медиа представители УФССП по Омской области, Омского отделения Сбербанка и ресурсоснабжающих организаций обсудили динамику роста задолженности омичей за потребленные ресурсы и ее взыскания.
Настораживающий рост
Основную информацию по количеству исполнительных производств, суммам взысканий и собственно результатам работы с должниками до участников пресс-конференции донесла руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Галина ТИТОВА (на фото). Она напомнила, что с середины 2020 года для приставов в рамках 215-ФЗ начали действовать ограничения: нельзя было проводить рейды по адресам неплательщиков, и потому массовых взысканий не было. Что касается появления новых задач, то их у управления хватает:
— К сожалению, мы наблюдаем рост поступающих к нам исполнительных документов по взысканию задолженности за коммунальные услуги, но если по количеству это пока примерно уровень прошлого года, то по сумме рост идет очень большой. В этом году к нам поступило 65 тыс. исполнительных документов: сумма, подлежащая взысканию, – почти 800 млн рублей. Примерно треть из нее приходится на юридических лиц, остальное – задолженность граждан. В этом году мы взыскали 300 млн рублей по предъявленным документам. В настоящее время всего у нас на исполнении 83 тыс. исполнительных документов на сумму почти 1,3 млрд рублей. Здесь также две трети – задолженность физических лиц перед организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, и предприятиями топливно-энергетического комплекса. И конечно настораживает, что сумма, поступающая к нам на взыскание, увеличивается.
Служба судебных приставов все еще работает в режиме ограничений, занимаясь в основном взысканием дистанционного характера – это в первую очередь списание денежных средств со счетов для погашения долга. В отношении злостных неплательщиков применяется такая мера как ограничение на выезд за границу – оказывается, и в период пандемии она остается действенной. Галина ТИТОВА уточнила, что на сегодня каждый 13-й должник ограничен в праве выезда с территории РФ.
Вопросы к теплоснабжающим
Как рассказал заместитель генерального директора по реализации газа «Газпром межрегионгаз Омск» Антон СЕНЬКОВ, в его организации доля задолженности непосредственно населения не так велика:
— По состоянию на 1 июня просроченная задолженность по нашей организации – более 2 млрд рублей, из которых львиная доля – почти 1,6 млрд – это теплоснабжающие предприятия. На население приходится 290 млн, в том числе большая часть задолженности – с данностью образования до шести месяцев. Свыше шести месяцев у нас только 25 млн рублей.
Предприятие применяет все возможные способы для истребования долгов, в том числе взыскание через суд, но самая действенная мера – это, конечно, отключение услуги. Производить отключение газа, используемого для приготовления пищи, по закону можно в любое время, а вот газ, который применяется для отопления, можно отключить только в межотопительный период. Поэтому именно сейчас «Газпром межрегионгаз Омск» проводит масштабную компанию по отключению должников. Ежегодно она отключает около 4 тыс. абонентов:
— В 2020 году в отношении ресурсоснабжающих организаций действовали ограничения по отключениям, по начислению пени, теперь таких ограничений нет, и мы этим механизмом, естественно, пользуемся. Надеемся к концу лета значительно сократить задолженность. Около 30% тех, к кому приходит бригада на отключение, гасят долг сразу же на месте. Количество эпизодов отключения примерно на одном уровне год от года, поскольку оно связано с технической спецификой, плюс сдерживающим фактором является штат.
Рост – это норма
По словам коммерческого директора АО «ОмскВодоканал» Ольги СМИКОВСКОЙ, ситуация с долгами за воду выглядит не так плохо:
— 2021 год относительно прошлого года показывает улучшение ситуации ровно вполовину: если в период пандемии рост дебиторской задолженности по населению у нас был 10%, то за пять месяцев этого года он – 4,6%. Дебиторская задолженность в любом случае растет из года в год. И в прошедших периодах она, естественно, выросла, но если ее анализировать в 2021 году за 2020 год, то надо сказать, что люди все равно рассчитались, но позже. Это факт. Мы за то, чтобы пеня вернулась, потому что это определенным образом стимулирует население, дисциплинирует. И надо сказать, что в прошлом и в этом году пеня даже если не начислялась в квитанции, то при подаче исков она в любом случае была.
В свою очередь, будучи законодательно ограниченными в отключении должникам воды, ОмскВодоканал злостным неплательщикам отключает канализацию.
Должники-банкроты
В беседе Ольга СМИКОВСКАЯ затронула многолетнюю проблему ресурсоснабжающего предприятия – это долги управляющих компаний ближайшего пригорода – Омского района, которые используют сети городского водоканала:
— Общая дебиторская задолженность таких управляющих компаний как «Гидросети», «Кммуналсервис», «ЖКХ Мостовик», «АСО Сервис», «Ясная поляна» на сегодня составляет более 150 млн рублей. Причем если в Омске задолженность выросла на 46 млн рублей, то за тот же период по Омскому району она увеличилась на 80 млн, т.е. в два раза. Причем население там платит на уровне не менее 85%, но эти управляющие компании с нами вообще никаким образом не рассчитываются. В очередной раз у нас «Гидросети» в банкротстве с суммой долга 7,8 млн рублей, и создана уже новая управляющая компания «Гидросервис», у которой за пять месяцев работы дебиторская уже – 1,5 млн рублей. «Коммуналсервис», который сейчас уже тоже находится в банкротстве, должен 85 млн рублей. И до этого мы списали примерно столько же. У «ЖКХ Мостовик», который оказывал услуги в поселке Дружино и на сегодняшний день тоже является банкротом, – списание – 46 млн рублей. Все эти организации все время куда-то исчезают и заново создаются. У меня вопрос к Администрации Омского района – до каких пор это будет продолжаться? Понятно, что ограничить мы их не можем, отключить не можем, потому что конечные потребители граждане.
Спикер уверена, что проблема именно в районной администрации, которая выбирает такие УК, позволяя им в том числе участвовать в концессии. И эти компании с уставным капиталом 10 тыс. рублей – т.е. с них нечего взять, в итоге банкротятся каждые два года:
— И каждый раз потом выбираются те же самые компании, с теми же учредителями, чуть ли не с теми же директорами. Ну, по крайней мере люди ходят одни и те же, – возмутилась руководитель.
О «тяжелой» задолженности
Начальник управления продаж тепловой энергии населению «Омск РТС» Светлана БАРСУКОВА рассказала о ситуации с долгами омичей за горячую воду:
— У нас задолженность физических лиц на 1 июня составила 1 млрд 867 тыс. рублей – за год она приросла на 21 млн рублей. Основная масса прироста – это задолженность, которая уже тяжелая в своей массе, она составляет больше 36 месяцев. Потребителям, которые ее накопили, тяжело рассчитаться, и, как правило, эта сумма продолжает увеличиваться. Способы борьбы у нас у всех идентичны, но если все мероприятия остаются без результата, приходится идти на крайние меры, в том числе на ограничение горячего водоснабжения. За пять месяцев 2021 года мы обошли 7 000 должников с рейдом по ограничению, но отключили в итоге только 400 – остальные расплатились с поставщиком.
Демпинг УК
Своей статистикой по задолженности за поставленный ресурс поделился заместитель генерального директора по реализации электроэнергии и мощности Омской энергосбытовой компании Анатолий РУДНИК. Он сообщил, что если энергопотребление предприятий Омска за 2020 год в связи с переходом на самоизоляцию уменьшись, то население, напротив, увеличило свое потребление:
— Предприниматели в период ковида резко снизили потребление и тем самым снизили свою задолженность. Иная ситуация с физическими лицами. Их просроченная дебиторская задолженность на сегодня – 694 млн рублей. Примерно половину из нее мы просуживаем.
Так же, как и коллеги, Анатолий РУДНИК назвал «основную боль» предприятия – это квартиросъемщики частного сектора и управляющие компании:
— Есть дома, которые не могут выбрать себе управляющую компанию, либо выбирают заведомо такую, которая демпингует на рынке жилищных услуг и не платит за ресурсы, за счет этого удерживая низкую цену. К сожалению, это в нашем регионе процветает. С годами таких компаний больше не становится, как правило, это одни и те же юридические лица. То есть существует определенный перечень управляющих компаний, которые банкротятся, переходят, бегают от долгов, и мы естественно пытаемся привлечь их к уголовной ответственности, в том числе и по ст. 315 – за уклонение от уплаты исполнительных документов.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 июня 2021 года.