Продолжаем цикл обсуждения темы будущего главы Омска. Каким должен быть руководитель города-миллионника? Решением каких проблем ему стоит заняться в первую очередь? Своим мнением поделился с «Коммерческими вестями» партнёр НП СРО «Омские перевозчики» Вячеслав ДОРОНКИН.
– Мэр нашего города, как ответственный хозяйственник, должен чётко понимать, что на рынке пассажирских перевозок исторически сосуществуют два сегмента: муниципальный транспорт и частные перевозчики. И это должны быть не взаимоисключающие, а взаимодополняющие части рынка. Только в этом случае общественный пассажирский транспорт будет работать как единый механизм. И главная роль в отладке этого механизма отводится муниципалитету как регулятору пассажирских перевозок и беспристрастному арбитру.
Но что мы имеем на сегодня? Огромную финансовую поддержку муниципального транспорта (бюджетную компенсацию межтарифной разницы, приобретение нового подвижного состава и т.д.) и практически полное игнорирование проблем частных перевозчиков. Это и неоправданно низкий уровень компенсации за перевозку льготной категории пассажиров (20 рублей при стоимости тарифа перевозки в 30 рублей), и работа на малодоходных, а то и вовсе убыточных маршрутах, и высокие процентные ставки по кредитам и т.д. Для того, чтобы частные перевозчики в столь сложных экономических условиях могли хотя бы выживать, нужно как можно быстрее найти консенсус с властью по перечисленным направлениям.
Общая проблема всех перевозчиков – кадры. Порой и автобусы есть, а работать на них некому. Данную проблему можно было бы решить за счёт повышения заработной платы, но это возможно только при условии увеличения прибыли, а значит, в ближайшем будущем неизбежно изменение стоимости проезда. Приведение в 2022 году стоимости проезда и размера компенсации за перевозку льготной категории пассажиров в соответствие с текущими экономическими реалиями позволит частным перевозчикам минимизировать финансовые потери 2020–2021 годов.
Не менее важно для частных перевозчиков понимать ясные перспективы своего бизнеса. А это возможно только в постоянном эффективном диалоге с муниципальной властью. К сожалению, на сегодняшний день у нас нет понимания, как мы будем работать даже через полгода при переходе на единый муниципальный контракт. Какие изменения рынка перевозок произойдут с внедрением новой маршрутной сети? Какое количество маршрутов предоставят частным перевозчикам? А ведь именно от ответов на эти вопросы зависят и объём инвестиций в бизнес, и долгосрочное планирование, и многое другое. В любом бизнесе, если ты не понимаешь перспектив (или хуже того, понимаешь, что перспективы нерадужные), то теряется мотивация развивать бизнес.
Мы работаем в городе, в котором сами живём. И хотим развивать свое дело: поднимать зарплату своим сотрудникам, приобретать новые комфортабельные автобусы, перевозить пассажиров безопасно и строго по графику, но для этого нас должны воспринимать как равноправных участников рынка пассажирских перевозок. Вести диалог со всеми игроками и создавать отлаженную систему общественного пассажирского транспорта из разных секторов на благо омичей – в этом и будет состоять одна из главных задач нового мэра.
Фото © личный архив героя публикации