Идею закладывать более износостойкое покрытие на перекрестках, светофорах и остановках эксперты СибАДИ вносили еще в прошлом году, но развития она не получила.
8 декабря на заседании комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта депутаты обсудили информацию о строительстве и реконструкции дорог в Омске.
Депутат Дмитрий ЛИЦКЕВИЧ попросил уточнить, отчего случается на дорогах продольная колейность: «Здесь вопрос в качестве нанесения верхнего асфальтного слоя или дело в самом основании дороги, потому что оно уже свой срок отслужило? У нас на некоторых центральных магистралях вроде как и покрытие поначалу качественное, но по истечении двух-трех лет эксплуатации начинает возникать колейность. Или нагрузки, которые в свое время закладывались в основание этих дорог, не соответствуют современным машинам, у которых больше тоннаж?».
– Вы правильно сказали. Есть два фактора образования продольной неровности в виде колеи. Это и недостаточная прочность дорожной одежды, и износ верхнего слоя покрытия, из чего бы он не был изготовлен. Даже если из бетона, под воздействием шипованных шин возникает колея. Особенно активно она начинает появляться в местах торможения и трогания автомобилей, т. е. на перекрестках. Заметьте, это на Красном Пути, на Лукашевича. Ближе к перекрестку появляется резко выраженная колея. И на автобусных остановках, особенно в местах, где нет остановочных карманов, а просто полоса движения. Но это архаизм, от которого нужно уходить. Наш классический троллейбус дает колоссальную нагрузку на заднюю ось. Порядка 13 тонн, – обозначил проблему завкафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» ФГБОУ ВО СибАДИ Геннадий ДОЛГИХ, который участвовал в заседании в качестве эксперта, и пояснил, как она может быть решена: – Например, советские ГОСТы предполагали наличие спецасфальтов. Это такие высокощебенистые смеси, которые являются более износостойкими. Современные асфальтобетонные смеси тоже могут быть изготовлены по похожим технологиям – с экстремальными нагрузками. Идти нужно по пути повышения жесткости дорожных покрытий, не подходить к ремонтам с точки зрения «давайте уложим 2,5 слоя асфальтобетона и достаточно», а все-таки ориентироваться на данные диагностики в части оценки прочности. В этом году такой шаг сделан, т. е. сначала определяем фактическую несущую способность конструкций, затем оцениваем, насколько ее нужно увеличить или восстановить и после уже обоснованно назначаем конструкцию.
Эксперт рассказал, что в Москве на магистралях с высокой проходимостью (приблизительно как на Красном Пути) покрытие меняется каждые четыре года хотя бы в местах торможения автомобилей и на остановках:
— Другого пути нет, к сожалению. Материал изнашивается. Шипы являются дополнительным фактором износа покрытия, точно вам скажу.
— Так, может, рекомендовать на экстремальных участках более износостойкое покрытие наносить? Скоро ведь у нас начнется этап заключения договоров на будущий год, и стоит учесть моменты, которые эксперт назвал? – предложил депутат ЛИЦКЕВИЧ
— В прошлом году на совещании мы вносили такое предложение. Его обещали рассмотреть, – спокойно, но с отчетливым подтекстом безнадежности сообщил Геннадий ДОЛГИХ.
Но его выводы устроили не всех.
— Я не согласен с экспертом в том, что наши дороги изнашиваются из-за предельно допустимых нагрузок по транспорту, – заявил депутат Дмитрий ПЕТРЕНКО. – Первое. 90% щебня для дорог привозится из Казахстана. Фракция 40-70 мм. Там должен быть сертификат морозостойкости 300. Но мы же понимаем, что все эти сертификаты рисованные и по факту щебень им не соответствует. Второе. Вы не обращали внимания, что по центру дороги появляются ямки. А все потому, что ресайклер идет в двух направлениях и надо герметизировать шов. А когда битум украли, в шов попадает влага и появляются ямки по центру. Это явный признак того, что битума не доложили. Третье. В Европе стандарт на несущие свойства полотна в 1,3-1,7 раза выше, чем у нас, в Америке – в 2 – 2,5 раза. Их фуры тяжелее в 1,5-2 раза, чем наши. У них нагрузки на ось совершенно другие. В России одни из самых мягких стандартов для дорожного покрытия. РФ входит в ассоциацию стран, где длина и диаметр шипов на колесах сертифицируются. У нас не может быть на резине шипов, которые изнашивают наши дороги больше, чем европейские или американские. Если бы вы банально соблюдали технологии ремонта и строительства дорог, то такого бардака бы не было. Дороги бы работали не по четыре, а по 15-20 лет.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 декабря 2021 года.