«Коммерческие вести» совместно с Центром поддержки экспорта Омской области продолжают рубрику «Истории успеха», где рассказывают об омских предпринимателях, успешно конкурирующих с мировыми лидерами производства. Сегодня в нашей рубрике – интервью с одним из учредителей ТМ «Новатор» Владимиром ЯБРОВЫМ.
– Владимир, расскажите, как появилась компания «Новатор» и чем она занимается.
– Компания была основана в начале 2000-х годов Виктором Валерьевичем ПЕТУХОВЫМ, отцом Ивана Егоровича ПРИСТАЙЧУКА, который сегодня является директором и соучредителем компании. Я – второй соучредитель. Его задача – организация труда на производстве, моя – сбыт продукции.
Виктор Валерьевич, по сути, является автором всех пельменных аппаратов, которые производят в нашей стране. Сначала он работал в «Сибирском деликатесе», потом стал заниматься разработками самостоятельно. В 2006 году его не стало, и дело продолжил Иван Егорович. Я пришел работать в компанию в 2007 году, до этого руководил ООО «Юни-Тайлер-Омск», которое занималось производством пельменей. Мы объединили два наших предприятия. Мне давно хотелось модернизировать оборудование, на котором лепили пельмени, но руки не доходили. В данный момент наше пельменное производство в Марьяновке законсервировано, но оно позволяет нам демонстрировать работу оборудования клиентам. И главное – у нас, в отличие от многих других производителей, есть возможность испытывать свою продукцию, оценивать последние технические и электронные преобразования – есть от них толк или нет.
– Что вы сейчас производите?
– Пельменные автоматы производительностью от 100 до 1200 килограммов в час. Еще у нас есть оборудование, сопутствующее производству пельменей. В ближайшее время запустим тестомесы. Хотим сделать их немного дешевле, чем у конкурентов, чтобы облегчить нагрузку на клиентов и увеличить объем продаж.
– Какова производительность вашего производства? Сколько аппаратов вы делаете в год?
– Около сотни. У нашего оборудования – колоссальная ремонтопригодность, подшипники не надо менять каждые три месяца, они по десять лет служат.
– Знают ли о вас в России?
– Конечно. Мы работаем практически со всеми регионами – от Мурманска до Владивостока. Наш аппарат стоит даже в Дивеевском монастыре.
– А зарубежные направления осваиваете?
– У нас были поставки в Казахстан, Белоруссию, Армению, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Германию, Норвегию. В Риге стоят наши пельменные аппараты, в Нью-Йорке. Когда появился свой сайт, через него пошли зарубежные заказы.
– Какие ваши аппараты наиболее популярны на зарубежных рынках?
– В основном на 350-500 килограммов. Это достаточно большие мощности, которые позволяют получать в месяц 300 тонн пельменей.
– Вспомните самую дальнюю или самую сложную поставку.
– Самая дальняя была в Нью-Йорк. Но она оказалась самой простой. Сложной, пожалуй, можно назвать отправку аппарата в Норвегию, но не по нашей вине. Мы предлагали партнеру отправить оборудование самолетом, но он решил сэкономить. По договоренности с ним доставили оборудование до Москвы, где передали его транспортной компании, которую указал клиент. Из Москвы они отправили оборудование фурой через Белоруссию, Польшу, но перед Германией машину остановили, и она вернулась назад в столицу. Потом клиент все-таки согласился на доставку самолетом, т.е. фактически оплатил ее два раза.
– А курьезы с поставками на зарубежные рынки были?
– Был интересный случай. К нам приехали два партнера из Эстонии. Мы их приняли, показали оборудование, наварили пельменей – сырых, замороженных (они отличаются по вкусу), посидели, все обсудили. Заключили контракт, отправили аппарат. Через некоторое время один из эстонских партнеров скидывает нам видео, как аппарат работает. Все нормально, доволен. А на следующее утро второй сбрасывает другое видео: ничего не работает, все крутится в обратную сторону. Видимо, не договорились (смеется). Наш начальник КИПа выходит с ним на видеосвязь, просит нажать комбинацию кнопок на сенсорном экране, в результате появляется надпись: «несанкционированное изменение программы». Ребята, а вы зачем изменили программу?! Они хотели, чтобы мы приехали и по гарантии отремонтировали аппарат, запустили его, но не знали, что наше оборудование надежное. Мы, конечно, восстановили программу, но долго смеялись.
– Какой процент вашей продукции идет за рубеж?
– Около 5%.
– Есть планы в части развития компании, экспортных поставок в ближайшие пару лет?
– Мы все последние годы занимаемся усовершенствованием разработок Виктора Валерьевича. В частности, создали СКРП – систему контроля рабочего процесса. Она корректирует скорость подачи теста и исключает аварийные ситуации. На обычном аппарате оператор не видит, что тесто закончилось, а фарш попадает на барабаны. После этого надо останавливать процесс, разбирать аппарат, а самое главное – хорошо просушивать барабан. А это за две секунды не сделаешь. На мокром барабане работать нельзя – тесто будет прилипать. На нашем же оборудовании, если тесто закончилось, фарш не идет на барабаны. Вставляешь тесто, доводишь его до места обрыва, слепляешь, и система запускается заново.
Я – инженер-механик широкого профиля (окончил Омский государственный аграрный университет) и знаю, как сделать механику, но мало понимаю в электронике. Для этого у нас есть отличная команда. Случись что с электронными компонентами, мы налаживаем их удаленно. Уже через сутки все заработает в любой точке мира. А в плане механики наши аппараты надежны, как омские танки. Сейчас думаем над предложением одной компании внедрить в наше оборудование техническое зрение. Оно позволит убирать бракованные пельмени. Но это серьезные затраты, не все клиенты будут готовы нести их.
– Когда и с чего началось ваше сотрудничество с Центром поддержки экспорта Омской области?
– Мы начали ездить на выставки с 2019 года. Сначала самостоятельно. Про Центр поддержки экспорта тогда еще не знали. В 2020 году нам на выставке дали его телефон. Но тогда сотрудничество не сложилось. В октябре за месяц до Агропродмаш-2021 мне позвонили из ЦПЭ и предложили съездить на выставку от Омской области. Но на тот момент мы уже оплатили участие самостоятельно – 700 тыс. рублей. Сейчас заполняем заявку на возмещение наших затрат. Оказывается, есть такая программа.
На выставке «Продэкспо-2022» в январе этого года мы познакомились с руководителем Центра поддержки экспорта УТЮГАНОВОЙ Светланой Валентиновной. Приятно видеть, что человек знает свою работу и реально болеет за область. А в феврале на выставке «ПродЭкспо-2022» несмотря на то, что это не наш формат, удалось наладить контакты со стендом Республики Казахстан. К нам подошли их представители, мы им все показали, рассказали и прямо на выставке заключили контракт.
– Есть ли у вас какие-то пожелания Центру поддержки экспорта Омской области?
– Они занимаются очень нужным для страны, для поднятия нашей экономики делом. На наш взгляд, требуется больше информации об их возможностях, может быть, стоит собирать предпринимателей на семинары, конференции и рассказывать о существующих программах, преференциях от региональной, федеральной власти.
Мы удовлетворены взаимодействием с Центром поддержки экспорта, для омских компаний это возможность заявить о себе на весь мир. Знаем, что Центр организует бизнес-миссии, и предложили им приглашать иностранные делегации в Омск и проводить часть мероприятий на нашей базе. Готовы не только предоставить площадку для встреч – у нас есть зал для приема гостей, но и продемонстрировать, как работает наше оборудование по производству пельменей.
Фото © Центр поддержки экспорта