«Наша одежда лучшего качества, чем продается в зарубежных масс-маркетах, поскольку эти производства все-таки нацелены на оптовые продажи, а мы создаем одежду под заказ».
Одним из лауреатов премии «Предприниматель ГОроДА – 2021» в номинации «Бизнес в сфере производства» стала 26-летняя омская бизнес-вумен Софья СТЕПКИНА. Она создала компанию по производству стильной одежды для спорта и активного отдыха под брендом Chizh Sport. Обозреватель еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с ней и узнала, с чем связано название бренда и как живут сегодня текстильные производства.
– Софья, как появилась на свет ваша компания?
– Это произошло в 2017 году, сразу после окончания мною Омского государственного технического университета. Там я получила специальность «Дизайн костюма». У меня всегда была мечта создавать одежду для спорта, и я ее воплотила в жизнь. Помогла в этом преддипломная стажировка в компании Forward в Москве. Это известный бренд, под которым создается спортивная одежда для неолимпийских видов спорта. Когда вернулась домой, защитила диплом и захотела открыть собственное предприятие такого же плана. И с нуля создала компанию Chizh Sport.
– Название вашего бренда – Chizh Sport – с чем связано?
– С семейной фамилией Чижовых. Василий Дмитриевич ЧИЖОВ – мой дедушка, Тамара Федоровна ЧИЖОВА – бабушка. Она с детства прививала мне любовь к шитью. Мои предки из поколения в поколение занимались швейным делом. По дедушкиной линии всегда вязали и пряли пряжу, выделывали шкуры, по бабушкиной – были скорняками, шили шубы и шапки, имели свои ателье или работали на омской «Большевичке». Получается, швейное дело у меня в крови. Фамилия ЧИЖОВ у меня всегда ассоциировалась с яркой и звонкой птичкой – чижом, которая стала логотипом моего бренда.
– Почему занялись именно спортивной одеждой?
– Моя жизнь с детства тесно связана со спортом. Моя мама – заслуженный тренер России по спортивной акробатике. Конечно, большую часть времени в детстве я проводила в спортивном зале, тоже занималась спортивной акробатикой. Имею первый юношеский разряд. В промежутках между тренировками любила придумывать и рисовать новые костюмы для соревнований. В моих костюмах, придуманных еще во время учебы в школе и отшитых в ателье, выступали первые омские чемпионы Европы и мира по спортивной акробатике – смешанная пара Александр БАРЛЕБЕН и Анастасия ГОРБАТЮК и другие спортсмены.
– Долго занимались спортом?
– С самого детства и лет до 12. Но кроме физической подготовки я получала и другую, например, училась в художественной школе. И со временем поняла, что больше интересуюсь творчеством. Поэтому поступила в Омский государственный институт сервиса. В компании именно я отвечаю за разработку дизайна одежды, согласовываю эскизы с заказчиками.
– Вы создаете костюмы только для спортивной акробатики или для других видов спорта тоже?
– Я действительно начинала с пошива спортивных купальников со стразами, с росписью, но потом перешла на изготовление проспортивной одежду, которая используется, например, на парадах. Когда спортсмены выходят на парад, они должны быть в единой форме. Мы выполняли заказы для таких мероприятий, как «Королева спорта», «Праздник Севера». Это были достаточно крупные проекты.
– Получается, вы брали муниципальные заказы?
– Да, в том числе от федерации спорта. Я уверена в своей команде, мы все успеваем отшить в срок. Никогда не подводили заказчиков. Конечно, у федеральных организаций требования всегда выше, поскольку объемы больше, но мы справляемся с поставленными задачами.
– А спортивную одежду изготавливаете?
– Конечно, например, обычные толстовки, худи, брюки, классические спортивные костюмы, ветровки, верхнюю одежду.
– Сколько сотрудников у вас сейчас работает?
– В данный момент трое. Мы сократили численность, когда началась пандемия. Это было вынужденной мерой. Сейчас планируем развиваться, возможно, возьмем дополнительных сотрудников. Когда получаем крупные заказы, нам помогают партнеры, отдаем часть работы им на аутсорсинг. Они тоже обращаются к нам за помощью, если не хватает рабочих рук.
– Для создания спортивной одежды требуется специальное оборудование?
– Мы работаем на обычных и плоскошовных швейных машинах, которые закупили еще в 2017 году. Кроме того, у нас есть термотрансфер – оборудование для нанесения принтов, изображений на ткань, приклеивания блесток.
– Какие объемы вы выполняете?
– Все зависит от сложности заказа. От 10 до 300 единиц в месяц. Если это модель сложного пошива, то, естественно, процесс производства более долгий, а обычные мы отшиваем достаточно быстро.
– У вас есть постоянные клиенты?
– Конечно, например, авторская школа плавания Сергея МАКОВА Swim Master, Федерация акробатического рок-н-ролла Омской области, Федерация спортивной акробатики Омской области, холдинг ЭР-Телеком, салон красоты «МОНРО». Сейчас разрабатываем коллекцию мерч-одежды (мерчандайз (мерч) – это одежда, аксессуары с символикой бренда) для школы плавания «Моя стихия». Речь идет не только о бомберах, но и футболках, жилетках и прочей одежде, которая необходима сотрудникам.
– Где вы приобретаете ткани для пошива спортивной и корпоративной одежды?
– Сейчас на рынке очень сложная ситуация с поставками материалов. Во-первых, непонятно, что будет с ценами. Мы всегда закупаем ткани в долларах, поскольку они не российского производства. Работаем с турецкими материалами хорошего качества. Во-вторых, в данный момент оптовые продажи тканей приостановлены на неопределенный срок. Мы закупаем их не напрямую в Турции, а на московских складах.
– Насколько дорогие ткани идут на пошив спортивной и корпоративной одежды?
– Какой будет новая цена, не знаю. Но в последний раз она составляла около 15 долларов за килограмм.
– Ткани продают на вес?
– Трикотаж оптом – на вес. А мы в основном используем его. Кроме того, для верхней одежды берем плащевые ткани, дюспо (облегченная синтетическая плащево-курточная ткань, 100% полиэстер) и инновационный синтетический материал – мембрану.
– Какие планы у вас по развитию бизнеса?
– Остаться на плаву и продолжать выполнять заказы дальше (смеется). Наш запасной вариант – это омский бизнес. Мы планируем развивать направление по пошиву корпоративной одежды, для праздников. Сегодня это востребовано, сотрудникам часто дарят футболки с логотипом компании. Данное направление планирую усилить, поскольку многие спортивные мероприятия сейчас будут отменять. Ждать массовых заказов от спортсменов пока не стоит.
Кроме того, в данный момент закрываются такие магазины, как H&M, Nike. Возможно, это шанс для нас и других омских производителей наладить свое производство, открыть магазины. Думаю, мы сможем это сделать. Наша одежда лучшего качества, чем продается в зарубежных масс-маркетах, поскольку эти производства все-таки нацелены на оптовые продажи, а мы создаем одежду под заказ и строго следим за качеством пошива.
– У вас много конкурентов в Омске?
– Немного, но есть. Несколько производств работают в том же направлении, что и мы. Мы друг друга знаем, иногда сотрудничаем.
– У вас когда-нибудь возникало желание сменить место жительства, перерегистрировать бизнес в другой регион?
– Пожалуй, нет. Как я уже сказала, в Омске не такая большая конкуренция, поэтому, на мой взгляд, наша компания всегда найдет себе клиентов в регионе. Конечно, подводные камни существуют в каждом бизнесе. Те же проблемы с поставками материала, отменой соревнований, мероприятий усложняют жизнь. Но от города это мало зависит, всем бизнесменам сегодня придется подстраиваться под новый ритм жизни.
– Вы были одним из четырех лауреатов премии «Предприниматель ГОроДА», из которых жюри выбрало победителя. Когда ехали на награждение, ожидали, что назовут не ваше имя?
– Конечно нет! Жаль, что не удалось стать победителем. Немного расстроилась. Но все равно приятно, что меня выделили среди множества предпринимателей, подавших заявки.
– В других конкурсах участвовали?
– Я стала финалисткой конкурса дизайнеров по пошиву спортивной одежды, который проводила компания Forward. Сначала мы в электронном виде высылали свои эскизы, компания отбирала лучшие. В итоге финалисты по своим эскизам отшили модели и представили их на «Неделе моды» в Москве. Я привозила свою первую спортивную коллекцию. Кроме того, участвовала во Всероссийском фестивале искусства и дизайна «Сибирская этника» и в международном конкурсе молодых дизайнеров «Формула моды: Восток-Запад». Но для них делала уже не спортивные модели.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 марта 2022 года.