«Коммерческим вестям» удалось ознакомиться с материалами трех экспертиз, первая из которых была сделана еще за два года до обрушения.
В пятницу, 12 августа, на пульт диспетчера МЧС в 16 часов 27 минут поступило сообщение об обрушении стены с первого по пятый этажи многоквартирного жилого дома в Советском административном округе города Омска. В этом доме 168 помещений и более 200 жильцов.
Уголовные дела
По предварительный информации, площадь обрушения составляла 200 квадратных метров. В зоне обрушения от территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области работали 166 человек, было задействовано 32 единицы техники.
Следственными органами СК России по Омской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ (халатность). Также возбуждено уголовное дело по факту неисполнения решения суда в отношении должностных лиц Фонда капитального ремонта, по признакам преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ. Уголовные дела соединены в одно производство.
Состоялись обыски в департаменте городского хозяйства Омска и Региональном фонде капитального ремонта и выемки документации у судебных приставов.
По версии следствия, «обрушение торцевой стены дома № 53 по улице 20-го Партсъезда произошло из-за ненадлежащего исполнения обязанностей должностных лиц ряда ведомств, которые своевременно не исполнили решение суда, признавшего дом аварийным, и не предприняли никаких мер по избежанию его разрушения, что повлекло причинение крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов собственников жилых помещений в данном доме».
Напомним, что первое обрушение в этом доме угла торцевой стены произошло 21 апреля 2021 года. Ровно через месяц, 21 мая 2021 года, в Единую дежурно-диспетчерскую службу администрации города поступила информация о том, что по адресу: улица XX Партсъезда, дом 53 произошло повторное обрушение внешней кирпичной кладки стены дома.
Председатель СК России Александр БАСТРЫКИН поручил руководителю Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области Олегу ВИННИКОВУ представить подробный доклад об обстоятельствах произошедшего.
Фонд капитального ремонта: мэрия должна была признать дом аварийным
Еще 4 мая 2022 года Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Омской области официально заявил на своем сайте следующее:
«Многоквартирный дом в Нефтяниках построен в 1966 году, за 56 лет эксплуатации в нем ни разу не проводился капитальный ремонт. Из-за отсутствия надлежащей эксплуатации и должного содержания общего имущества основные конструктивные элементы многоэтажки (крыша, инженерные сети, фасад, фундамент) исчерпали свой ресурс прочности.
В техническом заключении подрядчик указал, что состояние дома оценивается как аварийное, имеющиеся повреждения и деформации свидетельствуют об угрозе обрушения и необходимости расселения. Стоимость восстановительных работ по усилению несущих конструкций в доме многократно превышает размер предельной стоимости работ по капитальному ремонту и сумму, которую собственники смогут собрать. Сразу было понятно, что дом не получится отремонтировать в рамках региональной программы, т. к. требуются более масштабные и дорогие работы. Задача регионального оператора проводить капитальный ремонт, а не растрачивать деньги собственников на восстановление аварийных домов.
В апреле 2021 года произошло прогнозируемое обрушение торцевой стены подпорченного временем дома. Собственники начали предпринимать меры по признанию дома аварийным: сделали экспертизу, которая подтвердила опасное состояние дома.
Несмотря на неудовлетворительное техническое состояние дома, прокуратура Советского округа, преследуя интересы неопределенного круга лиц, через суд добилась того, что регионального оператора обязали провести работы по капремонту в проблемном доме до 31 декабря 2021 года, всего за три месяца. Перед Фондом капремонта была поставлена заведомо невыполнимая задача. Не были учтены сроки для проведения электронного аукциона, требования по соблюдению температурного режима при капремонте фасада: в зимний период ремонт фасада невозможен.
В то время как Фонд капремонта пытался оспорить практически абсурдное решение суда, собственники помещений в разрушающемся доме, не согласившись с формальным подходом к делу межведомственной комиссии [администрации Омска] и непризнанием дома аварийным, подали заявление в Центральный районный суд г. Омска. Суд удовлетворил требование собственников, признав заключение межведомственной комиссии незаконным».
Мэрия Омска: областной Фонд обязан был сделать капитальный ремонт
В конце апреля 2021 года после первого обрушения администрация Советского округа города Омска заявила следующее:
"Причиной обрушения кирпичной кладки стало отсутствие гидроизоляции самовольно установленных жителями дома душевых кабин. При этом собственников жилых помещений в доме неоднократно информировали о необходимости выполнения работ по гидроизоляции в помещениях, где расположены душевые кабины, во избежание затопления помещений. Также собственников неоднократно предупреждали о последствиях несоблюдения вышеобозначенных рекомендаций. К сожалению, указанные рекомендации собственниками были проигнорированы.
Межведомственной комиссией администрации города Омска вопросы о признании многоквартирного дома 53 по улице 20 Партсъезда аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не рассматривались, так как обращения граждан в межведомственную комиссию по данному вопросу не поступали.
Так как с даты начала формирования фонда капитального ремонта работы по капитальному ремонту данного многоквартирного дома не выполнялись, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов обязан провести вышеуказанные работы в запланированный период – с 2020 по 2022 год".
После второго обрушения в мае 2021-го высказалась уже непосредственно администрация города Омска:
«Важно отметить, что администрация города ранее направляла обращения в Минэнерго Омской области и Региональный фонд капремонта о необходимости проведения капитального ремонта вышеуказанного дома в рамках региональной программы в текущем, 2021 году.
11 мая в администрацию города поступило представление прокуратуры города о необходимости устранения нарушения федерального законодательства по данному дому. По результатам рассмотрения представления в прокуратуру города были направлены необходимые документы и даны разъяснения: о невозможности выполнения ремонтных работ за счет средств бюджета города. В связи с тем, что собственники помещений дома ежемесячно оплачивают взносы в Региональный фонд капремонта (в том числе администрация города, за муниципальные помещения) по необходимым видам работ для устранения аварийной ситуации.
Как заявили в администрации города Омска 12 августа 2022 года, «обрушившийся дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД на 2014 – 2043 годы. Однако Фонд капремонта отказывался от проведения работ из-за их высокой стоимости и большого объема мероприятий, оспаривая возложенные обязанности в судебном порядке. По итогу суд оставил решение о необходимости выполнения ремонта дома вышеуказанной организацией».
Экспертиза №1: Суд с Фондом капитального ремонта
27 сентября 2021 года вступило в законную силу определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда о признании бездействия «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов» незаконным.
Суд обязал «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в срок до 31 декабря 2021 года провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме № 53 по улице 20-го Партсъезда, в части проведения следующих видов работ:
– капитальный ремонт фасада;
– капитальный ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу;
– работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций дома и (или) инженерных сетей;
– оценка технического состояния многоквартирного дома, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
С таким иском обратился в суд прокурор Советского административного округа Омска. Как выяснилось в ходе процесса, постановлением правительства Омской области от 30.12.2013 № 369-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 – 2043 годы" проведение капитального ремонта жилого дома № 53 по улице 20-го Партсъезда было запланировано на период с 2017 по 2019 гг. Но ремонта сделано не было.
Поэтому постановлением правительства Омской области от 25.12.2019 № 451-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года № 369-п" были внесены измерения в Региональную программу, в том числе в части переноса установленного срока проведения капитального ремонта общего имущества дома № 53 на более поздний период – с 2020 по 2022 год.
Но указанное изменение было внесено в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома. В связи с чем данное постановление правительства Омской области от 25.12.2019 № 451-п как незаконное, по мнению прокурора, применению не подлежит. С этим согласился и областной суд.
По заданию Фонда капитального ремонта в феврале 2020 года ООО «ПКФ Сиблифт» обследовало дом и выдало техническое заключение, «согласно которому был выявлен ряд дефектов и повреждений строительных конструкций, при наличии которых не обеспечивается механическая безопасность объекта, таких, как: вертикальные и косые трещины в несущих стенах, наклон и выпучивание стены торца здания, размораживание и выветривание кладки, в конструкции имеет место снижение прочности кирпичей по причине применения низкопрочных материалов, в кладке имеются зоны длительного водонасыщения, промораживания и выветривания кладки, отдельные камни крошатся, выколы, вываливание отдельных кирпичей лицевого слоя здания, в торце здания выявлены полностью разрушенные перемычки, местное ослабление кирпичной кладки, пустоты в местах заполнения горизонтальных и вертикальных швов кирпичной кладки по всему зданию».
У Фонда была на руках заказанная им техническая экспертиза, где все было, по сути, предсказано, еще за год до первого обрушения части стены. То есть представителем РФКР было подтверждено в суде, что в строительных конструкциях дома № 53 в начале 2020 года был выявлен ряд дефектов и повреждений, при наличии которых не обеспечивается механическая безопасность объекта:
Однако «несмотря на многочисленные дефекты, выявленные в конструктивных элементах МКД, а следовательно, наличие угрозы безопасности жизни или здоровью граждан, и сохранности общего имущества и имущества граждан, сроки капитального ремонта определены на 2022 год, в отсутствие обоснования невозможности его проведения в 2021 году» (из решения суда).
Экспертиза №2: Суд с администрацией Омска
11 августа 2022 года, за день до обрушения, Центральный районный суд удовлетворил иск жителей дома № 53 по улице 20 Партсъезда к администрации г. Омска и департаменту городского хозяйства об обязании признать дом аварийным. Однако это решение еще не вступило в законную силу.
Но зато есть другие судебные споры жильцов дома № 53 с администрацией города Омска, где обнаруживаются очень любопытные детали.
29 июня 2021 года жильцы дома по ул. 20 Партсъезда, д. 53 через отдел «Служба одного окна» Казенного учреждения города Омска «Управления по обсечению деятельности Администрации города Омска» обратились с заявлением о признании их многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
29 июля 2021 года межведомственной комиссией города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда принято решение, оформленное в виде заключения № 1034, об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. 20 Партсъезда, д. 53, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Жильцы обратились в суд с административным иском к администрации Омска, департаменту городского хозяйства о признании незаконным заключения межведомственной комиссии и возложении обязанности признать жилое помещение непригодным для проживания.
15 апреля 2022 года Центральный суд признал незаконным заключение межведомственной комиссии в части решения об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Суд обязал эту комиссию провести оценку повторно, но не обязал мэрию признать дом непригодным для проживания.
Департамент городского хозяйства подал апелляционную жалобу, которая была рассмотрена облсудом 6 июля 2022 года.
В ходе судебных прений выяснилось, что межведомственная комиссия руководствовалась результатами заказанного мэрией обследования, проведенного ООО «Аналитика». Согласно этому техническому отчету следует, что зданию в целом присвоена категория – аварийное (износ фундамента – 65%, износ стен – 65%, износ перегородок – 50%, износ перекрытий – 45%, износ крыши – 70%, износ кровли 80%, износ полов – 85%, износ окон – 40%, износ дверей – 60%, износ отделки – 70%):
«Данная категория технического состояния характеризуется состоянием строительной конструкции или здания и сооружения в целом, свидетельствующим об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Наружные стены перемычки, крыша достигли критического аварийного состояния, начался процесс обрушения стен торцевого фасада в осях В-Г/6. Ввиду систематических протечек санитарного оборудования, нарушений влажного режима помещений с влажными и мокрыми режимами возникли дефекты стен аварийного характера. Из-за низких прочностных качеств раствора кладки стен и систематического морозного разрушения ввиду увлажнений произошла деструкция массива кладки и, как следствие – обрушение. В здании присутствуют признаки неравномерной осадки основания фундамента в осях Б-Г/5-6 и по оси 1 вследствие многолетнего подтопления грунтов, что обусловило образования сквозных трещин в стенах с шириной раскрытия до 20 мм. На момент проведения обследования здание не соответствует положениям Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в частности механической безопасности».
Отказ межведомственной комиссии признать дом аварийным обосновывается на выводе ООО «Аналитика», что дальнейшая безопасная эксплуатация здания возможна при условии проведения ряда ремонтно-восстановительных работ, а именно: усиление стен у осей 1 и 6 с частичной разборкой, восстановлением и перекладкой кладки по специально разработанному проекту; усиление дефектных перемычек оконных проемов; полная замена кровли; реконструкция элементов систем инженерного оборудования; ревизия всей системы вытяжной естественной вентиляции; замена системы водоотведения с кровли и прочее.
Экспертиза №3: Суд с администрацией Омска
Судом была назначена другая, судебная, экспертиза, производство которой было поручено ООО «Бюро диагностики строительных конструкций».
Согласно заключению этого эксперта техническое состояние несущих конструкций дома на момент принятия заключения межведомственной комиссии, так и на момент проведения строительно-технической экспертизы оценивается как аварийное:
«В ходе проведенного исследования были зафиксированы многочисленные силовые дефекты и повреждения несущих строительных конструкций здания, свидетельствующие о значительном снижении несущей способности, жесткости и устойчивости отдельных конструкций и здания в целом вплоть до фактической опасности обрушения отдельных конструкций и участков здания. Дальнейшая эксплуатация конструкций и здания в целом в существующем состоянии недопустима, требуется проведение мероприятий по восстановлению и усилению строительных конструкций по отдельно разработанному проекту.
С учетом зафиксированного продолжения раскрытия трещин и продолжения развития неравномерных осадок фундаментов здания существует фактическая опасность обрушения отдельных конструкций и участков здания.
Физический износ конструктивных элементов здания (фундаменты, стены, перекрытия, окна и двери, инженерные сети и т. д.) составляет 76%. В результате проведенного анализа физического износа строительных конструкций и инженерных систем здания согласно ведомственным нормам ВСН 58-88 (р): исчерпание нормативного срока эффективной эксплуатации стен (40 лет), полов (30 лет), стропильной системы (50 лет), кровли (30 лет), отделки (5-20 лет) и инженерных систем (15-40 лет) с года введения в эксплуатацию здания (56 лет – с 1966 года согласно техническому паспорту), срок фундаментов и конструкций лестниц истекает через 4 года; срок эффективной эксплуатации железобетонных перекрытий истекает через 14 лет. Полное восстановление поврежденных строительных конструкций и инженерных систем здания является экономически нецелесообразным. Стоимость восстановительных работ будет составлять десятки миллионов рублей. С учетом исчерпания нормативного срока эффективной эксплуатации основных строительных конструкций необходимо уточнить целесообразность полного восстановления поврежденных строительных конструкций и инженерных систем здания».
То есть судебная экспертиза пришла к выводу, что капитальный ремонт проводить нецелесообразно: правильнее было бы признать дом аварийным и снести, на что яро возражали представители администрации города Омска.
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда 6 июля 2022 года решение Центрального суда отменила, но не из-за его содержания, а из-за того, что судом не была привлечена в качестве административного ответчика межведомственная комиссия города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда, принявшая спорное решение. Районный суд посчитал, что ответчиком должен выступить департамент городского хозяйства, а не поднадзорная ему комиссия, не имеющая юридического лица, но областной суд посчитал иначе.
11 августа 2022 года райсуд вынес новое решение – опять в пользу жильцов, а 12-го часть дома № 53 по улице 20 Партсъезда обрушилась.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 августа 2022 года.