Все рубрики
В Омске вторник, 19 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,9430    € 105,4606

«Поставщики считают, что заказчики жадничают, а заказчики жалуются на шантаж исполнителей – например, те разбирают крышу и отказываются работать, пока не будут увеличены цены»

3 сентября 2022 10:27
2
2904

Госконтракты разрешили менять и авансировать, но в регионе таких крайне мало. 

В августе в Конгресс-холле областного Экспоцентра состоялся круглый стол «Региональная практика в отношении изменения существенных условий контракта, увеличения авансирования и иные актуальные вопросы законодательства о закупках».

Председатель комитета по государственным, муниципальным и коммерческим закупкам ОРО «Опора России» Антон ПОПОВ отметил, что начиная с февраля текущего года случился, как он выразился, «звездопад» законодательных нововведений, касающихся госзакупок:

– Незыблемый постулат о том, что госконтракт изменить нельзя, попран. Теперь возможно изменить существенные условия контракта. А предприниматель всегда радостно и с надеждой рассматривает госзакупки с авансированием. С высоких трибун высказываются, что авансы потекут рекой, до 90% стоимости контракта можно будет получать и на эти деньги исполнять его. Но насколько готова к этому финансовая система, система заказчиков и полномочных органов? В свое время было предостаточно нелегитимных прецедентов…

Более подробно о конкретных изменениях в законодательстве рассказала начальник Главного управления контрактной системы Омской области Наталья ДОХВАТ. Так, Постановление правительства РФ № 505 касается увеличения размеров авансирования:

– Ранее, в нормальных экономических условиях, аванс был редким явлением. 505-е постановление разрешило увеличивать размер аванса до 50% в контрактах, не подлежащих казначейскому сопровождению, и до 90% в контрактах, подлежащих казначейскому сопровождению. Это касается федеральных заказчиков, финансируемых из федерального бюджета.

В продолжение этого был принят Закон Омской области № 2481-ОЗ «Об установлении авансовых платежей», где были продублированы федеральные нормы. На этих условиях можно не только заключать новые контракты, но и вносить изменения в уже действующие: предусмотреть аванс, если его не было, или увеличить его. Однако если есть аванс, то должно быть и обеспечение исполнения контракта – оно не может быть меньше размера аванса за исключением случаев казначейского сопровождения:

– Сначала заказчик и исполнитель прилагают немалые усилия для того, чтобы внести изменения в контракт, предусматривают хороший размер аванса и только потом вспоминают, что аванс должен быть обеспечен. Возникает проблема с получением независимой гарантии. Что касается казначейского сопровождения, то государство хотело облегчить жизнь предпринимателям – все расчеты проходят через казначейство, все строго отслеживается и контролируется. Размер обеспечения уменьшили, но далеко не все контракты попадают под казначейское сопровождение. В Омской области ему подлежат контракты от 50 до 100 млн рублей. Контракты от 100 млн и выше сопровождает федеральное казначейство, причем именно контракты, связанные с инвестициями, проще говоря, со стройкой.

Казалось бы, авансирование должно вдохновлять предпринимателей на участие в закупках, однако, по словам ДОХВАТ, казначейство настолько щепетильно подходит к изучению документов, что сильно тормозит исполнение контрактов. Собственно, и получение самих авансов – дело небыстрое.

Заместитель директора департамента контрактной системы в сфере закупок администрации города Омска Марина АЛЕШКИНА сообщила, что на городском уровне законодательно авансирование остановилось на прежнем уровне в 30%, исполнение которых необходимо обеспечить на 5%. Местному казначейскому сопровождению подлежат контракты аж свыше миллиарда рублей. В основном это относится к строительству, реконструкции, проведению капитального ремонта. Чиновница подтвердила слова предыдущей участницы мероприятия о том, что омские предприниматели оказались не готовы к столь пристальному контролю со стороны ведомства:

– Казначеи работают по очень жесткому регламенту, просто так перечислить средства какой-то компании уже не получится. Например, есть реестр материалов, формируемый на основе проектно-сметной документации, утверждаемый заказчиком. Соответственно,  только эти материалы могут оплачиваться исполнителем контракта субподрядчикам. С одной стороны, казначейское сопровождение – хороший инструмент при авансировании, когда предпринимателю не нужно искать средства на обеспечение исполнения контракта. А то бывают случаи, когда выигрывают контракт, но при получении аванса предприниматели не способны предоставить обеспечение его исполнения. Своих средств нет, а банки отказываются их предоставлять, в итоге предпринимателям просто невыгодно исполнять контракты. С другой, государство ожидаемо защищает предоставляемые им деньги и серьезно отслеживает все траты. Бюджетные и муниципальные заказчики привыкли, что их документы казначейство досконально проверяет чуть ли рентген-аппаратом, а предприниматели – пока нет.

Председатель комитета по экономике и инвестициям ОРО «Опора России» Жанарай СМАИЛОВА сообщила, что ситуация в строительной отрасли тяжелая: имеет место кратное снижение выручки. Это препятствует положительной оценке поставщиков со стороны банков и выдаче банковских гарантий:

– Банки всегда с изжогой смотрели на строительную сферу, теперь на контракты с авансами – тем более. Гарантии даже на 30% аванса выдаются крайне редко, а выше не даются вообще, несмотря на все заявления. Плюс редко кто из поставщиков прорабатывает вопрос обеспечения контракта до подачи заявки на участие в закупке.

ДОХВАТ подтвердила, что без предварительного согласования с банком получить гарантию уже после победы в закупке практически нереально, а потолок авансирования – 30%, несмотря на законодательную возможность претендовать на гораздо больший задаток. Это связано, опять же, со сложностью обеспечения исполнения контракта.

Начальник Главного управления контрактной системы Омской области рассказала еще об одной новации: весной законодатели разрешили вносить изменения в существенные условия контракта (сроки, цены), если возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. При цене контракта не более одного миллиона рублей решение внести изменения принимает заказчик, от одного до десяти млн рублей – на основании распоряжения главного распорядителя бюджетных средств, от десяти млн рублей – требуется распоряжение правительства Омской области. Само собой, для изменения существенных условий контракта требуются серьезные обоснования и согласие обеих сторон – заказчика и исполнителя:

– Не будем забывать про показатели, которые необходимо исполнить. Взять, допустим, образовательные организации. Конечно, можно продлить срок исполнения контракта по ремонту до 31 декабря, но ведь дети пойдут учиться 1 сентября, а не 1 января. Необходимо искать баланс. Поставщики зачастую считают, что заказчики жадничают, а заказчики жалуются на шантаж со стороны исполнителей – например, те разбирают крышу и отказываются работать дальше, пока не будут увеличены цены по контракту в два раза. Главное, на наш взгляд, добиваться исполнения контракта, а не его расторжения…

Ложку дегтя добавила АЛЕШКИНА, спрогнозировавшая, что последствия внесения изменений в существенные условия контракта мы начнем расхлебывать в 2023-м. Примерно как только сейчас возбуждаются уголовные дела в связи со злоупотреблением предпринимателями понятием «чрезвычайная ситуация» в предыдущие два ковидных года. Чиновница подчеркнула, что скачки курса доллара, к примеру, не являются основанием для изменений существенных условий контракта:

– Это предпринимательские риски, которые никто не отменял. Курс доллара менялся не раз и до спецоперации. Можно рассмотреть изменение логистики и увеличение транспортных расходов, изменение стоимости комплектующих, необходимость искать других производителей из-за санкций. На уровне города контракты свыше 10 млн рублей курируются комиссией из представителей департамента финансов, департамента экономической политики, департамента контрактной системы в сфере закупок. Депэконом мониторит цены на рынке, ведет статистическую отчетность, и если комиссия видит основания для внесения изменений в существенные условия контракта, издает специальный нормативный акт. Мы не стали, как и область, уходить в практику принятия постановлений, потому что каждое должно пройти антикоррупционную экспертизу и так далее, а это очень долго.

АЛЕШКИНА не стала отрицать – без манипуляций не обходится. Тем не менее 80% контрактов в Омске продолжают исполнять по ценам, определенным изначально. Успешных кейсов по строительным объектам пока самый мизер: из всего обилия возводящихся детских садов, школ, ФАПов увеличили сроки и стоимость контракта пока только одному подрядчику, сдавшему садик в феврале этого года.

ДОХВАТ с иронией добавила, что законодательные нововведения зачастую расходятся с Единой информационной системой в сфере закупок. Из зала поделились историей: предпринимательница загружает в систему счета и акты в PDF, а бухгалтерия заказчика – бюджетной организации – жалуется на то, что ЕИС не выгружает документы с оттиском электронной подписи, а значит, они не могут оплатить поставщику услуги. К сожалению, чиновники пока не поспевают за электронным документооборотом…

Другая предпринимательница посетовала на то, что не может побаловать авансами своих подрядчиков – нередки случаи, когда, получив деньги, организации просто самоликвидируются. Собственно, для защиты бизнеса и придумано обеспечение контракта. И снова мы возвращаемся к тому, с чего начали – не каждая компания имеет на то свободные средства, а банки не страдают от чрезмерного доверия предпринимателям. Остается казначейское сопровождение, но это только для крупных контрактов, да и сам механизм пока тоже не блестяще отработан.

— Когда накопится критическая масса прозрачно исполненных контрактов, будет легче, – уверила АЛЕШКИНА. – Добросовестные поставщики иногда не могут предоставить контракты в подтверждение своего опыта, потому что заказчик просто банально забыл внести корректные данные в ЕИС. Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны учиться работать с системой.

«Надо стремиться уважать интересы друг друга», – согласился ПОПОВ.

Ожидается, что встречи, касающиеся сложной системы госзакупок, будут носить систематический характер.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 августа 2022 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Государь Пётр 1 7 сентября 2022 в 10:10:
Что? Четвертовать всех, и с той, и с другой стороны.
Круг замкнулся 3 сентября 2022 в 23:05:
И так с 1917 года.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.