Малый бизнес жалуется на затраты, а потребители нововведением довольны.
В пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» в сентябре состоялась пресс-конференция на тему «Как маркировка молочной продукции повлияет на бизнес?».
С первого сентября в России стартовал новый этап цифровой маркировки молочной продукции. Он обязует участников отрасли передавать соответствующие сведения через электронный документооборот и выводить маркированную продукцию через контрольно-кассовую технику. Цифровая маркировка молочной продукции введена в России с 2021 года. С первого июня прошлого года она стала обязательной для сыров и мороженого, с первого сентября – для продукции со сроком годности более 40 суток, с первого декабря – для товаров с периодом хранения 40 дней и менее. В настоящее время цифровая маркировка также распространяется на упакованную воду, табак, лекарства, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты. Проводятся эксперименты по маркировке БАДов, антисептиков, медицинских изделий, пива и слабоалкогольных напитков, а также электронных средств доставки никотина и жидкостей для них.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Артем КИРЬЯНОВ заявил, что плотно отслеживает вместе с экспертами ситуацию с маркировкой не только как депутат, но и как руководитель Российского союза налогоплательщиков:
– Маркировка предназначена для борьбы с крайне тревожными явлениями: фальсифицированной продукцией, контрафактом, контрабандой. Это вещи, которые на самом деле не только приносят огромный вред бюджетной системе и не дают возможности собирать положенные по законодательству налоги, но и напрямую вредят людям, которые потребляют продукты.
КИРЬЯНОВ привел статистику по различным рынкам. Например, маркировка шин и покрышек позволила в два раза снизить уровень незаконного оборота продукции:
– Эксперты говорят о том, что в 2019 году на рынке шин было 25% контрафакта, а к 2021 году – 12,5%. Парфюмерной продукции – 13%. Особо хотел бы подчеркнуть, что оборот немаркированных лекарств сократился на треть. В лучшем случае – это плацебо, которые продаются за большие деньги, но ничем не помогают. В худшем такие «лекарства» произведены с нарушением технологического процесса и могут нанести вред здоровью. Оборот немаркированной табачной продукции уменьшился на четверть. По самым скромным оценкам и показателям, в 2019 году на рынке было около 15,6% продукции, не приносившей денег в бюджет. Сегодня – примерно 11,5%. Но опять же, может быть, не все досчитали. На одной из встреч с Минэкономразвития представители правительства согласились, что на табачной продукции казна не досчитывает порядка 100 млрд рублей в год, то есть это огромные суммы, которые очень важны для экономики, для исполнения всех наших социальных обязательств. Нелегальный оборот икры – 30%. Мы даже в Государственной Думе дошли до каких-то точечных решений, например, о том, что нельзя вывозить красную икру с Дальнего Востока – не более 10 кг в одни руки.
Народный депутат резюмировал, что маркировка – один из наиболее действенных, современных, цифровых способов противодействия серому рынку. По словам КИРЬЯНОВА, сочетание систем «Честный знак» и «Меркурий» дало понимание что 30% производителей сыра и масла закупают молока меньше, чем можно выпустить продукции:
– Значит, эти 30% – фальсификат продукта, то есть не масло и не сыр, а что-то среднее, непонятное. Наверное, это выглядит почти так же, но здоровью пользы не принесет. Сейчас работает система сверок и мы видим, что объем такой продукции упал с 30 до 17%. Наша задача вообще свести все в ноль.
Возражения же бизнеса по поводу маркировки, на взгляд депутата, носят неоднозначный характер. Есть отрасли, которые сами требуют обязательной маркировки, например табачная, теряющая доходы от обилия контрабанды. Увеличение стоимости продукции из-за тюнинга упаковки не подтвердилось – «проверено эмпирическим путем», отметил КИРЬЯНОВ:
– Имеются отрасли, у которых есть понимание необходимости, но нет желания переходить на маркировку. Я говорю про дискуссию в пивоваренной сфере. Мы знаем, что там доля контрафакта составляет не менее 16%, знаем, что ЕГАИС не работает на небольших пивоварнях, знаем, что историю надо отформатировать так, чтобы у нас пиво было должного качества, от которого люди бы не травились, знаем, что необходимо обеспечить дополнительные доходы бюджетам. Если отрасль этому противодействует, значит ей есть что терять.
Советник уполномоченного по защите прав предпринимателей по Москве Инга ЯППАРОВА отметила моменты, связанные с сопротивлением малого и среднего бизнеса при работе с ФГИС «Меркурий». На ее взгляд, они были связаны с дорогим входом в систему:
– По нашим расчетам, переработчики молочной продукции малых и средних форм сельских хозяйств порядка 10% стоимости продукции затрачивали и затрачивают сегодня на то, чтобы работать с «Меркурием». Когда приемка молока идет у крупных заводов и ветеринарная справка стоит пару сотен рублей, то для них это неощутимо. В то время как фермер берет 200 литров молока по 20 рублей и те же самые 200 рулей платит, это совсем другие деньги получаются. Но на сегодняшний день большинство стали работать в системе, потому что без нее нет возможности выходить на средние и крупные рынки.
Правительство РФ, понимая это, пошло на уступки мелким крестьянско-фермерским хозяйствам в части обязательной маркировки – для них новая норма станет актуальна к декабрю 2023 года. Советник столичного омбудсмена оценила затраты на это малых и средних производителей молочной продукции в 12 млрд рублей, из которых 9 млрд пойдет на закупку оборудования для маркировки. Затраты, уверила спикер, будут заложены в стоимость товара, а значит, потребуются субсидии от государства. Попутно пострадает и ресторанный бизнес, для которого осложнится приемка молочной продукции.
О том, как реагирует на обязательную маркировку потребитель, рассказал председатель организации «Общественная потребительская инициатива» Олег ПАВЛОВ:
– Маркировка упростила процесс выбора настоящей, качественной, оригинальной, неподдельной продукции. Если раньше при выборе парфюма, одежды, обуви, мы сомневались в том, что покупаем, нам нужно было идти на какие-то форумы, сайты, в социальные сети, то сейчас все сводится к секундному сканированию кода. Потребитель понимает, оригинал перед ним или нет, из чего он состоит, кто ввез этот товар, кто произвел. Это привело к обелению рынка. Роспотребнадзор, например, отмечает, что на обувном рынке стало в 2,5 раза меньше нарушений после введения маркировки. Мы полностью поддерживаем инициативы государства по расширению категорий маркировки, по введению новых категорий, в частности, в легкой промышленности.
ПАВЛОВ подчеркнул, что ни одно государство не способно создать систему постоянного контроля всех производителей и всех продавцов:
– Необходимо либерализовать сферу проверок, снижать административную нагрузку. Введение системы маркировки как раз и отвечает этим целям: не нужно приходить с проверками, если государство и так в любой момент времени видит движение товаров, где они находятся, на чьих складах, в каких магазинах.
Возвращаясь к теме пресс-конференции, эксперт отметил, что молочная отрасль до недавнего времени была одной из самых проблемных во всей пищевой индустрии:
– До половины всей молочной продукции имело те или иные нарекания по качеству и по безопасности. По данным Роскачества, 10% молочной продукции содержало растительные жиры, 55% – следы антибиотиков, также имел место недостаток белка сухого обезжиренного молочного остатка, что свидетельствует о низком качестве использованного сырья. После введения маркировки свежие исследования показали, что ни в одном из образцов продуктов вышеуказанные нарушения уже не были выявлены.
ПАВЛОВ подтвердил рассказ КИРЬЯНОВА об исправлении ситуации с соотношением объема сырья и объема выпуска готовой продукции. «Перепроизводство» раньше выявлялось только выездными проверками, путем сопоставления данных учета или товарных накладных по всей цепочке задействованных предприятий. Сейчас это происходит автоматически в режиме реального времени, что позволяет сразу же выносить предупреждения, аннулировать регистрацию компании:
– Почти в два раза сократилось количество нарушений, и это говорит о том, что система работает. Мы должны понимать, что задача любого бизнеса – это не плохо и не хорошо, просто факт – получать максимальную прибыль. Там, где можно снижать издержки, он будет это делать за счет выпуска неучтенных объемов продукции, за счет различных манипуляций с сырьем. Задача государства – как раз не отдавать все на откуп рынку, а внедрять средства, не создающие, с одной стороны, дополнительную административную нагрузку, с другой, защищающие потребителя.
Проблемными отраслями ПАВЛОВ назвал уже упомянутую пивную, а также рыбную:
– Исследования показывают, что в половине рыбных консервов с сайрой сайры не обнаружено. Это нонсенс, такие вещи, конечно, нужно пресекать. Поэтому история с маркировкой должна продолжаться. Сопротивление бизнеса, который борется за сохранение своей недобросовестной прибыли, нужно преодолевать. Как только начала внедряться маркировка, ни по одной из категорий рост стоимости не превысил среднее инфляционное, по некоторым вообще не наблюдалось. Более того, мы также видим акции, скидки и обеление рынка, которое приводит к расширению доли добросовестных производителей, росту их доходов. И соответственно, к возможности спокойно все свои единовременные и текущие затраты компенсировать. Что касается оценок, что стоимость упаковки выросла на 10%. Трудность есть, но эти трудности решаются, как мы видим. Но влияние стоимости маркировки на стоимость товара, это взято с потолка и похоже на очередную провокацию и вброс.
Руководитель проекта товарной группы «Молоко» Центра развития перспективных технологий Юлия КУЗЬМИНА сообщила, что уже 8 млн человек пользуются приложением «Честный знак», причем молочная продукция как раз лидер по сканированию.
Эксперт по автоматизации торговли, владелец магазина кассовой техники «Смартика» Илья БЫКОВ резюмировал, что от системы выигрывают все:
– Предприниматели, которые используют контрольно-кассовую технику, соблюдают законодательство и получают систему автоматизированного учета. Государство исключает контрафактную продукцию и нелегально работающих продавцов и производителей. Самое главное, выигрывает потребитель, покупающий качественную молочную продукцию.
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 сентября 2022 года.