«PROАвто» — новая колонка «Коммерческих вестей».
— Авторынок постепенно разворачивается в сторону электрокаров. За девять месяцев текущего года их продажи в мире выросли на 75% – такого подъема не было даже во время перехода с механической коробки передач на автоматическую. По крайней мере, такое сравнение приводят сами производители, считая революционным замену электродвигателем двигателя внутреннего сгорания. На текущий момент на планете в 2022 году продано почти восемь миллионов электрокаров – причем имеются в виду как чистые электромобили, так и гибриды. Многие страны составляют стратегии электрификации автопарков.
В 2021-м на этом рынке появилось много новинок – в пять раз больше моделей, чем например, в 2018-м, когда случился пик их популярности. Причем половина роста продаж и выхода новинок пришлась на Китай. У них в продаже более 300 моделей, гораздо больше, чем в любой другой стране. В США спрос на электрокары вырос на 60%, в Европе – на 40%. Лидер мирового рынка в этом году – китайский Byd, раскрученный Tesla теперь на втором месте.
Производство электрокаров тормозится из-за задержек поставок кобальта, никеля, лития, необходимых для батареек. Влияет это, соответственно, и на цену автомобилей. Однако к 2030 году аналитики прогнозируют, что треть всех машин в мире будет работать на электродвигателях – до 270 млн единиц. Кстати, топ-4 производителей аккумуляторов – китайские. Ожидаемый уровень продаж в текущем году – 11 млн автомобилей.
В России в прошлом году приобретение электрокаров увеличилось в 1,5 раза – до 2000 автомобилей. Половина из них – Tesla, чья популярность по сравнению с 2020-м выросла в три раза. В стране появились компании, которые занимаются исключительно ввозом, продажей и обслуживанием электрокаров. Причем автомобили уже адаптированы под Россию – под наши погодные условия, под наши зарядные станции. Кстати, у нас уже 1000 зарядных станций – на 70% больше, чем в прошлом году. До 2024 года планируется увеличить их количество до 9000 штук.
Почему у нас стали выбирать электромобили? Во-первых, они гораздо дешевле в обслуживании и удобней – современные модели заряжаются до часа, их эксплуатация не требует замены масел, фильтров, свечей и прочих расходных материалов. Да и сами автомобили, особенно китайцы, порой стоят дешевле европейцев и корейцев на двигателе внутреннего сгорания. Во-вторых, это экологически чистый вид транспорта, притом не только из-за отсутствия выхлопа – в сборке большинства электрокаров применяются экоматериалы, такие, как экокожа, пластик и металл из отходов, изделия из биосырья. В-третьих, сниженный транспортный налог (в некоторых регионах он вообще нулевой), бесплатная парковка и в три раза более низкий таможенный сбор (для гибридов 28%, чистых электрокаров – 15%).
На прошлой неделе я участвовал в форуме, организованном агентством «Автостат» (Москва), «IT-Революция в автобизнесе – 2022». Было выставлено 20 новых моделей электрокаров, преимущественно кроссоверов: европейские BMW iX, Audi e-tron, Mercedes-AMG EQS 53, американские Tesla Model 3, Tesla Model X, Tesla Model Y, корейский Hyundai Ioniq 5, российский Evolute и китайцы пока неизвестных нам брендов – Skywell, Voyah, WOLV, Hongqi, Li One, Polestar.
Лично мне приглянулся последовательный гибрид Li One с турбомотором 1.5 (326 л.с.) и электромотором с добавочными 455 Нм. Его дистанция с полным баком и заряженной батареей – почти 1300 км, то есть на нем можно доехать из Омска до Уфы и даже дальше. Это полноразмерный джип с очень ярким, стильным дизайном, полностью независимым приводом, интересными электронными решениями внутри. Вообще очень приятно рассматривать салоны электрокаров – они оснащены по последнему слову техники и похожи на космические корабли из фантастических фильмов: три-четыре монитора, экокожа, комфортная акустика, 3D-режимы, полные электропакеты, яркие подсветки и прочее.
Любопытен Skywell ET5, уже используемый в Европе. У нас продажи стартуют в ноябре. Этот электрокроссовер заряжается от обычной розетки и может стать источником тока – к нему можно подключить телевизор, ноутбук, гриль или что угодно еще. Hyundai Ioniq 5 стал победителем в номинации «Лучший дизайн года». Его называют «зеленым», потому что его производство максимально экологически чистое – из переботанного пластика, растительного сырья, с применением биомасел и прочее. Hongqi E-HS9 – китайский роллс-ройс, люксовый электрокар, разгоняющийся за 5,5 секунд до 100 км/ч и заряжающийся за 30 минут, с сиденьями-массажерами, огромным количеством мониторов. Его фишка – ходовые огни в виде крыльев ангела.
Для Омска можно вполне приобрести отечественный Evolute i-JOY – малый кроссовер, сделанный в партнерстве с китайским Dongfeng – покупка субсидируется 900 тысячами рублей. В ноябре-декабре начнутся продажи. Локализация китайских брендов ведется очень активно. Возможно, стоит ловить момент и оперативнее включаться в собственное производство весьма перспективных электрокаров – все необходимые мощности в России для этого есть, мировой кластер еще не занят другими странами. Кстати, намекну, что по паспорту электромоторы эксплуатируются до -50*С и прогрев им не нужен, а батареи просто встают в зимний режим, немного не дозаряжаясь и полностью не разряжаясь.
Электрификация автоотрасли уже коснулась развитых стран: спрос сумасшедший, себестоимость производства электрокаров снижается, как и цены для потребителей. Россия тоже стремится попасть в тренд. У нас в этом плане очень даже радужные перспективы, поскольку 70% населения страны проживает в городах, (в отличие, например, от США, где горожан всего 30%), а также кратно низкая стоимость электричества. По словам экспертов, зарядные станции устанавливаются в России очень легко и выгодно, у нас огромный запрос на экологичность и экономию в любом городе, а потому автоэлектрореволюция явно не за горами.
Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 ноября 2022 года.