Омский филиал ФГБУ обследовал в 2022 году 1071,61 тыс. тонн зерна и продуктов его переработки.
С 1 сентября 2022 года все партии произведенного, перемещаемого и продаваемого зерна в России должны учитываться в системе прослеживаемости ФГИС «Зерно». Подробности о работе этой системы, а также об оценке качества зерна обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у директора Омского филиала ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности, качества зерна и продуктов его переработки» Игоря ДЕНИСОВА.
– Игорь Юрьевич, когда был создан Федеральный центр оценки безопасности, качества зерна и продуктов его переработки?
– История нашего учреждения уходит во времена Советского Союза. Тогда существовала Государственная хлебная инспекция, которая в 2005 году стала Федеральным центром оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Чуть позже нас и еще 15 филиалов по всей России объединили в федеральную структуру с центром в Москве. Большинство филиалов расположено в Южном федеральном округе. В Сибири, кроме нашего, работает центр в Алтайском крае.
Мы реализуем единую государственную политику в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки: круп, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна. Кроме того, обеспечиваем карантин и защиту растений, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами, работаем в области семеноводства.
– Если центры оценки качества зерна есть далеко не во всех регионах, значит ли это, что вы работаете не только в Омской области, но и в других субъектах, скажем, в Тюменской и Новосибирской областях?
– В тех субъектах РФ, где нет наших филиалов, оценкой качества зерна занимаются другие учреждения. Вопрос всегда в доверии. Конечно, к нам его исторически гораздо больше. В центре работают опытные специалисты, которые вышли еще из Государственной хлебной инспекции. В регионе их все знают, и я, конечно, очень ценю. Да, в Тюмени есть свои организации, которые тоже занимаются зерном. Но показательно, что многие аграрии Тюменской области приезжают за оценкой к нам. Это вопрос и доверия, и экономики. Мы, разумеется, исследования проводим за деньги, но цены у нас не такие высокие, как у других компаний.
– Федерация вас финансирует?
– У нас есть государственное задание, на выполнение которого выделяются субсидии. Наше учреждение, конечно, оказывает и платные услуги. Где-то за счет субсидий, где-то за счет собственных средств покупаем оборудование. Мы клиентоориентированы, подстраиваемся под нужды аграриев.
– И как в Омской области обстоят дела с оценкой качества зерна?
– Мы провели исследования качества пшеницы урожая 2022 года по Сибирскому федеральному округу и выяснили, что в Омской области пшеницы 3-го класса было 84 % от всего зерна. Для сравнения: в Красноярском крае – 54 %, в Новосибирской области – 65 %, в Алтайском крае – 78 %. В целом в СФО – 74 %, по России – 80%. Получается, у нас в регионе выращивают качественное зерно, в Сибири мы имеем самый высокий процент пшеницы 3-го класса. Мы оцениваем качество и безопасность зерна при его перемещении по территории РФ, при вывозе за рубеж или ввозе в страну, при поставке и хранении в государственный резерв. В 2022 году началась закладка зерна пшеницы в интервенционный фонд, и в данном процессе наш филиал принимает активное участие, исследуя качество зерна и оформляя результирующие документы в виде протокола испытаний и сертификата качества.
– Какие конкретно недостатки зерна в 2022 году обнаруживали ваши специалисты?
– Зерно мы анализируем на соответствие требованиям ГОСТ и техническим регламентам. Чаще всего в 2022 году выявлялось зерно с повышенной влажностью и посторонним запахом.
– Зерно имело запах?
– Это один из основных показателей, по которому можно понять, правильно ли оно хранилось. Если зерно долго находилось во влажных условиях, образуются микотоксины, и продукт начинает подгнивать, плесневеть. Встречаются и технические запахи, которые передаются зерну при неправильном соседстве (как в холодильнике), но они могут выветриться, а есть те, от которых уже не избавиться.
– Вот аграрий привез зерно с посторонним запахом, что ему делать?
– Если плесневелый запах, то зерно уже некондиционное. Его нельзя использовать даже на корм скоту, можно только уничтожить. А если зерно просто влажное, есть возможность подсушить. Например, аграрий привозит зерно проверить на соответствие 3-му классу, а у продукта влажность выше нормы, значит, класс снижается. Зерно безопасное, но продать его как 3-й класс в данный момент не получится.
– В каких случаях аграрии обязаны привозить вам на оценку зерно?
– Если производитель хочет продать его на экспорт. Омская область поставляет зерно в 11 стран мира. Пять крупнейших импортеров нашего зерна: Казахстан, Китай, Киргизия, Белоруссия и Латвия. А вообще в 2022 году мы имели возможность поставлять зерно в 41 страну. В этот список входят и Польша, и Иран, и Индонезия. И у каждой страны свои требования. С нашим сертификатом аграрии идут в Россельхознадзор, где им выдают разрешительные документы, с которыми зерно пересекает границу РФ.
– Для продажи зерна внутри страны ваша оценка тоже требуется?
– В России создана федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Зерно». В этой программе каждый производитель зерна должен зарегистрироваться. Честно скажу, не все аграрии изначально позитивно восприняли ФГИС «Зерно», но потом разобрались и поняли, что не смогут ни продать, ни переместить продукцию, ни даже утилизировать ее без регистрации в этой программе. Да, если человек вырастил несколько десятков тонн для выпечки домашнего хлеба и на корм собственному скоту, т. е. для внутреннего употребления, он может обойтись без ФГИС «Зерно». Программа автоматизирует сбор и анализ данных об урожае, его хранении, перемещении и реализации, включая экспорт и импорт. В системе оформляются так называемые товаросопроводительные документы, и государство контролирует движение продукции на каждом этапе.
– В апреле 2022 года в ФГИС «Зерно» из Омской области было зарегистрировано 46 организаций. А сколько сейчас?
– Аграрии трудно регистрировались. Но и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, и представители нашей организации выступали на районных совещаниях и объясняли, как работает система, какие плюсы она дает. В частности, незарегистрированные хозяйства не могут претендовать на субсидии от Минсельхоза. Мы рассказывали, что без регистрации невозможно будет легально переместить зерно даже внутри области. Поэтому, по оценке министерства, в ФГИС «Зерно» сегодня зарегистрировалось около 100 % аграриев, выращивающих зерно. В программу вносится следующая информация: географическое название места произрастания партии, количество гектаров, название культуры, валовый сбор, правоустанавливающие документы на землю, т. е. основные сведения.
– Вы проверяете правдивость указанных в ФГИС «Зерно» данных?
– Мы верификацией данных не занимаемся. Не думаю, что у аграриев есть необходимость искажать сведения. К тому же в администрациях районов работают управления сельского хозяйства, где своих сельхозпроизводителей знают лично.
– Игорь Юрьевич, вы с 2022 года ведете государственный мониторинг зерна. Что в него входит и каковы результаты?
– В прошлом году мы отслеживали четыре культуры – рожь, сою, гречиху и кукурузу. Государственный мониторинг филиалом реализован на 100%. Работа специалистов нашего филиала заключалась в отборе проб от сформированной партии в месте выращивания зерна, доставке их в испытательную лабораторию, проведении исследований для определения потребительских свойств зерна. Мы оформляли протокол испытаний и сведения вносили в программу ФГИС «Зерно».
– Планируете расширять штат?
– Мы уже этим занимаемся: в лабораторию приняли главного специалиста – химика. Будем еще набирать сотрудников в лабораторию, а также привлекать людей по договору в районах Омской области – они будут отбирать пробы и привозить в филиал. Во время сбора урожая и в следующие месяцы увеличивается количество проб. А ведь их нужно где-то хранить. В этом году приступаем к ремонту здания, хотим сделать зернохранилище.
– Место позволяет?
– Площадь здания 800 кв. м. В 2023 году запланирована его реставрация. Отремонтируем помещения, расширим лабораторию.
– Какие еще у вас планы на предстоящий год?
– В 2022 году мы аккредитовали орган инспекции, прошли внешний аудит испытательной лаборатории, получили возможность экспортировать зерно в Индонезию, где свои специфические требования, а также получили разрешение Росаккредитации на использование в работе комбинированного знака ILAC MRA. В 2023 году запланировано расширение области аккредитации испытательной лаборатории и увеличение штатной численности. Это даст возможность в полном объеме исполнять требования стран-импортеров и повысит нашу конкурентоспособность. Надеюсь, все это у нас получится.
– Какие объемы зерна в 2022 году вы обследовали?
– Омский филиал обследовал 1071,61 тыс. тонн зерна и продуктов его переработки. Зерно отправлялось в зарубежные страны: Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Китай, Латвию, Литву, Польшу, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Чехию, а также в другие регионы РФ.
– Проводите ли вы сертификацию органического производства? Что она собой представляет?
– Наш орган по сертификации аккредитован в национальной системе аккредитации. Объектом добровольного подтверждения соответствия могут быть зерновые, зернобобовые и масличные культуры, мука, крупа, отруби, хлеб, макароны, жмыхи, шроты, отруби, комбикорма и др. Также объектом добровольного подтверждения соответствия являются процессы производства органической продукции (растениеводческой, пищевой и кормовой). Хочу отметить, что продолжительность переходного периода, в течение которого применяют правила органического производства, составляет для посевных площадей не менее двух лет, предшествующих посеву. Поэтому даже при соблюдении заявителем всех требований сертификат соответствия на органическую пшеницу он получит только в 2025 году.
– Вы заняли должность директора Омского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» в феврале 2022 года. Как прошел первый год?
– Сложно, но довольно интересно. Я не боюсь трудностей, поэтому легко поменял спокойную и понятную работу завкафедрой на неспокойную и для меня новую. Мне помог коллектив.
– Не пожалели?
– Нет, здесь интересно. Работа более динамичная, нужно постоянно достигать целей, получать результаты. Мы работаем в высококонкурентной среде, но являемся, безусловно, ключевым игроком на этом рынке. Когда вижу результаты работы, это воодушевляет. Замечательный управленец, конструктор ракетно-космической техники академик В. Н. Челомей говорил: «Чтобы система работала устойчиво, время от времени ее нужно встряхивать». Вот и мне некоторых сотрудников пришлось заменить, но основной штат специалистов оставил и попытался воодушевить.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 1 февраля 2023 года.