Борис ДВОРКИН презентовал в Омске проект «Неизвестные герои Севера», который затрагивает и участие омичей в Карских речных экспедициях и в освоении Северного морского пути в 1920–1930 гг.
Омск находится в трех тысячах километров от моря, а считается морским городом. Расстояние по Иртышу от Омска до его устья – 1870 километров. От места впадения Иртыша в Обь и до ее впадения в Обскую губу расстояние – 1160 километров. От устья Оби по Обской губе до Нового Порта расстояние – 170 километров.
17 марта в Центре изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области прошла творческая встреча омичей с продюсером Борисом Григорьевичем ДВОРКИНЫМ. Он является генеральным директором ООО «Студия Камена». Живет в Москве. Борис ДВОРКИН на встрече с омичами презентовал проект «Неизвестные герои Севера», который посвящен людям и событиям, связанные с историей освоения Арктики. Проект существует уже с 2018 года. В нем задействованы ученые, историки, краеведы, кинооператоры и фотографы. Почему автор проекта презентовал его в Омске? Ответ прост. Исторически Омск является неслучайным городом в освоении Русской Арктики. Именно здесь возникла предтеча Главсевморпути – Комитет Северного морского пути, созданный в 1919 году при Российском правительстве адмирала Александра Васильевича Колчака.
Борис ДВОРКИН разделил свою лекцию на несколько частей, но слушателей особо заинтересовала та часть, в которой говорится об омичах, участвовавших в Карских экспедициях и в освоении Северного морского пути. Печатаем лекцию с сокращениями. Во время лекции на экране демонстрировались фотографии и копии документов ранее не известные для омичей. По словам ДВОРКИНА, их группа подготовила передвижную выставку. Однако в Омск из Москвы привезли выставку не на планшетах, а в мультимедийном варианте. Выставка посвящена 90-летию Главсевморпути. Этот выставочный проект реализован ООО «Студия Камена». Автор данных строк для более полного понимания лекции нашими читателями сделал несколько снимков непосредственно с экрана.
Борис Григорьевич ДВОРКИН рассказал:
«Наш проект начинался с Николая Ивановича Евгенова. Он был полярником, гидрологом. Это человек с интересной судьбой. Евгенов много сделал для освоения Арктики. Конечно, все знают известных полярников Папанина, Кренкеля, Шмидта, а людей, о которых сегодня пойдет речь, они не знают. Выступая перед молодежью, я убедился, что многие не знают ни Папанина, ни Кренкеля, ни Шмидта ни других известных полярников».
На выставке представлены документы, фотографии северных полярных экспедиций:
«Так, на первом стенде – портрет шведского исследователя Адольфа Эрика Норденшельда. В середине 1700-х годов Норденшельд на паруснике «Вега» первым прошел по маршруту Серного морского пути. Правда, ему пришлось остановиться на зимовку. Навигация в этих краях длится всего лишь четыре месяца. Потом все моря покрываются льдом. Норденшельда финансировали шведское общество антропологии и географии, а также частные лица. Среди них были Оскар Диксон и русский купец Александр Сибиряков. Именем Диксона назван остров в Карском море, а именем Сибирякова назван ледокол».
Вторая экспедиция состоялась в 1913–1914 годы под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого:
«Она прошла маршрут с востока на запад также за два года с зимовкой. Этой экспедиции немного не повезло. Летом 1914 года началась Первая мировая война».
На следующей странице показана связанная с Омском речная арктическая экспедиция 1919 года, о которой в Государственном архиве Российской Федерации хранится «Дело о Северном морском пути»:
«Мы первые, кто опубликовал документы из этого «Дела». Например, указы Верховного правителя России адмирала Колчака о назначении руководителем экспедиции Степана Васильевича Востротина, а также Устав Северного морского пути. После установления советской власти в Сибири (1920) Комитет Северного морского пути перешел на службу страны Советов. В этот период в западной части России царила разруха и голод. Однако в Сибири хлеб имелся в достаточных количествах. Перед советским правительством стояла задача, как перевезти хлеб из Сибири в западные районы страны. В итоге были организованы из Омска Карские экспедиции. В начале 1920-х годов караван судов, груженых хлебом, пушниной, пиломатериалами лесом и другими материалами, вышел из Омска. Конечный маршрут каравана судов был морской Новый Порт, который находится в Обской губе. В морском порту проходили выгрузки грузов с речных барж на морские суда».
Если первые Карские экспедиции из Омска составляли восемь единиц флота, то уже в 1930-е годы их было около тридцати:
«Мы собрали много материалов о морских экспедициях. Но о речных еще не достаточно. Продолжаем собирать. Сибирские речные экспедиции поддержал и глава советского правительства Владимир Ильич Ленин. Так, на речную экспедицию отпускалось 7 миллионов рублей золотом из 20-миллионного товарообменного фонда всей Сибири. Наркомвнешторгу было предписано доставить для восстановления сельского хозяйства Сибири: 1000 сенокосилок, 500 конных грабель, 500 жнеек, 500 соломорезок, 11 500 метров кожаных приводных ремней, 20 000 дюжин стальных вил, 200 тысяч плотничьих топоров, 15 тысяч дюжин напильников и других товаров. В обмен Сибирь должна была поставлять в Западную Европу графит, асбест, кожсырье, шерсть и конский волос».
В 1920-х годах состоялась первая советская Омская речная экспедиция. Ее руководителем был назначен Осипов. Караван судов вышел из Омска и взял курс до Заполярья. Как показали исследования, многие баржи были старые и давали течь. Приходилось их в рейсе постоянно ремонтировать. Первый караван благополучно достиг Нового Порта. Первая советская Омская речная экспедиция 1920 года была проведена как пробная. Однако она показала состоятельность кампании. Выявила просчеты и ошибки. В 1921 году отряд судов был увеличен почти вдвое. В последующие годы караван буден увеличен до 30 судов.
Далее Борис ДВОРКИН продолжил:
«23 ноября 1921 года на заседании Сибревкома в Новониколаевске (Новосибирск) представитель Северного морского пути Ф.А. Шольц доложил руководству советской Сибири о результатах проведенной речной экспедиции. В своем докладе он дал высокую оценку труженикам Обь-Иртышского отряда судов. Особо выделил работу экипажей пароходов «Волга» и «Заметный».
Борис ДВОРКИН зачитал стенограмму доклада Ф.А. Шольца:
«Сибревком от своего имени и от имени всей Республики, вынес глубокую товарищескую благодарность всем труженикам по Северной экспедиции. Постановлено издать и широко распространить очерк о Карской экспедиции, где выделить на красную Доску имена всех участников и способствующих ее успеху. Перед центром возбуждается ходатайство об утверждении в Новом Порту Почетного красного знамени ВЦИК. Для особо отличившихся участников в экспедиции выдается премия из импортного груза. Грузчикам и рабочим Обь-Иртышской экспедиции выдается дополнительная премия».
Далее Борис Григорьевич ДВОРКИН перешел ко второй части презентации выставочного проекта, которая составлена из материалов северных морских Карских экспедиций. Борис Григорьевич отметил:
«Работа по подготовке архангельского отряда морской Карской экспедиции началась в начале 1921 года. В состав отряда были включены ледокольные пароходы: «А. Сибиряков», «В. Русанов», «Г. Седов» – и четыре транспорта: «Каманин», «Юшар», «Обь», «Енисей». В помощь им были выделены суда: «Выг», ледокол «№8», ледокольный пароход «Малыгин». Экспедиция также осуществляла проводку пяти речных пароходов, двух парусных судов, семи барж и одной плавучей мастерской для пополнения речного флота. 10 августа 1921 года в Архангельск под прощальные гудки судов караван экспедиции отчалил от причалов. Провожали торжественно. Духовой оркестр исполнил партийный гимн «Интернационал». Суда отправились в тяжелое и дальнее плавание по Северному морскому пути. 21 августа караван судов архангельского отряда пришел в Новый Порт. По его прибытию сразу начались погрузочные и разгрузочные работы. 23 августа в Новый Порт прибыли суда заграничного отряда».
Северный морской путь (Северный морской коридор) – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему свыше 14 тысяч километров. Для сравнения: этот путь через Суэцкий канал – свыше 23 тысяч километров. Борис ДВОРКИН рассказал, что послужило к запуску масштабной программы освоения Северного морского пути:
«В сентябре 1931 года японские войска оккупировали Манчжурию, а 1 марта 1932 года было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-Го, которое имело границу с Советским Союзом. Именно вдоль нее тянулась нить Транссибирской железной дороги, связывающий центр страны с востоком. В марте 1935 года СССР окончательно утерял контроль над Китайско-Восточной железной дорогой. Под давлением Японии СССР продал КВЖД Маньжоу-Го. В результате возникла угроза в случае военного конфликта полностью потерять контроль и связь с Дальним Востоком. Для этого было достаточно нарушить сообщение по Трансибу. Ответом на данный внешнеполитический вызов стало появление Постановления СНК от 17 декабря 1932 года «Об организации при Совете народных комиссаров Союза ССР Главного управления Северного морского пути». Перед создаваемым главкомом становилась задача: продолжить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь и держать его в исправном состоянии, обеспечить безопасность плавания по этому пути. Крайне важно было создать резервную действующую магистраль и демонстрировать ее жизнеспособность – именно поэтому в 1932–1934 годы особое внимание уделять «сквозным рейсам». В 1932 году состоялся первый рейс ледокольного парохода «А. Сибиряков» по трассе Северного морского пути с запада на восток».
Документы свидетельствуют, что ледокол «А. Сибиряков» без зимовки в одну навигацию прошел ледовую трассу. Его сквозной рейс по Северному морскому пути от Архангельска до Владивостока составил 65 суток. Борис ДВОРКИН рассказал о гибели ледокола «А. Сибиряков» и героическом подвиге его экипажа:
«25 августа 1942 года ледокол «А. Сибиряков» находился у острова Белуха в Карском море. В этом районе ледокол «А. Сибиряков» встретился с тяжелым фашистским крейсером «Адмирал Шеер». Экипаж ледокола вступил в неравный бой. Ледокол «А. Сибиряков» был потоплен. Однако экипаж героическим поступком задержал на время фашистский крейсер. За это время полярники острова Диксон успели подготовиться к обороне. Враг так и не смог высадится на берег».
На презентации проекта «Неизвестные герои Севера» выступили: Галина Юрьевна БОРОДИНА, Владимир Вячеславович КАЛЕКИН и другие.
После Великой Отечественной войны освоение Арктики продолжилось. В настоящее время Северный морской путь освоен настолько, что навигация идет в течение всего года. Сегодня Арктика притягивает взоры многих западных держав. Но как в народе говорят: «Не для того мы открывали Северный морской путь, чтобы его отдать».
В конце мероприятия Борис Григорьевич ДВОРКИН передал диск с мультимедийной выставкой «Неизвестные герои Севера» Центру изучения истории Гражданской войны. Дар принял руководитель Центра Дмитрий Игоревич ПЕТИН.
Завершая презентацию, Дмитрий ПЕТИН на правах хозяина отметил:
«История освоения Арктики продолжает полниться. Уже написано многое, но еще большее, как видно, еще предстоит открыть. Здесь важно, чтобы компетентные и вдумчивые исследователи чаще обращались к историко-документальному наследию. В Историческом архиве Омской области хранится комплекс документов о советских Карских экспедициях 1920-х годов и о тех людях, кто их реализовывал. К слову, среди них было немало бывших царских флотских офицеров. Одной из ярких фигур здесь можно назвать Александра Эдуардовича Розенталя, который ранее служил на легендарной «Авроре», имел боевые ордена за Первую мировую войну, организовывал речной флот белой Сибири, а затем перешел на советскую службу, став в 1920-х – 1930-х гг. участником освоения и изучения Арктики».
Фото © Алексей ОЗЕРОВ