Издательство АСТ; Редакция Елены Шубиной выпустило в продажу книгу Виктора ШКЛОВСКОГО «Zoo, или Письма не о любви. Сентиментальное путешествие. Жили-были. Письма внуку» (М.; 2025 год; 601 стр.; тираж 2500 экз.).
В настоящее издание вошли: «Сентиментальное путешествие» – автобиографическая проза, родившаяся в эмиграции и опубликованная в 1923 году в Берлине; «Жили-были» – книга воспоминаний о современниках, а также уникальный личный документ «Письма внуку».
Сборник открывает мемуарный роман, написанный в двадцатые годы и посвященный Эльзе Триоле («Zoo, или Письма не о любви»). В 1965 году Виктор Борисович так писал о ZOO, отдельными предложениями, конечно: «Человек один идет по льду, вокруг него туман. Ему кажется, что он идет прямо. Ветер разгонит туман: человек видит цель, видит свои следы. Оказывается – льдина плыла и поворачивалась: след спутан в узел – человек заблудился. Я хотел честно жить и решать, не уклоняться от трудного, но запутал свой путь. Ошибаясь и плутая, я очутился в эмиграции, в Берлине. История эта рассказана мною в книге «Сентиментальное путешествие», которая у нас два раза издана; сейчас ее не переиздаю. Все это было в 1922 году. За границей я тосковал; через год по хлопотам Горького и Маяковского мне удалось вернуться на родину. Книга, которую вы сейчас прочтете, написана в Берлине, у нас она издается в четвертый раз».
Он любил писать просто, однако как-то так получалось, что слегка заплетал мозги своим читателям, которым тоже хотелось говорить совсем не сложно, но чтобы все окружающие видели в том изысканную глубину.
А вот что писал он в берлинском предисловии от 5 марта 1923 года: «Книжка эта написана следующим образом. Первоначально я задумал дать ряд очерков русского Берлина, потом показалось интересным связать эти очерки какой-нибудь общей темой. Взял «Зверинец» («Zoo») – заглавие книги уже родилось, но оно не связало кусков. Пришла мысль сделать из них что-то вроде романа в письмах. Для романа в письмах необходима мотивировка – почему именно люди должны переписываться. Обычная мотивировка – любовь и разлучники. Я взял эту мотивировку в ее частном случае: письма пишутся любящим человеком к женщине, у которой нет для него времени. Тут мне понадобилась новая деталь: так как основной материал книги не любовный, то я ввел запрещение писать о любви. Получилось то, что я выразил в подзаголовке, – «Письма не о любви». Тут книжка начала писать себя сама». В общем, и Берлин никуда не делся, и сто лет прошло. И людей таких, как Виктор Борисович, теперь не встретишь.