Решение о передаче коллектора муниципалитету уже озвучено.
Торгово-промышленная палата Омской области в рамках деятельности комитета по природопользованию и экологии провела заседание рабочей группы по вопросам промышленно-ливневой канализации в городе Омске.
Напомним, речь идет о выявлении и глушении несанкционированных врезок в промышленно-ливневую канализацию АО «Омскшина». В 2022 году Омская межрайонная природоохранная прокуратура потребовала от предприятия устранить многочисленные нарушения в сфере водного законодательства. В итоге АО «Омскшина» заключило подрядный договор с ИП Набока. Данная организация в 2021 году обследовала промышленно-ливневый коллектор АО «Омскшина», задействовав спецтехнику, водолазов. В итоге на протяжении 4,7 км найдено 39 несанкционированных врезок диаметром от 70 до 200 мм, и только три стока оказались легальными. Определить абонентов по большей части не удалось. От АО «Омскшина» требуют две вещи. Первое: очистить сточные воды, сбрасываемые в Омь через коллектор, до предусмотренных нормативов концентрации биохимического потребления кислорода. Второе: добиться соответствия сточных вод условиям, предусмотренным решением о предоставлении водного объекта в пользование путем устранения в них меди или нормирования данного вещества в разрешительных документах.
На заседании первым слово предоставили главному инженеру АО «Омскшина» Сергею КУРАСОВУ. Он сообщил уже несколько другие цифры, чем год назад: подрядчик провел обследование 6,3 км коллектора и выявил 41 врезку. Оказалось, что предприятие обнаружило новые источники стоков. «Начиная с 2022 года мы начали производить заглушку несанкционированных врезок. В процессе выявили еще две – от ул. Нейбута до Оми. Видно, что они сделаны совсем недавно», – сообщил главный инженер АО «Омскшина».
Он пояснил, что в данный момент не заглушенными осталось три врезки, поскольку через них идут стоки от предприятий, с которыми у завода есть договоры – с АО «ЦКБА», АО «Научно-производственное объединение «Радиозавод имени А. С. Попова» и Заводом модульных конструкций «Сибирь». Однако на деле оказалось, что единственная санкционированная врезка у Омскшины – с ЗМК «Сибирь», поскольку данное предприятие напрямую сбрасывает стоки в коллектор Омскшины, а вот ЦКБА и завод им. Попова врезаются в промежуточные коллекторы, которые затем вливаются в трубу Омскшины.
— Кому они принадлежат, неизвестно. Может быть, коллеги из департамента городского хозяйства подскажут, чьи это сети. Мы скорее всего придем к тому, что будем и эти врезки заглушать. Или они врежутся непосредственно к нам, или перенаправят свои сбросы в другие коллекторы, – рассказал о планах Сергей КУРАСОВ.
Главный инженер Омскшины пояснил, что с ЗМК «Сибирь» они расторгают договор с 1 апреля. Соответственно, их вход в коллектор будет заглушен. А поскольку на протяжении всего коллектора находится 44 колодца, которыми тоже кое-кто пользуется, то заглушение ждет и их.
— У нас есть фото- и видеоматериалы, как непонятные люди сливают что-то – нефтепродукты, дерьмо или другие химические продукты – в колодцы. Физически мы отследить это не можем. Поэтому в текущем полугодии планируем закрыть люки и заглушить оставшиеся три врезки, – конкретизировал по времени планы Сергей КУРАСОВ.
Далее он заметил, что оставшиеся три врезки являются основными по объему сбрасываемых вод, поскольку это крупные заводы и городские территории.
На заседание пригласили представителя торговой сети «Лента», который сообщил, что магазин, находящийся на ул. 10 лет Октября, сбрасывает свои стоки в коллектор на пр. Космический. Как пояснили другие участники совещания, скорее всего сброс происходит в городской коллектор, а оттуда уже в коллектор АО «Омскшина». Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Омской области Сергей ПАЛАГУТА пояснил, что за день до рабочей группы в Минприроды прошло совещание по «Ленте»:
— Буквально вчера мы подписали дорожную карту, где в том числе предусмотрено перенаправление стоков одной из «Лент» в коллектор водоканала. И водоканал выразил согласие взять ливневые стоки с «Ленты».
Заместитель главного инженера АО «ЦКБА» Андрей ГОНЧАРОВ рассказал об итогах совещания в Минпроме по данному вопросу:
— Мы договорились, что с департаментом городского хозяйства будет заключен договор. Будем передавать стоки им, а они их либо возьмут в аренду у Омскшины, либо Омскшина передаст им свою часть коллектора. Мы и в ДГХ написали письма, и в управление дорожного хозяйства. В последнем нас отправили в департамент имущественных отношений. На сегодняшний день от них пока никакого ответа не получили по поводу заключения договора.
Руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (СИБМУР) Ольга ГАВРИЛЬЧЕНКО заметила, что у участников данного спора нет другого выхода, как выполнить предписания прокуратуры. А вот у старшего помощника прокурора Омской межрайонной природоохранной прокуратуры Ольги ПОЛУБОЯРОВОЙ нашлись вопросы к присутствующим. В частности, она обратилась к Сергею КУРАСОВУ:
— Поскольку вы оборонное предприятие, поставили в известность прокуратуру Омской области об этой проблеме? То есть вы пока остроты здесь не ощущаете?
– Вроде бы наметилось решение – передать коллектор городу, – пояснил позицию Сергей КУРАСОВ.
– Сколько месяцев назад состоялось это решение? – уточнила Ольга ПОЛУБОЯРОВА, уже явно зная ответ.
– В декабре, – последовал тот самый ответ.
– То есть с декабря вы надеялись на разрешение этой ситуации, на общее понимание в связи со спецоперацией? – уточнила представитель прокуратуры.
Председатель комитета по природопользованию и экологии при ТПП Омской области Дмитрий РОМАНЕНКО модерировал заседание рабочей группы и резюмировал ситуацию:
— Они выполнят сейчас предписания надзорных органов, и Космический проспект весной всплывет. И мы получим социальный взрыв.
Он обратился к представителям мэрии и спросил, готов ли город к передаче коллектора Омскшины в городскую собственность. Ответил ему заместитель начальника отдела дорожно-мостового хозяйства департамента городского хозяйства администрации города Омска Артур ФАЙКОВ. Он пояснил, что город готов, но только при определенных условиях, среди которых состояние коллектора. Он подчеркнул, что устанавливает требования не мэрия, а решения по таким большим объектам обязательно проходят через горсовет. На вопрос Дмитрия РОМАНЕНКО, проводил ли город собственные обследования по поводу врезок в коллектор Омскшины, Артур ФАЙКОВ пояснил, что у мэрии таких средств нет. Он также рассказал, что статистика по разрешенным врезкам в городской администрации имеется только с 2014 года, т. е. в основном касается новых микрорайонов, той же «Ленты», торговых центров. Понятно, что когда коллектор Омскшины перейдет в собственность города, то проблема строительства новых очистных сооружений ляжет на муниципалитет.
Ольга ПОЛУБОЯРОВА изложила точку зрения прокуратуры на сложившуюся ситуацию:
— В соответствии с Водным кодексом и законом о водоснабжении и водопотреблении у каждого водовыпуска должен быть один собственник или хозяйствующий субъект. Соответственно, ситуация, которую породило наше министерство природных ресурсов и экологии, когда у одного водовыпуска масса пользователей, (незаконна). Действительно, собственником трубы является Омскшина. За что они сейчас несут и материальные издержки. Дело в том, что в ситуации заглушения абонентов-самовольщиков, поскольку они не заключили с Омскшиной договор на транспортировку сточных вод, может возникнуть проблема. Омскшина будет являться монополистом, и все, имеющие разрешение на предоставление водного объекта в пользование с целью сброса ливневых сточных вод посредством собственника, который был не в курсе, что Министерство природных ресурсов своим повелением разрешило им транспортировать сточные воды, окажутся, по сути, в ситуации правового нигилизма. У них есть разрешительный документ сбрасывать в определенной точке, которую департамент городского хозяйства им согласовал, и эта сточная вода должна доходить до реки Омь в такой-то точке. Если бы абонент был один на этом коллекторе, решение о предоставлении водного объекта выдано по логике законодателя. Если таких абонентов несколько, то должна быть назначена эксплуатирующая или гарантирующая организация, с которой все абоненты заключают договоры. Это принцип ОмскВодоканала. Соответственно, такая организация осуществляет контроль, поскольку заинтересована, чтобы сточные воды не превышали установленных нормативов и обеспечивали нормативы качества. В нашей ситуации мы сталкиваемся с еще более сложной схемой. У нас точка врезки, например, ЦКБА находится не напрямую в коллекторе Омскшины, а еще в какой-то трубе-посреднике. Соответственно, у нас появляется собственник этой трубы-посредника. В лучшем случае им окажется администрация города Омска. Я, в принципе, уже продумываю действия: если ситуация не получит согласования всех сторон, то, возможно, будет судебный спор, в котором Омскшина предстанет ответчиком.
К представителю администрации города было много вопросов. В частности, стало ясно, техусловия, а также обслуживание коллекторов осуществляет департамент городского хозяйства, однако допуска к плану ливневой канализации, как отметил Артур ФАЙКОВ, у него нет. Данный документ находится в департаменте архитектуры и имеет вторую категорию секретности.
Под занавес совещания Сергей ПАЛАГУТА взял слово:
— Город должен озаботиться оставшимися промежуточными коллекторами, начать поиск, что это – бесхозяйные или городские составные части сети. Это нужно, чтобы, во-первых, заводы не встали и, во-вторых, город не превратился в болото.
В ответ Артур ФАЙКОВ заметил, что мэр в курсе ситуации, и добавил:
— Ливневая канализация – это очень затратно. Очень! Даже Тюмени при ее условиях на это понадобилось порядка 12 лет.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 8 марта 2023 года.
На прошедшей неделе, похоже, проблема коллектора стала решаться. Об этом можно прочитать в новом репортаже в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 5 апреля 2023 года под названием «Мы сейчас находимся в ситуации, когда коммуникации города сами являются незаконными врезками».