«Очень хочется искренней заинтересованности и доброжелательности со стороны чиновников».
12 апреля на комитете по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Омского городского совета администрация города Омска объявила депутатам, что отзывает спорные поправки в правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в областном центре. Ранее, 24 марта, изменения в проект обсуждались в Омском городском совете на публичных слушаниях – представители бизнес-объединений назвали их нецелесообразными, их доводы поддержала городская прокуратура. Поправки были связаны с изменением границ прилегающих территорий к зданиям: на собственников возлагались обязанности убирать в среднем в два раза большую площадь участков – к примеру, 10 кв. м вместо 5 или 20 кв. м вместо 10. Обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ПАВЛОВА расспросила президента Омского областного Союза предпринимателей Илью НИКОЛИНА, руководителя франчайзинговой сети автокомплексов REAKTOR о том, что думают предприниматели о сложившейся ситуации.
– Илья Владимирович, довольны отзывом поправок в правила благоустройства?
– Да, хотим выразить искреннюю благодарность мэру Омска Сергею ШЕЛЕСТУ, омской прокуратуре и бизнес-омбудсмену Юрию ГЕРАСИМЕНКО за взвешенную позицию, а также депутату горсовета Юрию КОЗЛОВСКОМУ за поддержку доводов ООСП. На самом деле есть нюансы: далеко не везде в два раза увеличилась бы площадь участков, которые были обязаны убирать собственники объектов, в некоторых случаях нагрузка возросла бы вчетверо – не только организационная, но и финансовая. Причем в первую очередь пострадали бы предприниматели, чей микро- и малый бизнес расположен на окраинах Омска, где владелец скромного магазина зачастую играет роль и директора, и продавца, и водителя, и дворника. Безусловно, намерение навести порядок в городе благое, и мы его исключительно поддерживаем. Однако способ его реализации, прямо скажем, дискуссионный – предпринимателям и так живется непросто и увеличение бремени на нас, к сожалению, не решит проблемы, лишь их умножит.
– На публичных слушаниях вы приводили пример расчетов для отдельно стоящего магазина площадью 200 кв.м, хозяину которого пришлось бы убирать вокруг 1,5 тысячи кв. м. При примерном доходе в 100 тысяч рублей в месяц и двух проверках в месяц, каждая из которых обходится в 20 тысяч рублей, экономическая целесообразность собственного дела сходит на нет.
– В том-то и дело, что предложенные поправки не содержат экономического обоснования. Авторы проекта не представили расчетов, как и на ком отразится предлагаемое нововведение реализуема ли на практике разработанная ими инициатива. Более того, об этом же говорил в рабочей группе при Омском городском совете заместитель министра экономики Омской области Денис КУШНЕР – что правильно взять несколько объектов и просчитать финансовую модель. К сожалению, расчетов так и не было представлено. Безусловно, проект предлагался абсолютно законно, но совершенно несвоевременно. Нам пришлось потратить значительное количество усилий и времени, чтобы, по сути, просто вернуться к прежнему положению вещей, объяснить чиновникам простые, лежащие на поверхности вещи. Естественно, эту энергию можно было бы употребить на пользу наших бизнесов и развитие региона.
– Есть ведь оценка регулирующего воздействия документа.
– У чиновников нет обязанности привлекать бизнес к обсуждению готовящегося к принятию распоряжения, постановления. Однако это было бы максимально разумно, ведь именно предпринимателей в основном и затрагивают различные законодательные нововведения. У нас же пока в Омске сложилась следующая практика: мы должны сами, по собственной инициативе узнавать, что нас ждет дальше, мониторя все документы, которые выходят из-под пера уважаемых чиновников и депутатов. Изменения могут выглядеть достаточно туманно: «заменить формулировку такую-то на такую-то в таком-то пункте в таком-то постановлении». То есть необходимо найти это постановление и подробно его проанализировать, чтобы понять, чем на самом деле чреваты эти «замены». Мы пробовали в союзе создать некое подобие юридической службы, в которую входили профессиональные юристы – представители компаний-членов объединения. Но, если честно, это напоминает сизифов труд: постановлений так много, что работе не видно конца и края. К тому же формулировки возможно интерпретировать по-разному.
– А как вы видите устраивающую вас систему?
– В коммерческой организации руководитель, внося какие-то изменения, приходит к своему коллективу и поясняет, что происходит, почему и к каким результатам приведет процесс. Это в разы увеличивает эффективность трансформации. На примере внесения правок в правила благоустройства мы видим, что ухудшение положение предпринимателей было бы неминуемо. Однако узнать об этом пришлось бы уже при получении штрафов, чего, к счастью, удалось избежать. Да, повторю, чиновники не обязаны советоваться с предпринимателями при разработке распоряжений, хотя это принесло бы пользу обеим сторонам. Но в любом случае практика обнародования чиновниками различных законодательных изменений с подробным объяснением, что, как и почему нам теперь надо делать, крайне желательна. У нас есть как минимум четыре организации, на площадке которых могли бы происходить дискуссии – Омский областной Союз предпринимателей, Омская торгово-промышленная палата, региональное отделение «Опоры России» и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области. А еще ведь есть отраслевые объединения – Союз строителей Омской области, Омский союз риэлторов и так далее.
– Как раз от имени четырех объединений вы и писали мэру и председателю городского совета по поводу повышающего коэффициента аренды земельного участка, выделенного без торгов, якобы для стимулирования завершения строительства объекта на нем расположенного.
– Это еще один из ярких примеров попытки принятия изменений без учета настоящего положения дел. Да, с недостроями надо бороться, согласен, однако у каждого из участков есть владелец, с которым и нужно взаимодействовать для того, чтобы устранить проблему. К сожалению, множество добросовестных предпринимателей по объективным причинам не в состоянии отстроиться в срок, в том числе в силу бюрократических препонов при получении всевозможных разрешений и решений о согласовании. Чтобы было иначе, необходимо иметь полноценный отдел специалистов по строительству, сопровождающих каждый проект, но это далеко не каждому по карману. Я в том числе испытал это, как говорится, на собственной шкуре, когда возводил очередной объект. И это во времена, когда каждый инвестор на весь золота! Причем неважно, строит он ларек или завод. Очень хочется искренней заинтересованности и доброжелательности со стороны чиновников, в свою очередь, мы – предприниматели – выражаем полную готовность к открытому и продуктивному диалогу. В том числе при разработке того или иного документа готовы подсказать, как сделать его более гармоничным, у нас есть для этого профильные специалисты в любой сфере деятельности. Только вместе мы сможем развивать регион и улучшать его инвестиционный климат.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 апреля 2023 года.