Оказывается, Омск, в котором активно развиваются федеральные сети, хочет разнообразия.
В Москве в рамках Недели российского ритейла состоялась региональная сессия на тему «Фокус регионального ритейла. Честный разговор с собственниками и топ-менеджерами сетей». Представляем читателям отдельные выступления с этой сессии.
Ольга НАУМОВА (на фото), генеральный директор Русской рыбопромышленной компании, бывший гендиректор сетей «Пятерочка» и «Магнит»: «Надо смотреть экономику, а не просто быть ритейловым романтиком»:
— Все эти истории про «федеральное» и «региональное», «дискаунтеры» и «супермаркеты», «онлайн» и «офлайн» – от лукавого. На любую из этих тем можно собрать круглый стол и дискутировать сутками. Как говорит мой очень хороший знакомый, «покупатели уходят не из супермаркета в дискаунтер, а из плохого магазина в хороший».
Есть естественный процесс укрупнения компаний, наращивающих свою операционную эффективность и позволяющих себе предложить покупателю цену лучше. Можно сколько угодно ругать поставщиков, которые якобы завышают цены для одних. Всегда ведь тяжелее признаться зеркалу, что это ты виноват в своей недостаточности влияния на окружающую среду. Любая эффективная компания масштабируема, поэтому я бы не ставила клейма «федеральное» и «региональное», все зависит от амбиций собственников.
Та же доля онлайн-ритейла составляет всего 8%, но она дала нам множество полезных инструментов, обеспечивающих омниканальность. Онлайн никогда не победит офлайн, потому что потребляют продукты реальные люди, а не какой-нибудь ChatGPT.
Мне кажется, как раз и побеждают те, кто не ставит на себя и других какое-то клеймо, а просто работает на покупателя. Не считаю попытки заструктурировать мир правильными.
Турбулентность очень способствует развитию, поскольку подготавливает для этого среду. Посмотрите на бурный рост собственных торговых марок в регионах, которые заполняют ушедшую нишу иностранных брендов.
Омск, Красноярск, Новосибирск, в которых активно развиваются федеральные сети, просто хотят разнообразия. Я не верю в апокалиптические идеи: пришли федералы и стали вынуждать регионалов продать свои сети. Если делать грамотные предложения покупателям, то у каждого будет свое место. Но надо смотреть экономику, а не просто быть ритейловым романтиком.
Даниил СИКАЧИНА, генеральный директор сети «Победа»: «Я много езжу по стране и укрепления региональных игроков вообще не вижу»:
— Региональным сетям недоступны технологии логистики, управления, ИТ, которые есть у федералов. Приходится либо в них инвестировать (это всегда стратегический выбор собственников), либо жить как есть.
Я много езжу по стране и укрепления региональных игроков вообще не вижу. Мы с ними в переговоры не вступаем по объектам: бьемся со «Светофором», «Чижиком», «Магнитом», «Пятерочкой».
Что касается рынка дискаунтеров, то родоначальником я считаю «Светофор» – уникальная компания, которая смогла сгенерить трафик, открывшись в поле – много видел таких объектов у них.
Есть, например, город Лукоянов в Нижегородской области на 13 тысяч жителей. У них есть и «Пятерочка», и «Магнит», и четыре дискаунтера: «Победа», «Светофор», «Чижик» и «Smart». Конкурировать очень интересно, но уже есть понимание, что в небольших населенных пунктах будет два-три ритейл-игрока, причем только дискаунтеры.
Конкурируем с другими игроками за локации – у всех дискаунтеров очень амбициозные планы развития. За объекты мы, как правило, платим одинаково, собственнику добрасываем «плюшки»: ремонт помещения, повышенный процент от РТО. Конкурируем за персонал, в том числе линейный (а «Чижик», заходя, предлагает действительно неплохие зарплаты). Конкурируем за логистическую инфраструктуру: в части городов ее просто нет – например, места под логистический центр.
Все это выгодно для покупателя: мы устраиваем неценовое промо – всякие розыгрыши. До ценового, надеюсь, дискаунтеры не докатятся. И выигрывают арендодатели – в Краснодарском крае, например, больше нет помещений под новые магазины, их придется только строить.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 июня 2023 года.