Омичам показали легендарную Мангазею.
В Омском историческом парке «Россия – моя история» открылась выставка «Мангазея. 400 лет легенды» из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского (Салехард). Выставка продолжает проект Исторического парка, посвященный 300-летию первых научных археологических раскопок в Сибири.
Мангазея – легенда и быль. Своим необычным названием город обязан энецкому роду Монгкаси, обитавшему некогда в низовьях реки Таз. Сегодня, спустя более 400 лет, мало кому известно даже название Мангазея. А ведь в XVII веке город и крепость были мощным форпостом для тех, кто шел на самый северный полуостров Азии – Таймырский, к «великой и славной» реке Лене.
Просуществовав всего 71 год (1601–1672), Мангазея сыграла одну из самых значимых ролей в истории освоения русского Севера. Со временем ее стали считать мифическим городом, которого никогда не было на самом деле. И лишь археологические раскопки, научные исследования, добывшие материальные и документальные свидетельства, подтвердили: Мангазея была, в ней кипела жизнь, сходились торговые и промысловые пути.
Около трех тысяч предметов, найденных на раскопках Мангазейского городища, хранятся в фондах Музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского, более 600 из них входит в выставочный проект «Мангазея. 400 лет легенды», который возят по всей стране.
– Давно, как только открылся наш парк, зная про уникальный, прекрасный, глубоко научный проект салехардского музея, я мечтала, что когда-нибудь мы увидим эту выставку в наших стенах. Мечта осуществилась, – сказала на открытии директор Исторического парка «Россия – моя история» Ольга БЕЗРОДНАЯ. – Конечно, большое значение имеет деятельность ученых-археологов. Если бы не было их жадного влечения, желания открыть то, что спрятано в веках, ничего бы этого не было. Второе – это, конечно, музей. Спасибо коллегам за то, что они хранят, изучают, показывают коллекцию, которая постоянно прирастает и открывает все больше новых тайн.
Выставка – подарок омичам к Дню города, уточнила Ольга БЕЗРОДНАЯ. По 2 августа включительно с 10:00. до 12:00 ее можно посетить бесплатно. И хоть она не об Омске, но все равно о Сибири.
– Мы даже не думали, что «Мангазея» поедет в этом году в такое большое турне, – признался заведующий отделом этнографии и археологии Музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского Никита ПЕРЦЕВ. – Буквально недавно наша выставка приехала из Оренбурга, мы едва успели ее перепаковать, и вот – она уже у вас. Вообще «Мангазея» за последние шесть лет очень много путешествует: от Мурманска до Владивостока и Южно-Сахалинска. Ее принимают разные музеи, каждый по-своему индивидуален. И всегда мы стараемся внести что-то новое в экспозицию – либо какие-то предметы, либо элементы оформления. Сейчас мы впервые разработали фризы и наклейки на витрины, еще я в этот раз добавил больше текстиля, так как знаю, что в Омске много реконструкторов, интересующихся стилем XVII века.
Изначально путь в Мангазею был проложен по водам Северного Ледовитого океана, поэтому и начинать осмотр экспозиции лучше с изображения кочей (парусно-гребных судов), с элементов их оснастки. Здесь есть, например, два уникальных футляра от компасов, а еще дощечки с именами и названиями, которыми маркировались перевозимые товары.
На дощечке написана и долговая расписка, из которой следует, что некий Терентий Петров сын занял у Ничея Анциферова сына в августе месяце пятьдесят рублей. Деньги, по тем временам, немалые. То, что документ написан не на бумаге, говорит о том, что бумага была очень дорогой даже для зажиточной, «золотокипящей» Мангазеи.
Из представленных на выставке предметов домашней утвари, одежды, обуви, оружия видно, что многое завозилось в город купцами, но существовало и собственное ремесленное производство. В частности это касается берестяных изделий, причем, не только коробов и туесов.
– Крайне интересная находка – лекало для берестяной сумки, – подчеркивает Никита ПЕРЦЕВ. – Сумки такие известны хорошо, но за этим предметом опять же скрыта целая история. Если мы внимательно приглядимся, то увидим надпись, гласящую, что это лекало сделано для Никифора Константинова сына по прозвищу Конор, и бязь взята с него. Собственно, за одним маленьким предметом целая линейка производства.
Одежда и обувь основном тоже шилась на месте, о чем можно судить по наличию игл, игольников, веретен, пяльцев, наперстков, обувных колодок. О ювелирном производстве говорят обнаруженные при раскопках тигли – сосуды для выплавления цветного металла, специальные щипчики и многое другое.
В 1607 году началось строительство Мангазейского Кремля, его макет также представлен на выставке. Общая длина стен достигала 280 метров. По углам стояли сторожевые башни, а в центре – самая высокая, проезжая. Во всех Кремлях их называют Спасскими.
Была в Мангазее и общественная баня: гигиену там соблюдали хорошо. Был и государев кабак. Местонахождение его обнаружили, когда при расчистке одного из строений нашли загадочный агрегат, похожий на инопланетный корабль. Им оказался... самогонный аппарат, привезенный, судя по всему, из Европы. Аппарат был завернут в кожу, благодаря чему хорошо сохранился в мерзлоте. Вместе с ним находился комплект шахмат, игральные фишки, мелкие кубики для игры в «Зернь». Азартные игры являлись стимулом кабацкого дела. И когда «Зернь», например, пытались запретить, некоторые чиновники относились к этому скептически, говоря, что, коли «Зернь» запретят, никто в кабак не пойдет и государева вина пить не будет. В общем, ущерб казне.
Почему исчезла Мангазея? На то было много причин. Сначала закрыли морской путь, а посуху до нее добираться гораздо сложнее. После уменьшилась популяция пушного зверя, и основные промыслы перенесли дальше на Енисей. Ко всему прочему, случился большой пожар, от которого город уже не оправился. Сегодня он оживает вновь – в археологических собраниях. Совершить уникальную прогулку в прошлое приглашает выставка «Магазея. 400 лет легенды».
Выставка будет работать до 20 сентября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ