Все рубрики
В Омске суббота, 20 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 80,7220    € 94,5120

Региональный IT-бизнес России живет тем, что дружно работает на Москву

20 декабря 2025 09:30
1
186

Растет разрыв в подготовке кадров: сеньоры уезжают, джуниоров на местах переизбыток. 

В Москве состоялась III Межрегиональная конференция региональных ИТ-сообществ, организованная комитетом по региональной политике Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий и Ассоциацией «ИТ-Кластер Сибири». Эксперты обсудили состояние ИТ-бизнеса в регионах.

Председатель комитета ТПП Алтайского края по информационным технологиям, генеральный директор ООО «Центр информационной безопасности» Павел ПЛЕТНЕВ отметил, что если исключить региональные и федеральные бюджеты, то основным источником выживания для региональных IT-компаний последние 5 лет является работа с крупными московскими интеграторами. Он объяснил, что разница в заработке и затратах между центральными и региональными компаниями остается существенной. Для развития он предложил создавать площадки коллаборации, где представлены как столичные заказчики, так и региональные исполнители, что позволило бы легче находить друг друга.

Представительница Ассоциации сотрудников, инвесторов и организаций в сфере информационных технологий МИТ подтвердила заявление ПЛЕТНЕВА о том, что IT-компании в регионах в основном зарабатывают за счет крупных контрактов в Москве, «каскадируясь по субподрядам». Если же предприятие создает уникальный продукт, ноу-хау, то старается «вытянуть» его из региона. Спикер привела пример компании из Омска, разработавшей технологию калибровки, но испытывающей сложности с ее выводом на рынок из-за его расслоения. Причем региональным компаниям проще переехать, условно, в Узбекистан, чем в Москву, в которой приходится подолгу выстраивать связи.

Исполнительный директор Ассоциации «Кластер социально-технологического развития территорий Калужской области» Максим ЛЕДКОВ рассказал, что их IT-кластеры начали разделяться по отраслевой принадлежности. В сфере IT для развития территорий (строительство, ЖКХ, проектирование, архитектура) в регионе практически отсутствует розничный или B2B-заказчик, основные клиенты – муниципалитеты или госзаказчики. Сравнивая с другими IT-кластерами Калужской области (например, в медицине, где есть розничные заказчики), ЛЕДКОВ подчеркнул, что специфика региональных IT-компаний определяет их зависимость от государства. В их направлении, связанном со строительством, эта взаимосвязь составляет 99%.

Директор челябинского кампуса «Школы 21» Дмитрий КОЗЛЕНКОВ сообщил, что многие челябинские компании успешно выявили перспективные ниши и начали активно позиционироваться исключительно в них, ища клиентов по всей стране. Он привел пример компании, создающей цифровые порталы и сервисы для хоккейных, волейбольных, футбольных клубов и расширившей свою деятельность далеко за пределы региона, включая даже страны СНГ. Другие предприятия, по словам КОЗЛЕНКОВА, успешно сотрудничают с крупным ритейлом (X5 Retail Group, «Красное & Белое» и т.д.). Второй тренд – продуктовые компании чувствуют себя лучше, продавая свои решения бизнесу по подписке, так как государственные бюджеты стали менее надежными. Что касается налоговых изменений, КОЗЛЕНКОВ отметил, что все «гундят, расстраиваются и переживают», но у предприятий наблюдается рост выручки.

Игровые компании (создающие графический контент) начали сокращать персонал из-за удешевления производства контента искусственным интеллектом. Однако явного тренда на массовое увольнение разработчиков пока не наблюдается, ИИ чаще используется для быстрого создания MVP-решений. Также IT-компании Челябинска конкурируют за специалистов не друг с другом, а с BigTech. В связи с этим реализуется множество региональных проектов по развитию кадрового потенциала, направленных на то, чтобы студенты и школьники как можно раньше начинали IT-карьеру.

Генеральный директор компании Inostudio, президент Ассоциации разработчиков цифровых решений «Брэйнхорн», Максим БОЛОТОВ (Ростовская область) акцентировал внимание на растущем разрыве в подготовке кадров. Сеньоры по-прежнему востребованы, а джуны не нужны, но при этом их количество растет. У джунов отсутствуют возможности набрать реальный опыт, так как компании не готовы их нанимать. Особенно остро эта проблема ощущается как раз в регионах, откуда «забирают» сеньоров. Также БОЛОТОВ отметил недостаток маркетинга и PR в IT-индустрии, что приводит к ее низкой значимости, буквально «на уровне статистической погрешности, несмотря на все декларации» – 1,9-2,5% ВВП.

Проректор по ИТ и цифровой трансформации РАНХиГС (Президентской академии) Павел КЛЕПИНИН отметил появление большого количества региональных компаний в сфере искусственного интеллекта. По его словам, порог входа в этот бизнес невысокий – около 5 млн рублей. Однако основная проблема их мультиагентных продуктов заключается в использовании иностранных моделей и облачных решений. КЛЕПИНИН предложил сети профессиональных IT-сообществ поддержать эти компании, помочь им с первыми сделками и переходом на российские LLM-модели (GigaChat, Яндекс GPT, Тинькофф, МТС), что, по его мнению, будет полезно для страны и обеспечит конкурентное преимущество в новом мире, сравнимое с ядерным оружием.

Президент Ассоциации «ИТ-Кластер Сибири» Александр ТИМОФЕЕЧЕВ поделился результатами опроса, проведенного в Минцифры Омской области: малый IT-бизнес (5-30 сотрудников) не нуждается в избыточной господдержке, так как мобилен и быстро адаптируется.

Валентин МАКАРОВ, президент НП «Руссофт» описал три основных способа заработка для региональных компаний. Во-первых, это уже упомянутая работа на субподряде с крупными московскими компаниями, реализующими проекты по всей России. Во-вторых, компаниям из крупных промышленных центров доступно прямое сотрудничество с директорами, начальниками цехов и IT-руководителями местных предприятий. Они предлагают услуги и решения под конкретные запросы заводов, с которыми хорошо знакомы, – например, промышленный искусственный интеллект для оптимизации работы печей. В третьих, партнерство с соседними странами: Новосибирск тесно работает с Казахстаном и Китаем, используя налаженную торговлю и личные контакты; Севастополь пытается наладить контакты со Средиземноморьем, позиционируясь как «витрина России»; Калининград работает с Европой.

Помимо этого МАКАРОВ заявил, что Минфин часто не понимает специфику IT, а отношение правительства к льготам для IT-отрасли неверно, так как они воспринимаются как послабления, но не как правильный режим, соответствующий бизнес-модели индустрии. Президент «Руссофта» подчеркнул отсутствие у российских IT-ассоциаций права законодательной инициативы, в отличие от Bitkom в Германии, а также редкость встреч президента страны с представителями IT-сообщества. По мнению МАКАРОВА, государству не хватает цифровой модели индустрий, а IT-ассоциации могут помочь в создании цифрового двойника каждой из них для эффективного налогообложения и инженерного подхода к управлению.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 ноября 2025 года.

Фото © стоп-кадр онлайн-трансляции



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Олег Лизгунов сегодня в 10:03:
«Президент «Руссофта» подчеркнул отсутствие у российских IT-ассоциаций права законодательной инициативы, в отличие от Bitkom в Германии, а также редкость встреч президента страны с представителями IT-сообщества. По мнению МАКАРОВА, государству не хватает цифровой модели индустрий, а IT-ассоциации могут помочь в создании цифрового двойника каждой из них для эффективного налогообложения и инженерного подхода к управлению.» Ух же ж ты. Цифровой двойник. Встречи Президента с ихенным сообществом. «МАКАРОВ заявил, что Минфин часто не понимает специфику IT,»..... ну куда уж нам. Вы, сообщество, несколько перецениваете свою «значимость». Ну жизнь поправит.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.