У зрителей есть редкая возможность увидеть работы из семейной коллекции.
Августа МОЛОДЦОВА – представитель омской школы живописи и в то же время последователь традиций русского и европейского импрессионизма. Она часто писала вид из одного и того же окна в разное время года, разное время суток, и каждый раз это, конечно, была новая история. Писала свою любимую Старозагородную рощу, куда вся семья ходила на пленэр, и сегодня мы видим ее летом, осенью, весной.
Художница не боролась со своей близорукостью – напротив, отдавала ей на откуп изображение этого мира. Поэтому детали в ее картинах часто обобщены и расплывчаты. Они сплетаются в нежное кружево, оставляя нам разгадывать загадку, что же там, за этим маревом. «Все там…» называется одна из работ, которую почти целиком занимает небо, особое, «жемчужное». И даже свой автопортрет художница «спрятала» среди осенней листвы, в множестве мелких росчерков. Попробуй – найди.
– Августа МОЛОДЦОВА – один из тех омских художников раннего советского, постсоветского периода, которые вызывают интерес тем, что здесь есть сформировавшийся самобытный стиль, который, будучи вписан в традицию, является совершенно оригинальным, – говорит куратор выставки Вадим САВЕЛЬЕВ. – Импрессионизм тут является скорее методом. Если мы говорим об импрессионизме, то подразумеваем попытку передать то, как человек видит. И вот в нескольких работах Августа МОЛОДЦОВА на переднем плане изображает очки. Художник снимает очки перед тем, как начать писать, и это оправдывает многие цветовые и композиционные решения. У предметов получаются нечеткие контуры, легкая расплывчатость, что создает эффект близорукости, и мир предстает на картине немного несовершенным, хрупким, но от этого еще более прекрасным.
В экспозиции представлено более 30 работ. Многие – из коллекции сына художницы, известного омского живописца Николая МОЛОДЦОВА. Их зрители увидят впервые.
Особый интерес вызывают коллажи для анимационных вставок к детским и литературно-музыкальным передачам (на омской студии телевидения Августа МОЛОДЦОВА проработала двадцать лет, с 1958 по 1978 год). При их создании приходилось учитывать движение, тогда как художник-академист работает со статикой.
Среди коллажной графики есть замечательный поросенок с комсомольским значком. В музее шутят: это не тот комсомолец, который поросенок, а тот поросенок, который комсомолец.
Августа МОЛОДЦОВА ушла из жизни в 2017 году, сегодня бы ей исполнилось 95 лет. Она редко выставлялась. Первая и практически единственная персональная выставка прошла в Историко-краеведческом музее в начале 1990-х. Потом Августа Александровна участвовала в выставках либо с мужем (художником Николаем КЛИКУШИНЫМ), либо с сыном. Некоторые даже считают, что она слишком растворилась в семье, хотя это был действительно гармоничный, по-настоящему творческий союз. Нынешняя выставка могла бы ее порадовать.
– Ретроспективная юбилейная выставка проходит в любимом мамином музее, – говорит Николай МОЛОДЦОВ. – С детства она мне рассказывала, как еще девочкой ходила пешком с 14-й Северной на Ленина, 23, где был единственный в городе музей. Тогда он еще не носил имя Врубеля. Посещение музейных залов произвело на нее огромное впечатление, сформировало как художника.
Выставка «Все там…» работает до 1 октября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ