В противном случае они не смогут обслуживать льготников, те пересядут в муниципальный транспорт, а нагрузка на бюджет вырастет минимум в 0,5 миллиарда рублей.
Председатель Совета СРО «Омские перевозчики» Владимир ГЕВОРГЯН опубликовал сообщение, в котором напомнил, что более 40% рынка перевозок пассажиров в Омске занимают частные перевозчики, работающие по нерегулируемым тарифам. Для перевозки пассажиров, имеющих федеральные льготы на проезд в общественном транспорте, частные перевозчики, работающие по нерегулируемым тарифам, заключают договоры с Министерством труда и социального развития Омской области. Размер компенсации предпринимателям определяется постановлением губернатора. Долгое время он был на уровне 18 рублей, но за последние три года вырос до 20 рублей.
Затраты частников на перевозку одного пассажира, по данным «Омских перевозчиков», – от 36 до 39 рублей. С учётом сегодняшней стоимости проезда – 30 рублей наличными, 33 рубля по карте – затраты предпринимателей не покрываются:
– Казалось бы, у перевозчика, работающего по нерегулируемому тарифу, есть право самостоятельно устанавливать цену проезда. Но так только кажется. В реальности, если цена за проезд будет существенно выше рыночной, можно остаться совсем без пассажиров. Перевозчики, недополучая в полном объёме компенсацию за перевозку льготных пассажиров, всё больше и больше теряют свои доходы. В соседних с нами регионах (Новосибирск, Красноярск, Тюмень, Екатеринбург) частные перевозчики получают компенсацию за перевозку льготных пассажиров в размере стоимости проезда – от 30 до 35 рублей. И только в омском регионе – 20 рублей. Хочу, чтобы меня правильно поняли: мы не требуем к себе особого отношения или огромных дотаций из бюджета города. Мы просто хотим равных конкурентных условий. А то получается, что одним – и дотации из бюджета, и компенсации за перевозку льготных пассажиров, и новые автобусы по федеральной программе, а частным перевозчикам запретили перевозить пассажиров по центральным улицам.
По словам ГЕВОРГЯНА, это решение городских властей тоже существенно повлияло на доходы частных перевозчиков:
– Из 18 маршрутов, убранных из центра города, два уже прекратили своё существование, ещё два сократили количество автобусов и работают на грани выживания. Количество автобусов сократилось на 190 единиц, доходы упали более чем на 30%. В конечном итоге пострадали обычные пассажиры, которые поначалу активно писали жалобы, но через месяц прекратили это делать, видя, что власть не реагирует на обращения. Некоторые чиновники восприняли сокращение количества жалоб как положительный результат своей работы.
Председатель Совета СРО добавил, что ещё в конце августа обратился к врио губернатора Омской области Виталию ХОЦЕНКО с предложением увеличить размер компенсации хотя бы до 25 рублей:
– Данная мера не решит всех наших финансовых проблем, но хотя бы позволит поддержать частных перевозчиков в непростое время. Что будет, если оставить всё как есть? Кто-то из частных перевозчиков уйдёт с рынка, кто-то не сможет больше себе в убыток перевозить пассажиров, имеющих льготы на проезд в общественном транспорте. Льготники будут ругать частных перевозчиков и пересядут в муниципальный транспорт. Компенсировать затраты муниципалам придётся уже в размере не 20 рублей, а установленных 45 рублей. По самым скромным подсчётам, нагрузка на бюджет вырастет более чем на полмиллиарда рублей!
Фото © Максим КАРМАЕВ, из архива «Коммерческих вестей»