Все рубрики
В Омске понедельник, 23 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Деятельность 53 омских унитарных предприятий прекращена в результате ликвидации, 9 унитарных предприятий находятся в процессе ликвидации

25 ноября 2023 15:00
0
2615

О правоприменительной практике в области унитарных предприятий и аукционов. 

В Сибирском юридическом университете в октябре Омское УФАС России провело публичные обсуждения результатов правоприменительной практики управления за текущий год.

Об унитарных предприятиях

С докладом о реформе унитарных предприятий выступила заместитель руководителя Омского УФАС России Галина ЛАПТЕВА. По ее словам, правительство, проанализировав работу государственных и муниципальных унитарных предприятий, пришло к неутешительным выводам: зачастую их содержание за счетбюджетов несоизмеримо с поступающими от них доходами. Более того, деятельность таких предприятий вытесняет других хозяйствующих субъектов с определенных товарных рынков, препятствуя конкуренции. Исходя из этого, появился национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденный президентом. В рамках его исполнения в декабре 2019 года был принят федеральный закон №485-ФЗ (начал действовать с 8 января 2020 года), запрещающий создание унитарных предприятий. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до дня вступления закона в силу, подлежат ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года.

Запрет на создание ГУП и МУП не касается случаев обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, разведывательной деятельности, мобилизационной подготовки и мобилизации,  транспортной безопасности, в сфере международных отношений РФ, в сфере государственной охраны, внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти РФ.

Исключение также составляют унитарные предприятия, созданные в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации, осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая их захоронение, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, осуществления деятельности на территориях Донецкой и Луганской народныхреспублик, Запорожской и Херсонской областей по обеспечению жизнедеятельности населения, бесперебойной работеотраслей экономики.

Кроме того, нормы не коснутся ГУП и МУП, занятых в сферах естественных монополий:

— Запрет также распространяется на деятельность унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции, если выручка предприятия от такой деятельности превышает 10% совокупной выручки за последний календарный год. После первого января 2025 года наши полномочия будут распространяться на контроль за соблюдением всех запретов, что может повлечь за собой выдачу предупреждения, а в случае его неисполнения, возбуждение административного дела. У собственника есть право направить предварительный запрос перед тем, как создать предприятие, либо внести изменения в состав видов деятельности уже существующих предприятий. Срок рассмотрения таких запросов — 30 дней, мы дадим положительное или отрицательное заключение. На сегодняшний день нами уже вынесено два предупреждения о принятии мер по ликвидации, реорганизации предприятий.

Координатором работы является министерство имущественных отношений. На первом этапе был сформирован перечень, состоящий из 112 унитарных предприятий на территории Омской области, которые подлежат реорганизации и ликвидации. 55 унитарных предприятий сохранят свою организационно-правовую форму. На втором этапе были осуществлены аудиты подведомственных органам исполнительной власти, органам местного самоуправления унитарных предприятий в целях инвентаризации активов и государственной регистрации на объекты недвижимости. За 2022 год в отношении трех унитарных предприятий принято решение о сохранении деятельности. Деятельность 53 унитарных предприятий прекращена в результате ликвидации. Девять унитарных предприятий находятся в процессе ликвидации, в отношении трех открыто конкурсное производство:

— Надеюсь, в 2023 году эти цифры изменятся. Работа движется. С 8 января 2020 года нам поступило 15 запросов, на 10 из них мы дали положительные заключения — по поводу создания либо сохранения МУПов, осуществляющих деятельность в качестве субъектов естественной монополии. Это услуги по передачетепловой энергии, водоснабжению, водоотведению, использованию централизованных систем. Как я уже говорила, для осуществления такой деятельности предприятия могут создаваться. Оба нами выданных предупреждений исполнены.

Руководитель Омского УФАС России Вадим КАБАНЕНКО (на фото) добавил: в федеральном законе №147-ФЗ прописано, что является, а что не является естественной монополией — до подачи запроса следует уточнить информацию.

Из зала поинтересовались: еслиранее задумывалось преобразовать муниципальноеунитарное предприятие, а потом было решено его ликвидировать, можно ли еще внести изменения в план? ЛАПТЕВА ответила, что этот вопрос лучше решать с минимущества. КАБАНЕНКО уточнил:

— Если это ваша собственность, соответственно, вы перевыполните план, и мы только будем вам благодарны за то, что на одно унитарное предприятие в вашем районе стало меньше.

Задан был вопрос и о ликвидации муниципального предприятия с наличием кредиторской задолженности. Заместитель руководителя Омского УФАС России отметила, что этот процесс может растянуться не то что на месяцы, а на годы:

— Если вы не успеваете ликвидировать предприятие до 1 января 2025 года, непринятие мер по его ликвидации может быть расценено как нарушение. Однако, если все меры были, приняты, а процесс ликвидации просто затянулся — по вине суда ли, кредиторов ли — думаю, санкции не должны применяться.

Об аукционах

Второй доклад ЛАПТЕВОЙ был посвящен порядку проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного и муниципального имущества (приказ ФАС России от 21.03.2023 №147/23)

Единственная существенная новелла, вступившая в силу с 1 октября текущего года, — конкурсы и аукционы на право заключения договоров, по которым может быть передано право владением и использованием государственного и муниципального имущества, отныне проводятся только в электронной форме:

— Перечень операторов электронных площадок будет идентичным тому, который работает по 44-му федеральному закону о контрактной системе. Перечень видов имущества, в отношении которогомогут проводиться торги в форме конкурса, тоже остался прежним. Если раньше вы, определяя предмет конкурса, описывали его место расположения, технические характеристики, теперь к описанию должны быть приложены цветные фотографии в количестве не менее трех штук. В требования к задатку (помимо его размера) добавляется срок и порядок его внесения. Добавляются срок и порядок оплаты по договору, срок в течение которого он должен быть подписан. Извещение о проведении конкурса должно содержать электронную версию проекта договора. При проведении торгов в отношении имущества, предусмотренного 209-м федеральным законом о развитии малого и среднего предпринимательства, требования об обеспечении исполнения договоров не устанавливаются.

Ограничено количество запросов на разъяснения положений конкурсной документации — не более трех. Срок рассмотрения заявки на участие в конкурсе не может превышать 10 дней — ранее он был 20 дней. Заключение договора для единственного заявителя на участие в конкурсе обязательно. Протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, заявки, вся документация теперь хранится у оператора электронной площадки не менее 10 лет, раньше этот срок составлял 3 года. Участник конкурса, чье предложение о цене договора является лучшим, не вправе делать следующее предложение о цене.

Ранее статья было доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие Вести» от 25 октября 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Прокуратура добилась ремонта ливневой канализации у дома по улице Конева в Омске

Несмотря на жалобы граждан, чиновники не включали работы по обустройству площадки в соответствующий план

23 декабря 13:01
0
163

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.