Открытое письмо предпринимателя, который обеспокоен размещением АГЗС в жилой зоне без правовых документов.
В моем распоряжении есть сведения в отношении АГЗС, частично расположенной на муниципальной земле без правовых документов, имеющей признаки самостроя, но работающей как ни в чем не бывало.
Итак, по адресу ул. 3-й Разъезд, д.6 расположен опасный производственный объект – АГЗС, зарегистрированный на индивидуального предпринимателя Наталью ГАНЧАРУК. По сведениям ЕГРН, публичной кадастровой карты АГЗС представляет собой единый объект недвижимости и состоит из нескольких зданий и сооружений разного типа, но располагается на нескольких земельных участках и землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Изначально земельные участки предоставлялись департаментом недвижимости Администрации города Омска в аренду ООО «Экогаз». Для строительства указанной АГЗС в 2006 году ООО «Экогаз» был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3001, а для организации строительной площадки – земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3002, т. е. строительство капитальных объектов там исключалось. Таким образом, предполагается, что эта АГЗС по окончании строительства должна находиться исключительно в пределах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001.
Между тем, по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, для размещения АГЗС используются еще шесть земельных участков. Юристы знают, что по общим правилам статьи 55 Градостроительного кодекса для ввода в эксплуатацию необходимы правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположен объект капитального строительства. Однако спорная АГЗС 19.07.2007 года принята в эксплуатацию Департаментом строительства Администрации города Омска без таковых документов. А поскольку АГЗС была введена в эксплуатацию в отсутствие необходимых правоустанавливающих документов на земельные участки, то вполне логично, что разрешение на ввод в эксплуатацию является незаконным и подлежит отмене.
Кроме того, для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо предоставление заключения органа государственного строительного надзора. В ходе выездных надзорных мероприятий Госстройнадзор Омской области никак не мог не заметить перечисленные мной нарушения. Вероятно, надзорный орган все-таки не обследовал место и ограничился документарной проверкой.
То, что указанная АГЗС на протяжении многих лет эксплуатируется с существенными нарушениями земельного и гражданского законодательства при полном попустительстве со стороны органов местного самоуправления, не является предположением. Так, решением Арбитражного суда Омской области по делу №А46-10883/2015 от 28.12.2015 требования Департамента имущественных отношений Администрации города Омска удовлетворены в полном объеме: на индивидуального предпринимателя ГАНЧАРУК Наталью Александровну возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок общей площадью 1533,4 кв.м расположенный в 80 м юго-западнее одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 3-й Разъезд, 25б.
Однако на стадии рассмотрения апелляционной жалобы ИП ГАНЧАРУК Н.А. на это решение представитель департамента имущественных отношений Наталья САЛАХОВА подала письменное заявление об отказе департамента от исковых требований к ГАНЧАРУК. Много ли предпринимателей в городе Омске, кого департамент имущественных отношений осчастливил своим отказом от требований в суде?!
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу №А46-10883/2015 от 14.05.2016 производство по делу было прекращено. Как мы понимаем, отказом от иска чиновники закрыли для себя возможность через суд восстанавливать свои права в случае с ГАНЧАРУК. Они, конечно, теперь вынуждены взыскивать с нее неосновательное обогащение – за использование земельных участков, находящихся в ведении департамента (дело А46-7967/2023), но кардинально картины это не меняет.
Более того, в рамках дела №А46-16813/2020 было установлено, что 15.04.2016 администрация Центрального административного округа выдала ИП ГАНЧАРУК Н.А. разрешение на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Любопытно, что все разрешения выданы под размещение элементов благоустройства территории. При этом объекты, расположенные в границах земельных участков, предоставленных ИП ГАНЧАРУК Н.А., разумеется, не являются элементами благоустройства территории, а являются составными элементами ПТК АГЗС. Например, это информационный щит высотой 5 м с надписью «ЭКОГАЗ» и «АГЗС», навес, заправочные колонки, ограждение, подъездные пути. Все это размещено на земельных участках, на которых не допускается размещение таких объектов в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.
В последующем администрация округа, конечно же, аннулировала разрешения на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: это установлено вступившими в законную силу судебными актами по делам №А46-16813/2020 и №А46-11039/2020. Однако объект продолжает работать. Никого не заботит, что АГЗС фактически размещена на земельных участках не только с нарушением правил их предоставления во владение – по сути, участки самовольно заняты, но и с нарушением вида разрешенного использования самовольно занятых участков, не предусматривающего размещение объектов недвижимости, тем более объектов, относящихся к опасным производственным объектам.
Что самое интересное, так это то, какие выводы сделал арбитражный суд в рамках дела А46-14797/2022. Оказывается, размещение объекта частично на земельном участке площадью 470 кв.м, не отведенном для этих целей, обусловлено причинами, не зависящими от предпринимателя, и всего лишь из-за «ошибки кадастрового инженера, проводившего работы по определению строительной площадки на выделенном под строительство земельном участке». Вывод основан лишь на доводах предпринимателя!
Предлагаю взять на заметку этот способ уйти от самовольности всем, к кому департамент обращается с иском о сносе, если ваш объект вдруг находится за границами вашего участка.
В настоящее же время ГАНЧАРУК активно предпринимает меры по выкупу занимаемых АГЗС земельных участков без проведения торгов. Так, например, ГАНЧАРУК разрабатывает проект межевания, который департамент архитектуры и градостроительства с Администрацией города Омска утверждают без проблем постановлением от 15 ноября 2022 года №893-п, чтобы в результате перераспределения участков АГЗС с признаками самостроя оказалась в границах одного участка. Ситуация несколько странная и загадочная, поскольку два департамента (архитектуры и имущественных отношений) у нас в городе Омске всегда работают дружно и сообща, когда дело касается построек, имеющих признаки самовольных, и не допускают легализацию самовольного строительства никаким образом. Но, видимо, не в этом случае.
Несмотря на факт того, что из земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 может быть образован самостоятельный участок, предоставление которого возможно через аукцион, участок, видимо, получит ГАНЧАРУК без торгов, якобы из-за ошибки кадастрового инженера! Рациональное ли это использование муниципальных земель? Мне видится, что нет.
В сегодняшних реалиях и условиях размещения элементов АГЗС на не предназначенных для этого землях и в отсутствие полноценного контроля со стороны компетентных органов любой гражданин, даже просто проходящий мимо, подвергается опасности.
Упомянутая АГЗС размещена в жилой зоне – на расстоянии менее 100 м располагаются жилые дома, в непосредственной близости к АГЗС располагается не только автомобильная дорога, но и железнодорожные пути, по которым перевозятся различные грузы, включая горюче-смазочные материалы. Особенное беспокойство вызывает и близкое расположение конечной остановки общественного транспорта (трамваев), где регулярно скапливаются пассажиры.
Почему одних владельцев зданий обязывают их снести, а другим дают возможность оформить землю без торгов под самостроем? Будут ли органы местного самоуправления в порядке самоконтроля или в результате надзорных действий прокуратуры отменять разрешение на ввод в эксплуатацию? Будут ли надзорные органы проводить проверки в отношении названной АГЗС по соблюдении требований пожарной и промышленной безопасности? Эти вопросы остаются открытыми.
Почему именно меня волнует эта ситуация? Я, как предприниматель, заинтересован в соблюдении законодательства на всей территории страны и региона. Прошу представителей власти и правоохранительные органы приложить усилия для разрешения обрисованной мной проблемы.
Фото © yandex.ru/maps