Все рубрики
В Омске среда, 21 Февраля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,3490    € 99,5589

Дмитрий ОГОРОДНИКОВ, «Лигатранс О»: «Многие водители такси не любят длинные поездки, предпочитают ездить по одному району, чем через центр и постоянно стоять в пробках»

11 февраля 2024 15:20
1
1618

«Уже около 80% наших водителей такси оформили самозанятость». 

1 сентября 2023 года вступил в силу ФЗ-580 об организации пассажирских перевозок легковым такси. Что изменилось в данной сфере, как работают службы такси сегодня и почему произошел отток водителей такси, обозреватель еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у директора ООО «Лигатранс О» Дмитрия ОГОРОДНИКОВА.

– Дмитрий Юрьевич, как вы начали заниматься бизнесом в сфере перевозок такси?

– Это произошло в 2014 году, когда развалился «Мостовик», где я работал начальником ПТО. Сначала пошел таксовать на собственном автомобиле. Нужно было кормить семью, погашать ипотеку. Устроился в такси «Семерка». В те годы популярными стали запоминающиеся названия и номера телефонов вызова такси, где, например, все цифры были семерки или пятерки. Кого-то съели, кого-то купили. Конкуренция. Через некоторое время я перешел работать в более успешную организацию – такси «Лидер», где стоимость была ниже, а заказов больше, поэтому интереснее. В 2017-2018 годах открыл свое ООО, начал приобретать машины и сдавать в аренду другим водителям. Тогда же стал заниматься разрешениями на перевозки.

– Как вы взаимодействуете с агрегаторами и таксистами?

– У служб заказа такси своих машин нет, они заключают договоры с нами, а мы покупаем машины, подключаем водителей на своих автомобилях, включаем их в программу. И дальше диспетчерские службы – Яндекс, Maxim, Везет, Ситимобил и другие – дают водителям заказы. Таксисты возят пассажиров, выплачивают агрегаторам проценты. Мы смотрим, чтобы водители были адекватные, трезвые. В нашем офисе есть уголок, где они проходят медицинское предрейсовое освидетельствование перед выходом на линию. Есть механик, проверяющий техническое состояние машин.

– Что изменилось в вашей работе после 1 сентября 2023 года, когда вступил в силу новый закон о перевозках в такси?

– До сентября водители такси работали самостоятельно. Тогда получить разрешение на работу могли только ООО и ИП. А с осени появилась возможность оформлять самозанятость, чтобы получать разрешение на перевозки и регистрировать в реестре такси свой автомобиль. Водители стали налогоплательщиками, с каждого заказа у них идут выплаты. Мы помогаем им оформлять разрешения на работу перевозчиком в Министерстве транспорта Омской области.

– Это бесплатно?

– Сегодня регистрация в министерстве бесплатна. Раньше за каждое разрешение, которое выдавалось на 5 лет, нужно было заплатить 1300 рублей.

– У вас все водители будут переходить на самозанятость?

– Да. Уже около 80% наших водителей оформили самозанятость. Остальные либо думают, либо уехали на вахту. Каждый будет зарегистрирован как перевозчик, за ним закреплен автомобиль. Мы тоже останемся перевозчиком. Продолжим проводить техосмотры машин, медосмотры водителей перед рейсами. С точки зрения безопасности новая система лучше.

– Примерно с каким числом самозанятых вы работаете?

– Около 200. После сокращения водителей у нас уменьшился и административный штат. Остались работать двое менеджеров (включая меня) и специалист, занимающийся привлечением новых водителей.

– Летом многие омичи отметили рост цен на поездки в такси.  Основной причиной считается дефицит водителей. Почему он произошел?

– Отток был мощный. Одна из причин оттока в том, что в такси многие подрабатывали. Едет человек на работу и попутно берет с собой кого-то, чтобы отбить бензин. И когда сказали, что всем нужно делать разрешения, устраиваться самозанятым, многие заявили: без меня – и перестали таксовать. Это произошло еще до введения нового закона. Водители уже летом стали искать другую работу. Многие уехали на вахты. В нашем парке количество водителей сократилось на 40-50%. Соответственно, и цена поездки выросла. Программа автоматически устанавливает стоимость: если машин нет, а клиентов много, цена идет вверх. Я в августе был на форуме, где выступал представитель такси Maxim и рассказал об одном эксперименте. В Иркутске таксистов, работающих без разрешений, на один день отключили от заказов. В итоге там цена за поездку выросла до 5 тыс. рублей. Представитель Maxim предлагал правительству отложить запуск закона. Но его все-таки приняли, решили дорабатывать по ходу. Плюс стоимость поездки во многом зависит от времени суток и погодных условий.

– В Москве проблемой стал уход мигрантов из такси. Насколько остро у нас данный вопрос стоит?

– В Омске мигрантов в такси не так много. Здесь они чаще на стройках работают. Думаю, такси в Омске для них не слишком привлекательно экономически. Предполагаю, в городе сейчас примерно 10 тыс. таксистов. Это всех – и тех, кто таксует, и тех, кто в простое. В линию, думаю, выходят 2-3 тысячи.

– Какая у таксистов сегодня зарплата? Слышала, что сумма может достигать 90 тыс. рублей?

– Скорее всего речь идет о грязных деньгах, т. е. без учета бензина, выплат агрегаторам, обслуживания автомобиля и прочего. Да, есть и те, кто зарабатывает более 90 тыс. рублей. Но на эти средства нужно машину содержать: платить за аренду, заправлять, выплачивать налоги, страховки, делать ремонт. Содержание автомобиля – очень затратная статья, поэтому обновление автопарка в такси происходит нечасто. Практически невероятно, чтобы таксист самостоятельно заработал на новый автомобиль, поэтому некоторые берут машины в аренду.

– Сколько водитель в Омске платит за аренду автомобиля для перевозки в такси?

– От 1 до 2,5 тыс. рублей в сутки. Во всех парках условия разные да и машины отличаются – одно дело старая Lada Granta и другое – новая Skoda Octavia. Зарубежные автомобили подорожали, и водители снова стали переходить на японские праворукие, но теперь и их нельзя завозить. Нужна золотая середина, чтобы и парк развивался, и таксист мог заработать.

– А вы в свой автопарк приобретаете новые автомобили?

– Пока в связи с происходящими переменами не делаем этого. Но уже начинаем понимать, как работает новый закон, и задумываемся над вопросом.

– Что изменил новый закон в плане страхования?

– И тогда, и сейчас нужна страховка ОСАГО с пометкой «для такси». Как правило, она в два раза дороже, чем обычная. Один водитель может заплатить 7 тыс. рублей, а другой – 20 тыс. рублей в зависимости от коэффициента аварийности. Я не слышал, чтобы кто-то в Омске платил больше 60 тыс. рублей.

– А водители с судимостями среди таксистов были?

– Немного. Агрегаторы их блокировали.

– У вас своя диспетчерская служба?

– Нет, водитель может взаимодействовать хоть со всеми службами заказа такси. Кому-то нравится клиентская база одного, кому-то другого.

– Почему? У агрегаторов разные условия для таксистов?

– Конечно. Например, есть агрегатор, у которого водитель не видит конечную точку поездки, пока не подъедет к месту посадки, а у других эта информация открыта. Отличается и скорость заказов, их количество. Пенсионеры, как правило, не могут без передышки принимать заказы. Им после выполнения одного нужно постоять минут 10, отдохнуть, а потом уже брать следующий. А данный агрегатор еще во время выполнения одного заказа водителю шлет новый, т. е. программа сразу направляет его на адрес, расположенный рядом с местом конечной точки. У меня был случай, когда я привез пассажира в один подъезд дома и тут же забрал из другого следующего клиента. И если водитель во время поездки не успел отключиться с линии, ему система пришлет заказ. А пожилым водителям тяжело во время управления автомобилем еще и в телефоне ковыряться, поэтому они выбирают другие агрегаторы. Конечно, у такой системы есть и плюсы – тебя постоянно подталкивают. Но когда прилетел заказ, от него отказаться сложно. Это возможно, но тогда водитель теряет такой показатель, как «активность». В итоге у него становится меньше заказов.

– Получается, баллы выставляют не только пассажиры, но и сам агрегатор? Что еще влияет на баллы водителя?

– Изначально водителю даются 100 баллов. За пропуск заказа снимается 6, если подъехал на адрес и, увидев конечную точку заказа, отменил его – 11 баллов. А за выполненный заказ добавляется всего по 1 баллу. Если водитель свои 100 баллов потерял, то ему закрывают доступ к системе на определенное время.

– А сколько баллов снимается с водителя, если пассажир ставит низкую оценку?

– Это зависит от того, за что. Могут и пожизненно заблокировать.

– За какие нарушения дают пожизненный бан?

– Как объясняет агрегатор, за нарушение стандартов сервиса. Но конкретно причины они не раскрывают. У нас работал отличный парень, который никогда не грубил, не нарушал, и однажды его заблокировали пожизненно. Мы писали, просили разобраться, но ответа так и не получили. Ему пришлось работать с другим агрегатором. Альтернатива всегда есть.

– В федеральной прессе иногда публикуют статьи про уловки таксистов. Одну из них увидела в действии на минувшей неделе. Нужно было по работе съездить из Нефтяников в поселок Иртышский. Дорога дальняя. Заказала такси. За пару минут до подачи машины вышла из дома. Ждала минут пять, машины нет, смотрю приложение, а там указано, что уже заканчиваются минуты бесплатного ожидания. Выяснилось, что водитель остановился с другой стороны дома, где нет подъездов. Он специально ждал, пока набегут деньги?

– Возможно, подвел навигатор. Или это то, о чем я говорил: водитель не видит, куда ехать, когда берет заказ. Он узнал, что дорога дальняя, только когда подъехал к дому. Для водителя это невыгодно. Вам еще повезло, что он не уехал.

– Но ведь цена поездки была недешевой – 915 рублей?  Это более 39 рублей за километр.

– Водителю от этой суммы останется около 70% в лучшем случае. Комиссия агрегатору плюс топливо, которое он потратит в пробках. Многие водители не любят длинные поездки, предпочитают ездить по одному району, чем через центр и постоянно стоять в пробках. Летом в выходные дни много заказов на дачи. Водители стараются их избегать, потому что обратно придется ехать за свой счет, а значит, практически ничего не заработаешь. Есть ведь разница – 200 рублей за 10 км или за 20 км?

– Какую сумму водитель платит агрегатору?

– От 10 до 18 % от суммы заказа.

– При заказах в Омский аэропорт есть нюансы?

– У агрегаторов существует «портовая очередь». Таксист, привозя клиента, встает в нее и, когда подходит его очередь, забирает прилетевшего. Но не все этим пользуются. У нас аэропорт небольшой, но проблем с заказами там нет. Пассажир, кстати, может сделать и предварительный заказ.

– Но предварительные возможны только при оплате через приложение. А таксистам выгоднее получать оплату наличными или безналом?

– В основном водители такси предпочитают безналичный расчет, потому что он минимизирует их риски. Если машина подъехала, а пассажир не вышел, например, нашел дешевле, то при привязанной к приложению карте агрегатор с нее спишет оплату, а когда заказ за наличку, водитель ничего не получит.

– Водители часто жалуются на пассажиров?

– Постоянно! Работать водителем такси – своеобразное искусство. Нужно уметь разговаривать с клиентами так, чтобы не было конфликтов.

– Фальшивые деньги часто подсовывают?

– Чаще бывает другая схема. Вызывают машину на два адреса, говорят: «забегу в магазин и вернусь» и пропадают.

– Есть черный список адресов, где кидают?

– Нет, это нарабатывается только опытом. Время от времени мне рассказывают о новых схемах обмана водителей. Вот есть тариф «Доставка». Клиент просит водителя купить что-то в магазине и обещает вернуть деньги на карту. В итоге мошенник спрашивает код для перевода средств, а когда его получает, водитель лишается всех накоплений. А недавно узнал о новой. Таксисты выводят средства на свои банковские карты через приложение в телефоне. Водитель по заказу подъезжает к дому со шлагбаумом. Звонок от клиента: «Ты у шлагбаума? Скажи мне свой номер телефона, я тебя в программе зарегистрирую. После тебе придет СМС, и ты продиктуешь мне код». Водитель диктует, думая, что это код от шлагбаума, а на самом деле от приложения. Мошенник в него беспрепятственно заходит и выводит деньги.

Справка:

В ЕГРЮЛ ООО «Лигатранс О» зарегистрировано в 2019 году. Основной вид деятельности по ОКВЭД:        деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Директор и учредитель Дмитрий ОГОРОДНИКОВ. Микропредприятие. Система налогообложения – УСН. Согласно открытым интернет-источникам, выручка за 2022 год составила 44,1 млн рублей, чистая прибыль – 649 тыс. рублей.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты “Коммерческие вести» от 24 января 2024 года.

Фото Максима КАРМАЕВА



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Александр 11 февраля 2024 в 19:26:
Позабавило, что Дмитрий, перечисляя агрегаторов, назвал Яндекс, Maxim, Везет, Ситимобил и не упомянул про метаморфозы компании Везет. По сути, эта крупнейшая служба такси была поглощена и уничтожена Яндексом и дальше под этим брендом работает тот же Яндекс со своими ценами и условиями работы для водителей. До того, как Везет была уничтожена, это была очень популярная служба такси с адекватными ценами. Я удивлялся тогда: кто ездит на Яндексе? — там ведь цены в разы выше, водители – нередко наркоманы всякие, взявшие авто в аренду. А в Везет цены низкие, водители со своими машинами. Теперь эта служба уничтожена огромным клопом под названием Яндекс и этот клоп высасывает огромные деньги из потребителей. Кстати, уничтожение Яндексом компании Везет произошло вскоре после отставки Артемьева с поста ФАС – этот руководитель не позволял Яндексу разрушать транспортную инфраструктуру России. А сейчас этот гигантский паразит наносит колоссальный ущерб экономике России и это сходит ему с рук.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.