Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ, ЗАО «Иртышское»: «Килограмм белка – это 20 яиц. Мы в своей сети продаем яйцо по 90-97 рублей за десяток. Вы за 180 рублей сегодня купите килограмм говядины или свинины?»

25 февраля 2024 15:20
8
3743

В России распространены кроссы кур-несушек всего двух селекционных центров – из Германии и из Голландии. Иртышская птицефабрика долго работали на голландском, а перешли на немецкий. 

Рост цен на яйцо, периодическое отсутствие этого социального продукта на полках крупных сетевых магазинов в Омской области в последние месяцы 2023 года оказались в центре внимания. «Коммерческие Вести» решили узнать непосредственно у производителя, есть ли в регионе дефицит яиц, почему выросла их стоимость. Обозреватель еженедельника Анастасия ИЛЬЧЕНКО побывала на Иртышской птицефабрике и задала эти и другие вопросы генеральному директору предприятия Анатолию БЕЗЗУБЦЕВУ и руководителю отдела продаж Денису ПЕДОСУ.

– Анатолий Васильевич, всех интересуют причины роста цен на яйцо в нашем регионе и в России в целом. На ваш взгляд, почему это произошло?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Произошло одномоментное сочетание трех основных факторов – сильное инфляционное воздействие на деятельность птицефабрик, рост платежеспособного спроса и ухудшение эпизоотической ситуации. Россия – большая страна. Есть территории, где плотность населения значительная, и производимой продукции птицефабрик недостаточно даже по медицинским нормам. В нашей же области перепроизводство яйца, не только мы, но и другие птицефабрики продают его в другие регионы России. Одной из причин роста цен на яйцо называли снижение объемов производства. Действительно, они по России сократились на 78-80 млн яиц по отношению к предыдущему году. Но это не та цифра, которая могла бы спровоцировать дефицит, потому что в целом в стране в год производят около 46 млрд яиц. Цены на яйца в России одни из самых низких в мире. Даже после недавнего взлета цен средняя стоимость дюжины яиц в нашей стране составляет 1,34 доллара (118 рублей). Например, в Казахстане и на Украине цена в полтора раза выше. Самые дорогие яйца в мире продают в Новой Зеландии – 6,98 доллара (614,5 рубля). А в среднем по планете цена 12 куриных яиц составляет 2,93 доллара (258,2 рубля).

– И в Омской области производство яиц сократилось?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Конечно, в том числе меньше стала производить и Иртышская птицефабрика. Это произошло в силу технологических причин. Другим основанием для скачка цен называют сговор. К проверкам под­ключились УФАС и прокуратура. Знаете, в середине 70-х годов прошлого века яиц стало достаточно, потому что завершилась программа развития птицеводческой промышленности. Тогда же сформировался повышенный спрос на данный продукт на Пасху, перед Новым годом, на 1 сентября, когда начинает работать общепит в образовании. И стал ярко про­являться спад после Нового года, с началом дачного периода, когда люди переходят на другой рацион питания. Нужно было решение. И в начале 80-х годов, когда я работал на Любинской птицефабрике, областной исполком принял решение о расширении ассортимента блюд из яиц в общепите. Каждая столовая должна была дополнительно вырабатывать продукцию из яиц, потому что спрос падал, а яиц было много. Тогда не удалось эту проблему решить. И она существует до сих пор. Такая же тенденция и в Европе. Поэтому оснований для сговора нет абсолютно никаких.

Одну из причин озвучил наш Президент Владимир Владимирович ПУТИН. Он отметил, что рост произошел из-за увеличения доходов населения. Это действительно так. На территории Омской об­ласти доход людей, особенно занятых в ОПК, значительно вырос, а значит, и возможности увеличи­лись. И так по всей стране.

– Какую долю своей продукции птицефабрика «Иртышская» реализует за пределами региона?

Денис ПЕДОС: – 60% – внутри Омской области, оставшиеся 40% – вне. Мы торгуем на всю Россию и при выборе региона поставки, естественно, ориентируемся на экономику субъектов, заходим туда, где для нас цена складывается более выгодная. Реализуем продукцию в Крым, на Дальний Восток, на север Сибири – в Нижневартовск, Сургут. Также работаем со странами Таможенного союза. В последние годы наблюдается четкая тенденция – торговые сети (особенно федеральные) увеличивают свою долю присутствия на рынке за счет повышения количества торговых точек. Соответственно, у них растут объемы закупаемой продукции, и они начинают играть весомую роль при формировании цены как у себя на полке, так и закупочной. В нашем регионе две основные федеральные сети. «Магнит» (АО «Тандер») проводит торги еженедельно, «Пятерочка» (X5 Group) – ежемесячно. Они ведут мониторинг рынка по всей стране и формируют цену. С «Магнитом» и «Пятерочкой» у нас прямые контракты, по которым мы реализуем так называемое брендовое яйцо (это долгосрочные контракты). Здесь цена сформирована на более длительный срок и процент повышения заложен минимальный.

На торгах же ситуация иная. Сети выставляют (запрашивают) тот объем, который планируют за­купить в ближайшей перспективе. И здесь начинают конкурировать с другими игроками рынка, в том числе с крупными оптовиками. Мы с ними работаем при поставках в другие регионы. И тут уже мы выбираем – поставлять оптовику или в торговые сети. Инициатором подъема цен (на полках сетевых магазинов) на яйцо в ноябре – декабре 2023 года стали торговые сети: они либо почувствовали складывающийся дефицит продукции, либо по другим причинам устанавливали цены, которые вызвали такой ажиотаж. Затем эти цены поддержали и оптовики.

– У птицефабрики ведь есть и собственная сеть?

Денис ПЕДОС: – Да, работаем со всеми каналами сбыта. Есть мелкий, крупный опт и свои розничные точки. Мы заметили, что если цена на яйцо у мелких оптовиков складывается гораздо ниже, чем в других регионах, то происходит переток продукта. Начинают скупать все яйцо мелким оптом и поставлять в соседние субъекты. Соответственно, у нас на полках образуется дефицит.

– В магазинах «Лента» и «ОКей» в декабре наблюдала совсем пустые яичные полки. Покупатели шутят: куры перестали нестись. Есть в этой шутке доля правды?

Денис ПЕДОС: – За другие фабрики ответить не можем, но мы все свои обязательства выполняем четко. У нас есть объемы поставок в «Ленту», «Метро», «Ашан», «Магнит», «Пятерочку», во все местные торговые сети, и они в октябре-декабре были полностью выполнены. Может быть, другие производители повели себя по-иному? Так вот, сформировав цену, «Магнит» и «Пятерочка» забрали определенный объем продукции, т. е. они сегодня могут регулировать стоимость яйца как ценой, так и объемами. Мы ожидаем, что после январских праздников они будут стараться снизить цену. Это происходит традиционно. Бывает, после Пасхи цена падает более чем на 40 % за две недели. Кроме того, хочу подчеркнуть: процент роста – это математический показатель. Вот говорят: яйцо поднялось на 40 %. Это 30 рублей. Те же деньги в цене на говядину составят всего 5 %. Мы сравнили цену за один килограмм белка у разных продуктов. Так, в наших торговых точках он стоит 160-180 рублей.

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Килограмм белка – это 20 яиц. Мы в своей сети продаем яйцо по 90-97 рублей за десяток. Вы за 180 рублей сегодня купите килограмм говядины или свинины? Даже курицу не найдете! Килограмм белка в виде яиц стоит дешевле этих продуктов. И люди со средним и низким уровнем дохода это понимают. Я принял решение в собственных розничных точках не повышать отпускную цену. У нас сегодня открыты 10 точек на всех рынках Омска, и мы еженедельно участвуем в 18 ярмарках в Омске и в области.

Денис ПЕДОС: – В итоге сложилась беспрецедентная ситуация, когда в рознице цена гораздо ниже, чем по остальным каналам сбыта. За 20 лет, которые я работаю на птицефабрике, такого не было.

– А что касается увеличения потребительского спроса, вы его ощущаете?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Если на своих точках мы перед Новым годом торговали яйцом по 97 рублей, а в торговых сетях оно продавалось по 110-170 рублей и даже выше, то, конечно, у нас его сметали. Ведь для людей с любым достатком разумнее покупать продукт там, где дешевле, не правда ли?

Потребность в увеличении стоимости яйца у производителей назрела. В последние годы рента­бельность птицефабрик яичного направления составляет 8-12 %. Оставим вне обсуждения повышение цен на составляющие для производства – тару, ветпрепараты, корма, транспортные услуги, материалы, запчасти, электроэнергию. Более 90 % предприятий промышленного типа яичного направления были построены по государственной программе развития птицеводческой промышленности в 70-е годы прошлого века по проекту, который тогда соответствовал всем нормативам. В 2000-х годах началось техническое перевооружение. Мы поставили новое оборудование. Экономика позволяла. Как правило, оно работает в пределах 20 лет.

– И сейчас оборудование уже изношено?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Нуждается в замене. А как сделать это при рентабельности 8-12 %? Никак! Поэтому на ближайшие 3-5 лет стоит огромная задача – техперевооружение птицефабрик. Но в России сегодня не производят клеточное оборудование, для сортировки, для убойных цехов. Его нужно покупать за рубежом. Мы сейчас рассматриваем испанское. Оно очень дорогое. На нашей фабрике 27 птичников. Каждый обойдется в 100 млн. рублей. И что делать? Есть три варианта решения данной проблемы. Самый непопулярный, выгодный регионам, где в бюджете нет денег, – сложить все на плечи населения. Повышается цена – рентабельность вырастает до 40 %. На мой взгляд, тупиковая ситуация, которую нельзя даже рассматривать. Второе решение – государственные программы. Яйцо – социально значимый продукт, и государство обязано уча­ствовать в регулировании его производства. Более чем уверен, что в ближайшее время такие программы появятся. И третий вариант – сочетание первого и второго.

– Какие именно нужны госпрограммы?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Проекты советских птицефабрик уже не актуальны. Сегодня на первый план выходит биозащита. При увеличении плотности посадки птицы риски переноса болезней увеличились. Вы знаете, что на Иртышской птицефабрике произошла вспышка птичьего гриппа и пришлось полностью забить всю птицу. И сегодня такие ситуации происходят постоянно по всему миру. Нужно строить иные предприятия. Нельзя на одной территории располагать убойный цех, инкубатор, цеха выращивания, промышленный, кормовой. Они должны быть на санитарных разрывах друг от друга, причем, достаточно больших. А это новое строительство, крайне затратное. Не думаю, что в ближайшее время появятся госпрограммы в этом направлении, дай бог, чтобы создали программы хотя бы по замене технологического оборудования. Сегодня в России производится около 46 млрд штук яйца (и в частном секторе, и на предприятиях). На мой взгляд, пока этого достаточно.

– Расскажите о событиях 2020 года. Что вы изменили на фабрике после ликвидации поголовья?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Произошла вспышка высокопатогенного гриппа птицы. Сегодня больше всего вспышек в Европе и в Америке. Был период, когда на Россию приходилось много вспышек. Вслед за нашей птицефабрикой пострадала Боровская птицефабрика – когда-то самая крупная в мире. Рядом с Иртышской птицефабрикой находится озеро, оно федеральное, и мы с ним ничего не можем сделать. А основной носитель птичьего гриппа – дикая птица. Плюс рядом с фабрикой поселок, и его жителям никто не может запретить ходить на охоту. Охотник принес домой дикую утку, вы ее разделали, а на следующий день пришли работать на фабрику. И шанс, что занесете вирус, очень большой. Сейчас в регионах России разрешена вакцинация домашней птицы от птичьего гриппа, и это сделано правильно, но для промышленных птицефабрик России этот путь закрыт.

– Птицефабрикам запрещено вакцинировать птицу?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Существует теория, что на вакцинированном поголовье вирус может адаптироваться, мутировать и нести угрозу человеку. И это стало основанием запрета вакцинации промышленного птицеводства во многих странах мира. В то же время в Казахстане и Китае птицу давно вакцинируют и никаких проблем не имеют.

– Почему вы изменили кросс кур-несушек, когда восстанавливали поголовье?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – В России распространены кроссы всего двух селекционных центров – из Германии и из Голландии. Мы долго работали на голландском, а перешли на немецкий. Это не связано с биозащитой, с продуктивностью. Просто на тот момент нам нужно было что-то изменить, чтобы встряхнуться. Смена кросса – это психологический фактор.

– Вы получили компенсацию за уничтоженное поголовье?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Мы получили страховые суммы от страховой организации, но они по­крыли меньшую часть понесенных издержек. Относительно недавно государство приняло решение об изменении закона о ветеринарии: в него ввели условия невыплаты страховки. Они касаются соблюдения определенных требований. В итоге страхование как таковое полностью вышло из применения, потому что такие замечания можно найти на любом предприятии. Это позволяет не выплачивать средства, поэтому большинство птицефабрик сегодня не страхуются от таких рисков. Это огромнейшая угроза. Слава богу, что Министерство сельского хозяйства РФ обратило на это внимание, но, к сожалению, исправлять данный казус придется долго. Все понимают, что это неправильно, но никто не знает, когда и как это будет исправлено.

– В 2019 году ваша птицефабрика входила в число 25 крупнейших в России по объемам производства. Какие позиции она занимает сегодня?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Мы входим в пул 35 птицефабрик РФ. Во-первых, нас подкосил птичий грипп. В 2023 году было снижение объемов производства. Мы же сразу посадили птицу во все птичники, в итоге объемы сначала выросли, сейчас пришло время несушек заменять и переходить на обычный режим. В это время всегда идет спад – старая птица меньше несется. Во-вторых, ряд птицефабрик России очень сильно увеличил объемы производства. У нас такой возможности нет. На существующей территории увеличение объемов нецелесообразно в силу санитарных норм и других причин. Нужна другая площадка. Но пока этот вид бизнеса не станет привлекательным, никто делать серьезные вложения не будет. Более того, если не произойдет техническое перевооружение, то снижение объемов производства неминуемо. За последние 10 лет в России закрылись 64 птицефабрики. Не выдержали конкуренции. Некоторые переориентировались с яичного направления на мясное, поскольку у него выше рентабельность. Последний пример: в Новосибирской области две яичные птицефабрики перешли на бройлерное производство.

– У вас таких планов нет?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – По большому счету, это невозможно. У нас условий для развития на существующей базе нет. Перспективно строительство фабрики с соблюдением санитарных разрывов по 3-5 км. Но это очень дорого. Затраты на содержание резко вырастут, а значит, и продукция подорожает. Одним махом все фабрики не перестроишь. В советское время программа по строительству птицефабрик длилась 20 лет. Сейчас в стране более 90% старых производств – и яичных, и мясных. В нашем регионе, с современными нормами биозащиты, птицефабрики только у Темури ЛАТАРИИ.

– В 2019 году в сутки вы производили около миллиона штук яиц. Каковы сегодня объемы? И какая доля яичного рынка Омской области у Иртышской птицефабрики?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – 900 тысяч штук. Это временно, мы в течение полугода выйдем на 1 млн штук, как только структура стада станет обычной.

– А переработкой яйца – меланжем фабрика занимается?

Денис ПЕДОС: – С 2014 года его производим, полностью ушли с сухого порошка на пастеризованный жидкий меланж.

– Потребитель меланжа – крупные пищевые производства?

Денис ПЕДОС: – Да, переработчики. Мы в мелкой фасовке меланж не производим. Например, из нашего сырья в Новосибирске компания «Орион» производит пирожные чоко-пай, в Омске с нами работают крупный производитель замороженных полуфабрикатов «Деликатесы Сибири», кофейня Anytime и другие производители. Перед новым годом заключили контракт с «Сибирскими колбаса­ми». Переработчики все больше переходят на меланж, он дает значительные преимущества.

– Какие?

Денис ПЕДОС: – Во-первых, не нужны дополнительное помещение и персонал для обработки яйца. Во-вторых, продукт безопасен, а главное – стабилен. И в-третьих, яйцо не нужно перера­батывать, утилизировать скорлупу.

– А по стоимости он дороже яйца?

Денис ПЕДОС: – Дешевле. Это связано с тем, что для его производства мы используем яйцо категории С3, которое не идет в продажу. Это самое мелкое, от молодых курочек?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Да, по 35-45 граммов. Его несут куры на разносе. Но периодически на меланж идут и категории С1 и С2, когда после Нового года и Пасхи снижается реализация. Срок хранения замороженного меланжа ведь намного выше, чем у товарного яйца.

– Меланж реализуется замороженным?

Денис ПЕДОС: – И охлажденным, но тогда срок реализации – 25 суток. Это без консервантов – мы их не используем, наша продукция востребована, в этом нет необходимости. А замороженный хранится 10 месяцев.

– Все производства сегодня жалуются на дефицит кадров. У вас эта проблема есть?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Я бы не сказал, что у нас проблема с кадрами. Есть вопросы, которые мы решаем. Один из главных – наличие ветеринарных врачей. В инженерной службе – качество образования: нам нужны многогранные специалисты, способные не только эксплуатировать, но и заниматься ремонтом.

Не знаю другого поселка, где бы вопросы социального плана решались так, как у нас. В Иртышском свой спортивный комплекс, где работают 9 тренеров, музыкальная школа, Дом культуры, два детских сада, школа с хорошей базой. Активно действует Совет ветеранов. В нашей школе реализуется программа по формированию патриотизма: все без исключения ученики с 1 по 11 класс (около 580 учащихся) на уроках изготавливают камуфляжные сети, защиту для снайперов и т. д. Основными материалами (сети, ткани) для работы обеспечивает фабрика.

На сегодняшний день учениками школы под наставничеством членов Совета ветеранов сплетены и направлены в зону СВО более тысячи сетей, площадью более 18 тыс. м2. Ребята глубоко осознают и понимают, что предметы их труда берегут здоровье и спасают жизни наших защитников, которые совсем недавно ходили с ними в одну школу. Для нас важно, что когда-то каждый из учеников сможет своим детям сказать: мое участие в СВО было таким. Нам бы очень хотелось, чтобы данный пример совместного патриотического и трудового воспитания внедрялся в образовательный процесс всех школ нашей страны.

Фабрика с момента Крымской весны (2014 год) оказывает благотворительную помощь (продукты питания, ТМЦ и др.) теперь уже новым регионам нашей страны, постоянно решает вопросы, по­ступающие от ребят, ушедших на защиту Родины. По инициативе работника фабрики был создан фонд в пользу бойцов СВО. И на сегодняшний день все работники фабрики перечисляют деньги для оказания помощи фронту.

– Анатолий Васильевич, какова средняя зарплата на фабрике, если не секрет? Какие со­циальные льготы, гарантии для работников и ветеранов производства обеспечиваются на предприятии?

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: – Она небольшая. Например, за ноябрь средняя зарплата составляла 67 тыс. 799 рублей. Наша цель – чтобы она была выше.

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ:

За счет средств предприятия

Единовременное пособие при достижении работником юбилейного возраста (от 30 до 200 % от среднего заработка).

Компенсационные выплаты работникам предприятия услуг детского сада.

Выдача материальной помощи работникам предприятия, в том числе женщинам по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, пенсионерам предприятия в виде натуральной оплаты (яйца, мясо птицы).

Оказание помощи работникам предприятия в послеоперационный период.

Ценный подарок работнику предприятия, уходящему на пенсию со стажем работы на предприятии 30 лет и более.

Софинансирование стоимости путевок работникам предприятия на санаторно-курортное лечение в зависимости от стажа работы на предприятии.

Софинансирование стоимости путевок работникам предприятия для детей в оздоровительный лагерь в летний период.

Предоставление 4 дополнительных дней к отпуску работникам предприятия в случае отсутствия в течение года листа нетрудоспособности.

Материальная помощь к отпуску (45% от начисленных отпускных).

Премирование работников предприятия по результатам работы за год.

Организация доставки рабочих с других сел на работу и обратно.

Организация горячего питание за счет средств предприятия в период весенне-осенних полевых работ для работников полеводства, а также для других рабочих.

Единовременные выплаты работникам предприятия, призванным на срочную военную службу и вернувшимся на предприятие после ее окончания.

Выдача материальной помощи ветеранам производства, достигшим 85, 90 лет.

Оказание безвозмездной помощи семье умершего работника или пенсионера предприятия.

Чествование вдов погибших солдат, тружеников тыла, воинов интернационалистов в день Победы BOB (денежное вознаграждение, продуктовый набор).

Финансирование развития физкультуры и спорта, проведение культурно- массовой работы в поселении.

За счет средств профсоюза

Софинансирование стоимости путевок работникам предприятия на санаторно-курортное лечение.

Софинансирование стоимости путевок работникам предприятия для детей в оздоровительный лагерь в летний период.

Материальная помощь к отпуску.

Сладкие новогодние подарки работникам фабрики и их детям;

Сладкие новогодние подарки воспитанникам муз. школы, Дома культуры, членам Света ветеранов, членам шахматного кружка.

Сладкие подарки женщинам – работникам предприятия к празднику 8 Марта.

Поздравление юбиляров производства.

Оказание единовременной материальной помощи членам профсоюза на основании письменных ходатайств трудовых коллективов или по личному заявлению работника.

Единовременная выплата по случаю рождения ребенка одному из работающих в ЗАО «Иртышское» родителей.

Организация и проведение детских конкурсов. Проведение мероприятий, приобретение поощрительных подарков.

Единовременная выплата членам профсоюзного актива по результатам работы за год.

Материальная помощь ЗАО «Иртышское» мобилизованным работникам и членам их семей

Единовременная мат. помощь – 100 тыс. руб.

Натуральная оплата наравне с работающими на весь период призыва.

Сладкие подарки к Новому году мобилизованным и их детям, билеты на новогодние спектакли.

Бесплатные путевки для летнего оздоровления детей в ОЦ «Солнечная поляна».

Супруге мобилизованного, работника путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии Положением «О материальной поддержке работников ЗАО «Иртышское» при приобретении путе­вок на санаторно-курортное лечение».

Супруге мобилизованного, работающей в ЗАО «Иртышское», 3 (три) дополнительных дня к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Единовременная мат. помощь к празднику Победы 9 Мая.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 января 2024 года.

Фото из архива «Коммерческих Вестей»



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
киви 27 февраля 2024 в 11:16:
Если население так разбогатело (что бред), с чего все бросились скупать дешевый источник белка? Покупали бы телятину. Да из кило мяса можно и первое сделать, и второе, а из яиц что — глазунью, омлет и гоголь-моголь. Кстати, яйца 3 сорта часто продаются.
Подопытный омич 27 февраля 2024 в 08:57:
По данным ИФНС за 2022 г. на предприятии 422 чел. со средней зарплатой 44,1 тыс. р.
дервиш 26 февраля 2024 в 17:31:
Небольшая зарплата — это 67 799,0 руб.?! Беззубцев заявляет об серьёзно, а если проверить его слова через ФНС за последний год?
Х 26 февраля 2024 в 12:52:
Прям как в той поговорке — «Жадность фраера сгубила». А кто Вам мешал ранее техперевооружением заниматься...
deyness 26 февраля 2024 в 09:12:
я всегда считал что кг белка это 37 яиц, а 37х 9 руб 50 коп (шт) это уже 351 руб. 50 коп. Согласитесь, тут уже мясом пахнет за эти деньги. С яйца весом 45 грамм выход белка 37 и 18 грамм желтка.
Красная Шапочка 25 февраля 2024 в 21:33:
Иртышские — мои любимые яйца
Макс 25 февраля 2024 в 18:42:
Ждем дальнейшего снижения на яйца. Белок в яйцах и в мясе так себе подходит для сравнения конечно
Ильич 25 февраля 2024 в 16:13:
Может у Белорусов поучиться работать?
Показать все комментарии (8)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.