Экспертная позиция Омского областного союза предпринимателей относительно института Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Омской области.
Региональный оператор по обращению с отходами – одно из нововведений нашего государства в «мусорной» сфере, которое начало действовать с 2018 года.
Общегосударственный подход к этому на всей территории РФ понятен и закономерен. Отходы образуются постоянно и в огромных количествах, экологические риски растут, управлять ими локально достаточно сложно. Именно для улучшения регулирования процессов в данной области и было предусмотрено реформирование системы обращения с ТКО.
В соответствии с планом реформирования основным инструментом федеральной и региональной политики в области обращения с ТКО на территории субъекта РФ стал институт региональных операторов по обращению с отходами, направленный на координацию всех этапов цикла оборота отходов в границах определенного региона, устанавливаемых территориальной схемой: от момента создания до момента утилизации или захоронения.
Реформа отрасли обращения с отходами стартовала в 2018 году.
Сегодня уже можно подводить предварительные итоги.
В различных регионах начала формироваться различная практика. И зависят результаты этой практики во многом от избранной в регионе организационно-правовой формы регионального оператора – коммерческая, государственная (муниципальная) или структура в форме частно-государственного партнерства.
В тех случаях, когда региональным оператором становится коммерческая организация, реализация государственной политики экологического и экономического регулирования сферы по факту подменяется целью извлечения прибыли конкретной коммерческой организацией зачастую в ущерб долгосрочным экологическим интересам региона и его населения. О чем свидетельствует тарифная статистика по регионам РФ, по данным которой, к примеру, тариф за вывоз мусора на 1 человека в многоквартирном доме по Омску выше в 1,5-3 раза, чем по 12 регионам Сибири и центрально-европейской части РФ.
А средний тариф за 1 кубометр мусора в том же Омске в 1,5-2,5 раза выше, чем по регионам Сибири и центрально-европейской части РФ (даже выше, чем в Москве и Московской области) и сопоставим только с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью при несопоставимом уровне доходов населения и доходности региональных бизнесов.
Именно поэтому, понимая общественную природу отношений экологической реформы, ряд регионов избрал для себя путь создания регионального оператора с участием государства.
Независимые эксперты подтверждают обоснованность такой позиции. Вот что полагает руководитель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина ДУДАРЕВА:
– Мы поддерживаем решения субъектов РФ, выбирающих в качестве оператора организации с государственным участием, потому что это высокие политические риски для органов власти субъекта, ведь региональные операторы получают в руки не один миллиард рублей, которые им платят граждане. И важно, как они ими распорядятся. Может быть, направят в другой свой бизнес, а новая инфраструктура так и не будет построена. Могут, собрав деньги, вообще обанкротиться. Или, например, начнут требовать повысить тарифы, и если власти не согласятся, перестанут вывозить мусор, отчего пострадает окружающая среда и граждане.
Кроме того, по словам эксперта, перед властями региона стоят стратегические задачи, поставленные им на федеральном уровне, установлены показатели, которые они должны достичь по высокотехнологичной утилизации отходов, по минимизации захоронения.
Когда власти начнут требовать от коммерческих организаций – региональных операторов исполнения этих показателей, как публичного поставщика услуг, их обвинят в давлении на бизнес.
– В случае, когда региональный оператор – компания с государственным участием, его деятельность для всех максимально прозрачна, она полноценно несет ответственность перед гражданами и органами власти за исполнение требований территориальной схемы, обладает функциями расчетно-кассового центра, а бизнес, который и ранее существовал на территориях регионов, спокойно продолжает заниматься своим делом на основании договоров с региональным оператором. Для бизнеса это некая гарантия, что они не будут выдавлены со своего рынка более крупными игроками, как это произошло в некоторых субъектах Центрального федерального округа, – резюмировал Альбина ДУДАРЕВА.
Указанная позиция была озвучена еще в 2018 году.
Сравним прогнозы возможных рисков с тем, что получила Омская область от взаимодействия с коммерческим региональным оператором в настоящем.
1. Каких-либо значимых позитивных отраслевых и системных изменений в области обращения с отходами не произошло. Новой инфраструктуры за пять лет работы регионального оператора, а это половина срока действия Соглашения о работе регионального оператора, не появилось. Вместо двух городских полигонов появилось 19 поселковых свалок, на которые ежедневно вывозятся отходы из города. Так называемые сортировочные заводы существуют не более чем номинально для оправдания тарифа на обработку отходов и даже близко не обеспечивают потребность региона.
2. Деньги за услуги по обращению с ТКО региональным оператором собираются регулярно. Но по состоянию на 01.04.2022 г. долг перед транспортными организациями составил 4,7 миллиарда рублей, что является безусловным правом расторжения Соглашения со стороны Региона.
3. Повышение тарифов. Неоднократные судебные тяжбы с решениями о признании тарифов необоснованными. Итог – возбуждение уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Установлен факт незаконно полученных денег в размере 158 млн рублей, следствие продолжается.
4. Незаконное включение в единый тариф лишних расходов по 2021 г. на сумму 583 млн.
5. Необоснованный отказ от исполнения обязанностей по вывозу отходов от уборки придомовых территорий в период санитарной очистки. Решение вопроса вывоза отходов в период субботников удалось добиться исключительно коллективными обращениями в антимонопольную службу.
6. В период деятельности ООО «Магнит» в Арбитражный суд Омской области поступило более 6500 заявлений. Абсолютное большинство из них связано со взысканием в пользу регионального оператора услуг по обращению с ТКО с неплательщиков предпринимателей и организаций. И абсолютное большинство ответчиков утверждают, что региональный оператор фактически услугу не оказывал, отходы не вывозил.
Ни один из крупных омских перевозчиков отходов, работавших в сфере транспортирования до прихода ООО «Магнит», не остался в работе с региональным оператором. Договоры со всеми «коренными» игроками рынка были расторгнуты или прекращены под теми или иными предлогами. При этом доля затрат на перевозку отходов в составе тарифа является максимальной.
Полная закрытость деятельности, тарифа и ценообразования. Как было указано выше все ранее работающие операторы так или иначе были исключены из взаимодействия с региональным оператором. Работающие в настоящее время подрядчики в основе компании с минимальным уставным капиталом, зарегистрированные в офисных центрах незадолго до конкурсов, без спецтехники и минимальными оборотами на период проведения конкурсов, учредители и руководители до конкурсов никогда не работали в сфере обращения с отходами и так или иначе связаны с ХМАО (проживали там или работали в структурах ЗАО «ЭКОС»). Сами условия допуска участников до конкурса сложно выполнимы.
7. От продолжения текущих реалий выигрывает исключительно ООО «Магнит». В перспективе строительство двух комплексов по размещению и сортировке отходов, и вновь концессионеры корнями уходят в ХМАО и Екатеринбург. Год создания концессионеров 2022, уставный капитал по 30 тыс. рублей.
8. Сравнивая результаты экологической реформы в регионах с коммерческим региональным оператором и оператором с государственным участием, цели реформы достигаются преимущественно операторами с госучастием, что позволяет:
– минимизировать тариф на услугу через прозрачные процедуры закупок,
– создать здоровую конкуренцию среди перевозчиков отходов;
– исключить риски становления субъекта заложником коммерческой структуры.
При этом в случае передачи функций Регионального оператора по обращению с ТКО государственной компании без участия коммерческого капитала возникает риск возникновения бюрократической монополии в отрасли.
В связи с этим наиболее оптимальным представляется пересмотр существующей территориальной схемы в сторону разделения территории региона на несколько зон деятельности разных региональных операторов, одним из которых в качестве конкурентного и в целом рыночно регулирующего фактора может стать оператор с госучастием.
На основании вышеизложенного для Омской области представляется перспективной модель территориальной схемы по обращению с отходами ТКО с разделением территории Омской области на несколько зон ответственности разных Региональных операторов с введением в качестве рыночного регулятора оператора с госучастием.
Работа нескольких регоператоров в регионе достаточно распространенная для России практика. Так, в Кемерове, Республике Татарстан работают – по 2 регоператора, в Екатеринбурге 3 регоператора, в Челябинске, в Башкортостане – по 4 регоператора, в Томске, Алтайском крае, Московской области по 7 регоператоров. А региональные операторы с участием государства работают в следующих регионах:
– Москва;
– Московская область (частично);
– Санкт-Петербург;
– Ленинградская область;
– Калининградская область;
– Калужская область;
– Камчатский край;
– Краснодарский край (частично);
– Красноярский край (частично);
– Магаданская область (частично);
– Нижегородская область (частично);
– Пермский край;
– Республика Башкортостан (частично);
– Республика Крым (частично);
– Республика Саха (Якутия);
– Свердловская область (частично);
– Тверская область;
– Томская область (частично);
– Челябинская область (частично);
– Чувашская Республика (частично);
– Чукотский автономный округ (частично).
Разделение территории Омской области на несколько зон ответственности разных Региональных операторов с организацией одного регоператора с госучастием даст Омской области следующие существенные экономические выгоды:
1. Снижение тарифа на вывоз мусора как минимум в 2 раза;
2. Снижение тарифа повлечет за собой существенное высвобождение средств регионального бюджета не только по компенсации расходов на вывоз ТКО для населения, но в том числе и для бюджетных учреждений (образовательных учреждений, объектов социальной инфраструктуры и проч.), чьи годовые расходы по этой статье исчисляются десятками миллионов рублей.
3. Рационализация региональной логистики вывоза и снижение стоимости вывоза других видов отходов, что создаст основу для частных инвестиций в инфраструктуру в сортировку и переработку всех видов отходов, в том числе жидких отходов частного сектора Омска.
Мы выносим нашу позицию на публичное обсуждение регионального сообщества Омска и надеемся, что по итогу открытых общественных дискуссий появятся рекомендации для улучшения тарифной ситуации в Омской области.
Координационный Совет РОО «Омский областной Союз предпринимателей»
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 мая 2024 года.
Ответ ООО "Магнит" читайте здесь.
Фото © Максим КАРМАЕВ, из архива «Коммерческих вестей»