Все рубрики
В Омске понедельник, 23 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Дмитрий ТРЕТЬЯКОВ, ООО «Магнит»: «Проблема, созданная ФАС РФ, когда законный тариф, обоснованный экономически, был снижен в 2 раза, останется с Омской областью навсегда, даже если «Магнит» прекратит свою работу в регионе»

27 июля 2024 12:30
6
3522

О мусорной реформе в Омской области. 

На протяжении последних пяти лет в нашей стране активно ведется реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами. Проходит она, разумеется, не без трудностей и нареканий, поскольку отрасль фактически создается с нуля. Со всех уголков страны поступают сообщения о проблемах с вывозом отходов: в Ростовской, Псковской областях и других регионах перевозчики приостанавливают деятельность. Недавно во Владикавказе было принято решение отказаться от раздельного сбора отходов, несмотря на многолетние усилия по обучению граждан сортировке мусора. Основными причинами такого решения стали мусорные коллапсы и нехватка водителей для вывоза основного мусора. В нашем регионе также остается множество нерешенных вопросов: через полтора года истечет срок службы временных полигонов, необходимо увеличить глубину переработки мусора и так далее.

В выпуске «Коммерческих Вестей» № 17 от 15 мая 2024 года была опубликована экспертная позиция Омского областного Союза предпринимателей о работе омского регионального оператора по обращению с ТКО. В ней содержалась значительная доля критики. Примечательно, что около года назад активно обсуждалась даже возможность замены регионального оператора. Предполагалось, вместо «Магнита» придет как раз оператор из Ростовской области. Однако сейчас там мусорный коллапс, а омский «Магнит» продолжает работать.

Как же сегодня себя чувствует омский регоператор и как реагирует на претензии со стороны бизнеса? Что, в частности, готов ответить союзу предпринимателей? Исполнительный директор ООО «Магнит» Дмитрий ТРЕТЬЯКОВ изложил свою позицию обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.

– Дмитрий Геннадьевич, как вы оцениваете ход мусорной реформы?

– Начать нужно, пожалуй, с того, что государство не просто так запустило реформу: стала очевидна необходимость грамотно, безопасно, экологично вывозить отходы; транспортировать их не туда, куда хочется тому или иному предпринимателю, а в рамках некоего регламента; обрабатывать, сортировать отходы и давать вторую жизнь продуктам переработки; «хвосты» сортировки, которые невозможно переработать, цивилизованно захоранивать. Причем наша страна далеко не в первых рядах в этом вопросе – две абсолютно четкие академические реформы произошли, к примеру, в Японии и в Германии. Условия изначально были очень похожи на российские: раздробленный рынок, отсутствие системных правил, отсутствие четких показателей к обработке, к захоронению. У наших коллег в Японии ушло 19 лет, чтобы признать реформу состоявшейся.

– Хотя территории у нас несопоставимые, конечно.

– Вот именно. И менталитет другой – при всем уважении к нашему народу, мы иногда очень архаичны, привержены традициям. Германии понадобилось 22 года. Поэтому я считаю, что всего за пару лет мы, как регоператор, добились многого, в частности, в городе-миллионнике полностью ушли от мешочного сбора. Это действительно достижение, учитывая, что в Омске соотношение частного сектора к многоквартирным домам 40% к 60% – один из самых высоких показателей в России. Омичи приняли, казалось бы, простое правило: мусор должен быть не на земле, не у столба, не под кустом, не у калитки, а в железном или пластмассовом контейнере. Сегодня на территории города нет ни одного мешка и все население обеспечено контейнерными площадками. Можно дискутировать об их удаленности, удобности, но это так. Да, СанПиН требует отступа от контейнерной площадки до ближайшего забора во все стороны 20 метров и не всегда с узкими омскими улицами требование удается соблюсти. Но менять это не в полномочиях регоператора: это задача депутатов Госдумы, надзорных органов и так далее. В большей части районов Омской области тоже отказались от мешочного сбора. Антагонизм населения, имевший место поначалу – «как так, мы и платить должны больше, и мусор носить дальше в конец улицы» – побежден. Уверен, большинство омичей уже не готовы вернуться к хаотичному сбору отходов, помойкам возле каждого дома и сопутствующей тому грязи, скоплениям крыс, бродячих собак.

– Про население понятно, но давайте про предпринимателей и про их критику вашей компании.

– А давайте вспомним, как выглядел омский рынок по обращению с ТКО до реформы. На нем было 5-6 компаний, аффилированных с УК и компаниями, связанными с полигонами. В квитанции за коммунальные услуги не было отдельной строки за вывоз мусора – людям было психологически легче платить все разом. Конечно, стоимость услуги была ниже. И было бы странно, если бы ничего не изменилось, ведь отрасль, которая многие годы существовала в тени, без контроля и структуры, где отходы попадали на незаконные свалки, теперь вышла на свет. Я даже не буду поднимать вопрос об экологической ответственности тех, кто сгружал на эти свалки токсичные отходы. Сегодня же ни один мусоровоз не движется без ГЛОНАСС и ни один килограмм мусора, который уехал от юрлица или физлица, не может приехать куда-то кроме мест накопления, закрепленных в территориальной схеме. В статье Союза опять звучит упрек в том, что якобы убит местный бизнес. Но предыдущий губернатор Омской области Александр БУРКОВ публично настаивал на том, чтобы мы не трогали действующую инфраструктуру, сохраняли малое и среднее предпринимательство, не рушили сложившиеся экономические цепочки. Условно говоря, если в Одесском у человека свой мусоровоз и он кормит этим свою семью, чтобы мы не выгоняли его, не уничтожали, а нанимали его в качестве субподрядчика.

– Вы ведь вроде поначалу так и делали.

– Да, все торги на возку, что в Омске, что в Калачинске и так далее, выигрывали абсолютно независимые от нас предприниматели – на каждый лот заявлялось по три-четыре предприятия. Скрывать не буду, что компания «ЭКОС» как самый крупный возчик того времени экстренно подхватила возку, когда компания «Чистый город» отказалась работать без полной оплаты их услуг.

– Вернемся к тарифу и главной претензии, почему он такой высокий по сравнению с тарифами в других регионах.

– Тариф в Омской области – средний по стране. Он не самый высокий и не самый низкий. Согласно математическим расчетам средний тариф на ТКО в Омской области за истекшие пять лет составляет 886 рублей 78 копеек за кубический метр. Плата за услугу «обращение с ТКО» для одного проживающего – 135 рублей 39 копеек. Другое дело, что тариф на ТКО в регионе меняли скачкообразно. В 2019 году со 133 рублей ФАС РФ незаконно обрушила тариф на ТКО в Омской области до 74 рублей. Все последующие годы РЭК поднимала тариф до экономически обоснованных цифр. Если же говорить конкретно о позиции Союза предпринимателей, высказанной в публикации в «Коммерческих Вестях», то, простите, но там происходит спекулирование цифрами. Сравниваются тариф на ТКО в Омской области, утвержденный на 2024 год, с тарифами, действующими в других регионах в прошлые годы. Следуя этой логике, можно сравнить омский тариф за 2019 год – те самые 74 рубля, которые платили жители многоквартирных домов Омской области, например, с ныне действующим тарифом на ТКО в Тюмени – 247 рублей 58 копеек. Но, честно ли будет утверждать, что в Омской области тариф на ТКО в три раза ниже, чем в Тюмени? Думаю, нет. В обязанности регоператора входит выстраивание прозрачной структуры сбора и вывоза мусора, ответственность за честное начисление стоимости услуги, формирование тарифной заявки. Я подчеркиваю: не тарифа, а тарифной заявки. Мы составляем плановые затраты и отправляем четыре газели документов в РЭК Омской области. Дальше уже консолидированная группа чиновников проверяет наши расчеты, убирает на их взгляд лишнее и определяет тариф на год.

– А как конкретно он формируется?

– В 2019 году тариф был 133 рубля с человека. В нашей структуре расходов только 3-5% приходилось на собственные расходы: зарплаты директоров, бухгалтеров, логистов, диспетчеров, сотрудников абонентского отдела. Остальные 95% на старте реформы составляла возка. Возили и возим мы отходы согласно территориальной схеме, которую утверждает правительство Омской области. Нет у меня возможности везти мусор так, как я хочу. Даже когда мне кажется, что я везу неправильно, никакого права голоса у меня не появляется. Причем терсхема утверждается, проходя общественные слушания, в которых принимают участие сотрудники прокуратуры, то есть они соглашаются с законностью происходящего.

– В итоге у нас в терсхеме Омская область целиком закреплена как единая зона.

– Да, но в стране есть примеры раздробления на несколько зон. Допустим, на Алтае несколько региональных операторов. Среди них компания, которая обслуживает всего четыре села! Это тоже регоператор, ему утвердили тариф, он невысокий, достаточный для того, чтобы вывезти мусор из четырех деревень до свалки, которая находится недалеко же от них. Но это решение местных властей. Собственно, когда мы наряду с другими предпринимателями участвовали в конкурсе, то видели заявку от Омской области только на одного регоператора. И на самом деле это здравое видение ситуации. Потому что если разделить Омск на две зоны по Иртышу, то выгодным будет обслуживать только южную, где расположен город и где производится 80% всех отходов в регионе. На севере живет всего 20% населения, и там огромное транспортное плечо – Тарская свалка закрыта по решению суда, работает временный полигон в Знаменке. То есть вывозить мусор очень дорого и невыгодно – получилось бы 400 рублей с человека, в том время как в южной зоне тариф был бы 60 рублей с человека. Так что единая зона, единый тариф имеют социальную составляющую. Такое происходит с любыми другими тарифами – на электричество, газ и так далее.

– Сложности с тарифом начались, когда омич дозвонился на прямую линию президента и пожаловался на удорожание услуги по вывозу мусора в два раза.

– Знакомы лично с ним, претензий не имеем. Все вопросы, пожалуй, только к главе ФАС России Игорю АРТЕМЬЕВУ, который взял под козырек и вместо того, чтобы разобраться в проблеме, как это поручил ему Владимир ПУТИН, через три дня отчитался, что тариф снижен в два раза. Это был чистый популизм со стороны АРТЕМЬЕВА. На самом деле омич, обратившийся на прямую линию, заплатил по привычке за вывоз мусора УДХБ, а «Магнит», не досчитавшись оплаты за оказанную услугу, автоматически выставил ему долг и начислил очередной платеж. Никакого скачка тарифа в течение месяца в два раза на самом деле и не было. Полтора года мы потратили на все судебные инстанции и сумели доказать в Верховном суде РФ, что тариф был снижен незаконно, из-за чего мы недосчитались в нашем бюджете 1,2 млрд рублей. Разумеется, выпавшие доходы за эти годы пришлось включить в тариф. Еще раз подчеркиваю: по решению Верховного суда РФ. Но за эти годы, за которые нам выплачивается законно причитающееся, случается страшное. Кировский и Ленинский полигоны закрыли по решению суда – из-за близости к аэропорту и новым законодательным требованиям, предложенным Росавиацией. Это федеральное предписание, перед которым все бессильны, правительство Омской области вынужденно меняет терсхему. Если хотите мое мнение, я считаю, что это были нормальные объекты, которые нужно было модернизировать.

– Теперь вы возите мусор в районы области.

– Чиновники столкнулись с серьезной проблемой: на территории области нет ни одного объекта захоронения. Ни одного! И по 131 Федеральному закону функция создания контейнерных площадок, больших инфраструктурных объектов лежит на региональном правительстве, не на регоператоре. Правительство может привлечь инвесторов, заключить концессионные соглашения. Оно может посоветоваться с нами, как экспертами, правильно ли оборудовать полигоны в Таре, Тавричанке и Ачаире. По распоряжению на тот момент министра природных ресурсов и экологии Ильи ЛОБОВА в терсхему включили 17 временных полигонов на территории области в рамках 303-го постановления Правительства РФ. Предприниматели в вашей статье неверно говорят, что эти объекты создал «Магнит», это была обязанность правительства Омской области. Все 17 объектов были включены в федеральную территориальную схему обращения с отходами по заявкам глав муниципальных образований, одобрены правительством Омской области и только после этого закреплены на уровне временных полигонов.

– В общем, ваши расходы на возку существенно увеличились.

– Да, по объективным причинам, ведь суммарный километраж транспортировки увеличился в несколько раз. В структуре тарифа возка теперь занимает только 65%. В 2020 году мы построили Кировский и Ленинский сортировочные заводы – у нас появились расходы на их эксплуатацию, на зарплаты сотрудникам. Упреки предпринимателей о непрозрачности тарифа беспочвенны: нас проверяли прокуратура, казначейство, Контрольно-счетная палата, налоговая, ОБЭП – мы прошли, пожалуй, наибольшее количество проверок среди региональных операторов России и продолжаем работать стабильно, что говорит об отсутствии серьезных нарушений в нашей деятельности. Кстати, из порядка 60 тысяч действующих на территории региона юридических лиц договор с «Магнитом» заключили только около 35 тысяч. Если учесть, что многие предприниматели хитрят и заключают договор на вывоз одного контейнера, подкидывая остальной мусор на площадки МКД, то реально мы недополучаем 30% платежей за свои услуги от бизнеса, производящего отходы. Юрлица пользуются услугами серых возчиков. Не платят многие школы, детские сады, больницы, религиозные учреждения. И нам ничего не остается, как идти доказывать свою правоту в судах. Доказывается она объективно: мы предоставляем информацию, что предприятие, которое производит мусор, столько-то работает, у него столько-то сотрудников, такие-то у него движения по расчетным счетам. Дальше считаем по нормативам – квадратные метры, гостиничные места, количество ресторанных столиков. Показываем, что обращались с просьбой заключить с нами договор добровольно. Почти все суды выигрываем. К сожалению, каждый такой процесс энергоемок и финансово затратен. Уверен, что успеем восстановить законность для каждого юрлица до конца мусорной реформы. Но подчеркну, что мы всегда идем навстречу, если предприниматель хочет уладить конфликт в досудебном порядке.

– Вы также говорили, что недосчитываетесь средств от чуть ли не четверти проживающих в регионе физлиц.

– Боюсь, что РЭК Омской области, закладывая доход от них в наш тариф, не учитывает, что на самом деле эти люди в городе и области не проживают. Это было не наше решение начислять оплату за услугу с человека, а не с квадратного метра. Москва, например, Питер, многие другие субъекты Федерации платят за вывоз мусора с жилых квадратных метров, и это удобно и понятно, потому что это константа, не требующая перерасчета – квадратные метры от месяца к месяцу не уменьшаются и не прибавляются. Очевидно, что владелец квартиры 400 квадратов обладает другим уровнем благосостояния, нежели старушка в хрущевке. Потребительские корзины у них, мягко говоря, разнятся, совершенно отличные друг от друга объемы мусора они производят. И когда собственники пяти квартир утверждают, что там не живут, а значит и отходов у них нет, конечно, они лукавят, ведь скорее всего эти квартиры сдаются в аренду. Очень часто в омских коттеджах прописан всего один человек, хотя я достоверно знаю, что там живут целыми семьями. А условная бабушка, живущая в селе, в доме которой прописаны дочь, зять, внук, давно переехавшие в какую-нибудь Москву, платит за четверых, хотя живет одна. Вот и получается, что при такой структуре тарифа бедные люди платят за обращение с ТКО много, а богатые, наоборот, по минимуму.

– А какой из этого выход?

– Сложный вопрос. Я понимаю, это нормальная человеческая психология – пытаться экономить. Паспортные столы больше не существуют, домовые книги уничтожены, в УФМС, у РЭК Омской области тоже нет информации, где сколько прописано и живет на самом деле человек. Наш единственный источник данных – перепись населения, но есть основания не доверять им. Выход из ситуации, от которой страдают все, – установить тариф из расчета производства отходов с квадратного метра жилья, а не человека. Тогда, на мой взгляд, социальная справедливость будет восстановлена.

– Вы пытались взаимодействовать с областью на предмет социальной рекламы?

– Это наша отдельная боль. К сожалению, не только в Омской области, в целом по стране нет единой центральной политики по информированию людей о важности раздельного сбора, прививанию экологической культуры, нет распоряжения сверху и поэтому даже подконтрольные министерствам структуры не очень активно откликаются на социально полезные инициативы. Одними волонтерскими движениями такую важную задачу не решить, должна быть директива властей. Обязательно должен быть амбассадор от чиновников, который будет курировать реформу, популяризировать ее, показывать населению ее важность, ее ценность. Своими силами мы точно не справимся.

– Пожалели, что связались с Омском?

– Сожаление – неверный термин. Мы получили совсем иные условия ведения работы по сравнению с теми, на которые заходили изначально. Посмотрите, что в Новосибирске, Дагестане регоператоры обанкротились, мусорная реформа там встала. Сегодня Ростовская, Псковская область испытывают большие проблемы с вывозом ТКО, там мусорный коллапс. Этот бизнес очень сложный и не такой прибыльный, как кажется многим. Да и очередь из регоператоров нам на замену не стоит, кстати. Проблема, созданная Федеральной антимонопольной службой России, когда законный тариф, обоснованный экономически, был снижен в два раза, не исчезнет. Она останется с Омской областью навсегда, даже если «Магнит» прекратит свою работу в регионе. Союз предпринимателей дискутировал в публикации «Коммерческих Вестей» на тему государственных компаний. Но у них нет средств да и компетенций, которые есть у частных предпринимателей. Из плюсов – закаленные всеми испытания специалисты нашей команды получили бесценный опыт и смогут применить его на благо Омской области, уверен. В целом, я считаю, что отрасль обращения с мусором должна укрупняться. Не быть монополизирована, но иметь несколько ключевых игроков, мне кажется, это лучший вариант.

– Нас все-таки ждет мусорный коллапс в 2026 году? Новые полигоны-то не строятся, несмотря на заключение двух концессионных соглашений.

– Об этом лучше говорить с Минприроды Омской области. Насколько мне известно, регион пока не в состоянии исполнять свои финансовые обязательства в рамках этих соглашений, поэтому тема стоит на паузе. Боюсь, что коллапс вовсе не исключен: Федерация дала понять, что продления действия 303-го постановления ждать не стоит. В других регионах пусть небольшие, пусть простенькие, но полигоны все-таки построили за эти пять лет, а у нас отнимают последний костыль в виде временных полигонов: по закону их придется с 1 января 2026 года закрыть и рекультивировать. Но несмотря ни на что мусорная реформа движется, несмотря на все трудности, омский регоператор по ТКО продолжает свою работу. И очень важно, чтобы все участники этого процесса – от бизнеса до простых жителей – понимали важность совместных усилий в решении проблемы обращения с отходами.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 июля 2024 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Вольфович 13 августа 2024 в 20:43:
Этот магнит загадил всю область, посмотрите на Исилькуль не город стал после прихода магнита, а большая помойка, неделями и месяцами мусор не вывозят. Раньше не было магнита и было чисто.
Зачем врать? Реклама что ли? 31 июля 2024 в 07:07:
Сейчас свалка за каждым кустом. Глаза откройте.
Сержант 30 июля 2024 в 12:58:
Дмитрий Геннадьевич всё по делу сказал. ФАС действительно страдает популизмом во всех отраслях, равно как и потребительское сообщество склонно лукавить ради занижения расходов. То же самое везде в коммунальной сфере.Хотите коммунальные блага условно-бесплатно? Добро пожаловать в коммунизм. Только предпринимателей там, насколько я помню, называли спекулянтами и некоторых даже показательно расстреливали (вспомним Соколова Ю.К.).Придет условная «госструктура» — платить будут все, за всё и в разы дороже. И достигнуть разумного компромисса уже не получится, как и получить лучшее качество обслуживания.
Сергей 28 июля 2024 в 19:39:
абсолютно адекватный и профессиональный взгляд на ситуацию, жаль что прокуратура и органы власти «долбят» Магнит, чего они добиваются? придет провластный регоператор и будет возить мусор в разы дороже. не ожидал от нового прокурора области Афанасьева, что он ляжет под губернатора, позор...
Ближе к телу 27 июля 2024 в 23:38:
Ну вот и о банкротстве заговорили. Думаю не долго осталось.
Подопытный омич 27 июля 2024 в 15:23:
Как же мы без них справлялись? Скатертью дорога.
Показать все комментарии (6)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.