Одним из ключевых событий юбилейного форума бизнеса и власти «Неделя российского ритейла» стала стратегическая сессия «Ритейл нового времени: 10 лет в условиях санкций».
В Москве в Центре международной торговли прошел юбилейный – десятый – международный форум бизнеса и власти «Неделя российского ритейла». Одним из ключевых событий площадки стала стратегическая сессия «Ритейл нового времени: 10 лет в условиях санкций». Цитирую выступления спикеров.
Антон АЛИХАНОВ, министр промышленности и торговли РФ: «Доля отечественных продовольственных товаров в торговых сетях выросла с 65% до 80%, теперь у нас амбициозная задача провести то же самое в непродовольственном секторе»
– В прошлом году розничный рынок вернулся на траекторию роста: неплохо прибавил продовольственный сектор, еще сильнее вырос оборот по непродовольственным товарам. И мы видим, что первый квартал текущего года эту «повышательную» тенденцию сохраняет. Надеемся, что так будет и в дальнейшем. Торговый бизнес успешно справляется с беспрецедентным внешним давлением.
В 2022 году сильно увеличилось – на 15–20% в зависимости от региона – количество вакантных площадей в торговых центрах из-за ухода транснациональных брендов, но сейчас мы вернулись к доковидному уровню. Сейчас процент вакантных площадей составляет 5–8%. Очень радует, что освободившиеся места занимают отечественные бренды, которые растут двузначными темпами, опережая бренды Турции, Китая и Белоруссии.
Десять лет назад первые антироссийские санкции подтолкнули нас к тому, что мы подошли к взвешенному протекционизму в отношении производителей – в первую очередь продуктов питания. В результате доля отечественных продовольственных товаров в торговых сетях выросла с 65% до 80%.Теперь у нас более амбициозная задача – провести то же самое в непродовольственном секторе, который больше, интереснее, с более сложной номенклатурой. Сейчас половину оборота непродовольственных товаров занимает импорт – примерно 10 трлн рублей. Объем рынка просто гигантский, большой простор для инвестиций и развития собственного производства.
Уверен, что широкую номенклатуру непродовольственных товаров мы в состоянии производить сами, тем более что по целому ряду направлений у нас серьезно недозагружены мощности. Например, косметические, парфюмерные заводы загружены на 40–60%. Транснациональные компании занимали полки за счет почти неограниченных возможностей по финансированию рекламы, маркетинговых услуг, хотя наши товары давно не уступают по качеству мировым стандартам.
По данным опроса Роскачества, 85% потребителей ратует за увеличение доли российских производителей на полках. На удовлетворение именно этого запроса направлен законопроект, который предусматривает восстановление минимальной доли российский товаров производителей и Евразийского союза в торговых сетях, в том числе в интернет-торговле. Причем онлайн-каналы не менее важны, учитывая, что за последние пять лет сектор вырос почти в пять раз. Оборот двух наших главных площадок – Ozon и Wildberries – больше 4 трлн рублей. Сектор стал весомой частью экономики, и он, конечно, не может существовать вне нормативного поля. Должны быть прописаны дополнительные права партнеров продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов. Отдельно отмечу необходимость включения этого сегмента в систему защиты от подделок и контрафакта. Сейчас идет работа над этим законопроектом с депутатами и сенаторами. Мы не преследуем цели закручивания гаек, всегда выступали против избыточного регулирования торговли. Наша главная задача – установить прозрачные правила игры на рынке и сбалансировать взаимоотношения игроков.
Продолжаем поддерживать тенденцию развития рынков, ярмарок, нестационарных мобильных объектов, фудтраков. Будем плотно работать над тем, чтобы регионы, муниципалитеты устанавливали четкие требования к внешнему виду объектов, условиям ведения малого бизнеса, выставляли места для объектов на торги.
Екатерина ЛОБАЧЕВА, президент Х5 Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»): «Готовая еда – это наше будущее, нас ждет двукратный, трехкратный рост этого рынка в ближайшие пять лет»
– Прошлый год был непростым, но первым, когда мы отметили рост реальных доходов населения, и это, конечно, оказало очень благотворное влияние на торговлю: у нас растет спрос, растет чек, растет оборот. При этом запрос на разумное потребление не меняется: покупатель хочет товары хорошего качества по приемлемой цене. Мы наблюдаем, что растут супермаркеты: люди готовы платить за качество и за сервис. Впервые наблюдается рост потребления рыбы. Потребительская корзина стала более диверсифицированной, люди уже готовы думать о разнообразии, о здоровом питании.
Дискаунтеры развиваются так же бурно, как онлайн-торговля, – двукратными объемами. В дискаунтерах нового поколения «Чижик» 70% товаров произведено по рецептам торговой сети и под ее брендом: молоко, колбасные и мясные изделия, сыры. Мы видим по трафику и среднему чеку, что покупатель это оценил. «Чижик» будет развиваться самыми большими темпами: это приоритет Х5 Group на ближайшие три года. К 2026 году сеть должна вырасти до 5000+ магазинов. «Чижик» прогрессирует также в онлайне: покупатели готовы платить за доставку.
Супермаркеты преображаются: в них становится много сервисов, услуг, появляются хорошие фрукты, овощи, как на ярмарках, красивые витрины со свежими рыбой и мясом и, конечно, готовая еда. Готовая еда – это наше будущее, я оворю об этом не первый год. Наше поколение сменяется более молодыми, которые не планируют готовить: наши с вами взрослые дети хотят еду с доставкой в моменте. Нас ждет двукратный, трехкратный рост этого рынка в ближайшие пять лет. Мощностей готовой еды в России не так много, хороших качественных площадок еще меньше, поэтому нам предстоит работа по их созданию.
По первому кварталу мы видим, что хорошие тренды продолжатся и в 2024 году. Будем стараться прогнозировать вещи наподобие того, что было с куриным яйцом. Сейчас мы заранее готовимся к тому, что в стране будет произведено меньше фруктов и овощей из-за заморозков в мае. Определяем, какие объемы нам придется завести из ближайших стран – Узбекистана, Азербайджана, Ирана.
Сейчас мы находимся в процессе разработки алгоритмов прогнозирования на основе искусственного интеллекта: наша задача – минимизировать человеческий фактор, поскольку ритейл, как и другие отрасли, очень страдает от дефицита кадров.
Ранее выступления были доступны только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 июля 2024 года.
Фото © «Фонд РосКонгресс»