Аншлаги в театре драмы стабильные, и не только на премьерных спектаклях.
В 2024 году Омский государственный академический театр драмы отметил свой 150-летний юбилей, ставший определенной вехой в истории развития театра. Позади – славный творческий путь, полный достижений, которыми можно гордиться, а впереди – множество новых планов и грандиозных проектов, требующих реализации. Обо всем этом рассказал директор театра Виктор ЛАПУХИН в интервью Наталье ЕЛИЗАРОВОЙ.
– Виктор Прокопьевич, расскажите о том, чем вам запомнился юбилейный театральный сезон?
– Этот год был во всех смыслах напряженный, наполненный кропотливым трудом, когда интенсивно, с полной отдачей работал весь коллектив, начиная от вахтера и заканчивая главным режиссером. Но и в то же время это был творческий, созидательный период. В течение года театр драмы активно гастролировал. Для любого театра очень важно расширять географию и выезжать за пределы своего региона. И это не только возможность показать лицо новому театральному зрителю, но и проверить, насколько слаженно работает команда в целом – актерская труппа, различные цеха. В сентябре прошлого 2023 года театр побывал в Санкт-Петербурге, сыграл 14 спектаклей на крупнейших питерских площадках: МДТ – Театра Европы, Государственного драматического театра на Васильевском и Дворца искусств Ленинградской области. Зрители Санкт-Петербурга – публика избалованная, искушенная, но наших актеров принимали тепло, спектакли проходили при полных аншлагах, что не могло не радовать. Заполняемость залов – это для нас главный показатель того, что театр пользуется успехом. Мы получили множество положительных откликов от зрителей в соцсетях. Не обделили нас вниманием и профессиональные критики, театроведы. В июле поедем на гастроли во Владикавказ.
Ну и, конечно же, запомнился сам юбилей, который мы отметили 28 мая, отметили ярко и торжественно. Изо всех точек нашей большой, необъятной страны съехались гости – артисты, режиссеры, административные работники, которые когда-то работали в стенах Омской драмы. Принимать гостей – это всегда волнительно и ответственно, нужно в сжатые сроки решать множество организационных вопросов. И тут же следом – гастроли Санкт-Петербургского театра на Васильевском. В этом юбилейном театральном сезоне было так много ярких впечатлений, что, пожалуй, не сразу-то навскидку все и вспомнишь. Совершенно невероятное впечатление произвел спектакль «Омское время» Ольги НИКИФОРОВОЙ. Абсолютно нерядовая вещь! На сцену вышла вся труппа театра, а также многие из тех артистов, кто когда-то работал в Омской драме: Сергей ВОЛКОВ, Юрий ИЦКОВ, Андрей НИКИТИНСКИХ, Николай ЧИНДЯЙКИН, супруги БРОДСКИЕ… Это было грандиозно! И думаю, не только мне запомнилось.
– Как вы реагируете на критику в адрес театра?
– Если речь идет о наших театральных постановках, то справедливая, объективная критика очень помогает. По счастью, у нас в театре сложилась добрая традиция поддерживать живой диалог между театральными критиками и творческим коллективом театра. Мы приглашаем в театр известных столичных критиков, они приезжают, смотрят спектакли, обсуждают их с творческой группой – и происходит живой диалог. Учитывать профессиональное мнение, на мой взгляд, очень важно для творческой команды. Это задает высокую планку, дает возможность для развития.
– Влияют ли отрицательные рецензии на кассовые сборы?
– Знаете, дело даже не в том, какой отзыв – отрицательный или положительный. Он должен быть профессиональным! А профессионалов, к сожалению, очень мало. В лучшем случае о театрах пишут журналисты, специализирующиеся на культуре. Это в лучшем случае! Сейчас, благодаря Интернету, каждый блогер превратился в критика. Но для того чтобы писать о театре, обладать исключительно собственным опытом и вкусом мало. Нужно иметь образование, знать театральные законы и процессы, видеть спектакль как целостное произведение, уметь анализировать его, выстраивать контексты, сравнивать, разбираться в замысле режиссера. Но, к сожалению, о театре сейчас пишет много людей некомпетентных, оперирующих понятиями «понравилось» и «не понравилось». И еще удручает, что публикации нередко имеют оттенок «желтизны», пишутся ради желания спровоцировать скандал. Я ни в коей мере не выступаю против критики, другое дело, что рецензия должна быть полновесным и полноценным анализом на спектакль, с аргументацией, критериями оценки, уважительным отношением к создателям постановки. Когда имеется квалифицированная экспертная оценка, создается пространство для дискуссии, возникает возможность диалога. Вот это по-настоящему интересно! И уже не суть, какая тональность рецензии – нелицеприятная или восторженная.
Теперь что касается кассовых сборов. Как я всегда говорю в таких случаях, зритель голосует ногами. Если билеты раскупаются, если зрительный зал полон, значит, зритель нам доверяет. Если ему неинтересно, он не будет ходить в театр. Но с этим-то как раз у театра драмы никаких проблем нет: аншлаги у нас стабильные, и не только на премьерных спектаклях. В этом сезоне мы выпустили несколько ярких премьер, собравших множество положительных откликов. Большим успехом у зрителя пользуется спектакль «Магнит. Омская история» в постановке заслуженного артиста России Николая МИХАЛЕВСКОГО, которым мы открыли юбилейный театральный сезон. Я знаю одну зрительницу, которая посмотрела эту постановку тринадцать раз, причем, покупая билеты за собственные деньги! Тепло зрители приняли еще один премьерный спектакль – «Похороните меня за плинтусом» режиссера Романа ГАБРИА. В нем блистает звезда омской сцены народная артистка России Валерия ПРОКОП. Юбилейный театральный сезон у нас также завершился удачной премьерой – поэтическим спектаклем «Рубцов/Рыжий/РИФ-МЫ» в постановке главного режиссера театра Георгия ЦХВИРАВЫ. А вообще у театра есть спектакли, на которые буквально не достать билетов. Едва они появляются в продаже – их сметают. Попробуйте, к примеру, купить билеты на спектакли Театра живописи Николая МИХАЛЕВСКОГО, которые ставятся во Врубелевском корпусе и Центре «Эрмитаж-Сибирь». Их практически невозможно достать. Почему? Потому что театр уникальный, он привлекает своей оригинальной формой – сплавом театрального искусства и живописи. В России ничего подобного нет. В 2022 году мы возили два спектакля на гастроли в Москву, успех был колоссальный! И у Театра живописи свой особенный зритель, нацеленный на камерную обстановку, эмоциональность переживания.
– В последнее время на сцене Театра драмы было поставлено несколько музыкальных спектаклей – «Магнит», «Любовь и голуби», «Рубцов/Рыжий/РИФ-МЫ». Что это за новшество такое для театра драматического направления – ставить музыкальные спектакли?
– Это не совсем новшество. В 1930-е годы был такой театральный деятель Владимир Федорович ТОРСКИЙ, который на площадке Омского городского театра создал так называемый Синтетический театр. В труппу он включал драматических актеров, умевших петь и танцевать. В труппе в тот период времени работали вокалисты, хор, балет, оркестр. Театр – это вообще синтетическое искусство, для него естественно иметь пластические и ритмические сцены. Поэтому и у нас появились спектакли музыкального направления. А музыка в театре была востребована всегда.
– В нынешнем году театр драмы остался без «Золотой маски». Как вы можете это прокомментировать?
– Да, в этом году театр остался без «Золотой маски», но то, что два спектакля Омского академического театра драмы были выдвинуты на соискание Национальной театральной премии в тринадцати номинациях – это уже, я считаю, огромное поощрение и признание заслуг. Это спектакль большой формы «Небо позднего августа» режиссера Петра ШЕРЕШЕВСКОГО и спектакль малой формы «Мой дедушка был вишней» Арины ГУЛИМОВОЙ. Спектакль ГУЛИМОВОЙ – это вообще ее студенческая дипломная работа. Очень хороший старт для молодого, многообещающего режиссера. То, что спектакли Омского театра драмы были отобраны для участия в фестивале «Золотая маска», – это уже большое дело, потому что конкуренты были очень сильные, борьба за победу разразилась нешуточная. Мы каждый год участвуем в конкурсе. Омский театр драмы – обладатель нескольких «Золотых масок», поэтому у нас есть и потенциал, и возможности для достижения победы в дальнейшем. Причин для огорчения нет: не повезло в этом году – повезет в следующем. Без наград театр драмы в юбилейный 150-й сезон тоже не остался. 15 октября 2023 года спектакль «Смит и Вессон» в постановке главного режиссера театра Георгия ЦХВИРАВЫ был сыгран на сцене Челябинского театра драмы имени Н. Орлова в рамках XVI Международного театрального фестиваля-конкурса «Камерата – 2023» и стал обладателем Гран-при фестиваля. 28 ноября спектакль «Мой дедушка был вишней» был показан в Санкт-Петербурге в рамках VI Театрального фестиваля «Школа. Студия. Мастерская» на сцене театра «Мастерская». 20 апреля Омская драма представила спектакль «Гроза» по пьесе А. Островского в постановке Галины ЗАЛЬЦМАН в Санкт-Петербурге в рамках V Театрального фестиваля LOFT. Театр постоянно принимает участие в различных театральных фестивалях. И не только потому, что это престижно и значимо, и есть возможность привезти домой очередную статуэтку или диплом, которыми можно гордиться. Но прежде всего потому, что для театра участие в конкурсах – это возможность быть в тонусе, поддерживать хорошую рабочую форму.
– Все ли в юбилейном сезоне получилось так, как было запланировано, всех ли целей удалось достичь?
– Наверное, хорошо, когда все, что тобой задумано, идеально воплощается в жизнь. Но театр – это живой организм, и сама жизнь порой вносит свои коррективы. Не удалось в полной мере осуществить запланированные ремонтные работы, в частности, не были проведены работы по ремонту кровли. На то есть объективные причины, они связаны с финансированием. Но, несмотря на все трудности, мы стараемся надеяться на лучшее. Отложился на более поздний срок выход в свет юбилейной книги по истории Омского академического театра драмы, которую готовит Фонд «Духовное наследие». Это связано с тем, что расширился содержательный формат книги, было решено добавить раздел о прошедших юбилейных мероприятиях. Книга выйдет к новому театральному сезону. В сентябре омского зрителя ждет еще один сюрприз – широкой аудитории будет показан телевизионный фильм «Легкое дыхание», подготовленный 12 Каналом к 150-летию Омской драмы. И я сам и другие работники театра, не скрою, уже посмотрели его на премьерном показе. Впечатления очень сильные! Это хороший подарок к юбилею театра.
– Какими постановками Омский академический театр драмы откроет новый 151-й театральный сезон?
Уже в конце августа на камерной сцене зрители увидят спектакль «Камера обскура» по мотивам романа Владимира Набокова в постановке Алексея КРИКЛИВОГО. А 26 сентября состоится премьера спектакля «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева в постановке режиссера Александра КУЗИНА. Таким будет начало нового театрального сезона.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 июля 2024 года.
Фото из архива Омского государственного академического театра драмы.