По вечерам Филипп Филиппович Штумпф любил за кружкой пива просматривать газеты.
Для увековечивания исторической памяти первого крупного омского предпринимателя и мецената, общественного деятеля и гласного Омской городской думы, немца по национальности Филиппа Филипповича Штумпфа (1864–1921) Омская областная национально-культурная автономия немцев Омской области совместно с администрацией городского музея имени К.П. Белова открыли памятную мемориальную доску Филиппу Штумпфу.
Памятная доска была установлена на стене дома, в котором находится Омский городской музей имени К.П. Белова (улица Чокана Валиханова, 10). Омичам это здание также известно как «домик Штумпфа». До установления Советской власти в Омске в ноябре 1919 года этот дом принадлежал Филиппу Штумпфу. Большевики по своему обыкновению просто конфисковали дом у хозяина.
На церемонию открытия памятной доски Филиппу Штумпфу пришли представители областной и городской администраций, руководство Азовского немецкого национального муниципального района, представители общественности и журналисты.
Открыли памятную доску председатель Омской областной региональной национально-культурной автономии немцев Омской области Виктор Васильевич ЭЙХВАЛЬД и директор городского музея имени К.П. Белова Владимир Дмитриевич БЕЛОВ.
Далее мероприятие проходило в демонстрационном зале, где с краткими поздравительными речами и пожеланиями выступили начальник отдела по делам национальностей и взаимодействию с религиозными организациями Министерства внутренней политики Омской области Рустам Сергеевич ГЕРАСИМЧУК и заместитель начальника Управления общественных отношений и социальных вопросов городской администрации Омска Антон Евгеньевич БОНДАРЕНКО.
Также выступили Марина Владимировна ТАРАСОВА, Дмитрий Иосифович ДИЗЕР, Владимир Дмитриевич БЕЛОВ, Алексей Николаевич КЛАССИН и другие.
В конце торжественной части с концертными номерами выступил народный ансамбль Дома Дружбы «Rosine-Изюминка».
Во второй части мероприятия омский краевед Владимир Николаевич ПАНАСЕНКОВ ознакомил собравшихся с биографией Филиппа Штумпфа. Печатаем его рассказ с сокращениями:
«Во многих публикациях в энциклопедиях сведения о том, что Филипп Филиппович Штумпф с отличием окончил агрономический факультет Томского университета со званием кандидата сельскохозяйственных наук, следует считать ошибочными. В этом университете до революции 1917 года были только медицинский и юридический факультеты и никогда не было агрономического. Его не было и в других вузах города Томск. В архиве Томского университета также не указана фамилия Штумпфа. Зато доподлинно известно: Филипп Штумпф жил в городе Уфа, работал там агрономом и числился секретарем Уфимского отдела Императорского Московского общества сельского хозяйства. Выяснено, что Штумпф часто посещал местный ипподром. Там он познакомился с богатой вдовой Надеждой Степановной Белышевой. Филипп Штумпф женился на Надежде Белышевой. Возможно, брак был заключен по расчету».
Генерал-губернатор Степного края Максим Антонович Таубе встретился в Уфе со Штумпфом. Он пригласил Филиппа Штумпфа на должность главного агронома Степного края. В 1898 году Штумпф с женой приехал в Омск. В 1900 году он взял в аренду у Войскового правления Сибирского казачьего войска земельный участок, который располагался в десяти километрах от железнодорожной станции Куломзино (ныне Карбышево). В настоящее время на этом месте располагается село Троицкое. В 1911 году в Омске проходила первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная выставка, на которой Филипп Штумпф получил 21 награду.
В 1918–1919 годы во времена правления Верховного Правителя России адмирала Колчака в доме Штумпфа часто обедали колчаковские офицеры.
Почему успешный предприниматель Филипп Штумпф не сумел правильно сориентироваться и не смог понять, что власти адмирала Колчака подходит конец? Возможно, он верил в победу адмирала Колчака, а отступление и сдачу Омска расценивал как временное явление. Даже когда под натиском Красной Армии колчаковцы отступали из Омска, 13 ноября 1919 года он выехал с ними на восток в последнем переполненном вагоне.
После показа слайдов и документального фильма Владимир ПАНАСЕНКОВ продолжил:
«По пути следования он заболел. Его сняли с поезда на станции Тайга и поместили в тифозный барак. По легенде, при нем находились пояс с зашитыми в него золотыми монетами, а также пустотелая трость, в которой якобы тоже были монеты. В этой же легенде рассказывается, что пояс и трость у больного Филиппа Штумпфа были украдены. При возвращении в Омск большевики выделили Штумпфу для жилья комнату в маленьком доме».
Владимир ПАНАСЕНКОВ во время своего рассказа делал частые ссылки на записи воспоминаний очевидцев. Например, на воспоминание дочери служанки Романовской:
«Филипп Филиппович и его жена Надежда Степановна вели спокойный образ жизни. Гости в доме бывали редко. По вечерам Филипп Филиппович Штумпф любил за кружкой пива просматривать газеты».
Бывшая кухарка Штумпфа Амалия Андреевна Финк-Шнейдер вспоминала:
«В марте 1921 года Филипп Филиппович Штумпф на базаре увидел свою породистую лошадь, запряженную в ломовую повозку. Он подошел к ней и окликнул. Лошадь его сразу узнала, но у нее уже был новый хозяин. Такого удара судьбы Штумпф вынести не смог. Сердце не выдержало. Через несколько дней он умер в возрасте 57 лет».
В заключение Владимир ПАНАСЕНКОВ рассказал, что Филиппа Филипповича Штумпфа похоронил сын его бывшего конюха в семейном склепе рядом с могилами матери, отца и брата. Также пояснил, что какие-то «деклассированные элементы» разрыли могилу Штумпфа в поисках драгоценностей. Позже на месте захоронения построили колхозный телятник.
Благодарные жители села Троицкого и поселка Новоомский установили памятный знаки Филиппу Филипповичу Штумпфу – в 2005 году и в 2014 году соответственно.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ, также использованы снимки из открытых источников