Здание бывшего винно-дрожжевого завода наследников Альфонса Поклевского-Козелла – одно из старейших в Омске, но в настоящее время архитектурный памятник находится в аварийном состоянии.
В Центральной городской библиотеке состоялась публичная лекция «Омские дрожжи Поклевского-Козелла». Лекцию прочитал омский краевед Владимир Николаевич ПАНАСЕНКОВ. Он рассказал об омском предпринимателе Альфонсе Фомиче Поклевском-Козелле и его сыновьях, которые продолжили винокуренное дело.

Из исторических документов известно, что Альфонс Фомич Поклевский-Козелл был выходцем из литовского дворянского рода, происходившего от русского Петра Козлова, которому польский король Сигизмунд Август пожаловал имение Поклево. Очевидно, отсюда такая странная фамилия. В 1830-х годах он служил простым чиновником в Санкт-Петербурге. Если биография Альфонса Поклевского-Козелла до приезда в Сибирь более подробно изложена историками, то его жизнь в Омске изучена ещё недостаточно.

Владимир ПАНАСЕНКОВ длительное время выискивал материалы для написания лекции. Печатаем её с сокращениями:
«В 1836 году Альфонс Фомич Поклевский-Козелл был направлен из Санкт-Петербурга в Западную Сибирь. Он был зачислен в штат генерал-губернатора Западной Сибири князя Петра Дмитриевича Горчакова. Ему определили место службы в Тобольске, а затем в Омске. Поклевский-Козелл выполнял службу чиновника по особым поручениям в финансовом отделе Главного управления Западной Сибири. Поручения в основном заключались в доставке спирта в населённые пункты и в ревизии винокуренных заводов. Чиновник показал себя как исполнительный работник. Например, наладил строгий контроль за выпуском водочной продукцией и её сбытом. Своими действиями снизил казнокрадство. За верную службу получил чин надворного советника и орден Святого Станислава 3-й степени. Приобрёл друзей в руководстве Западной Сибири, в том числе и в Омске. Покровители помогли Поклевскому-Козеллу уйти с почётом с государственной службы, а также поддержали его на начальном этапе в предпринимательской деятельности».

Далее лектор рассказал о том, как Альфонс Поклевский-Козелл начал своё предпринимательское дело:
«Он приобрел пароход «Основа», на котором в 1843 году совершил первый коммерческий рейс от Тюмени до Тобольска. Через три года, на паях с владельцем парохода «Взор» купцом Н. Швецовым, предприниматель основал «Пароходство А.Ф. Поклевского-Козелл и К°». Компания стала первым в Обь-Иртышском бассейне пароходным предприятием. Альфонс Поклевский-Козелл вошёл в историю как основатель «пароходного дела» на реках Обь и Иртыш. В 1856 году была создана пароходная компания «Опыт». В её состав входили пароходы Поклевского-Козелл «Основа» и «Иртыш».

Владимир ПАНАСЕНКОВ объяснил примерную причину, почему Альфонс Поклевский-Козелл не стал заниматься пароходным делом на реках Западной Сибири. По мнению лектора, навигация на реках длится всего полгода, содержать пароходы в зимнее время накладно, и суда превращаются в «мертвый капитал»:
«В 1868 году Поклевский-Козелл продаёт пароходы и вкладывает средства в винокуренное производство, которое приносит доход круглый год. В том же году он организует водочный завод в Омске, в Тюмени. Получает официальную торговую марку, которая стала брендом предприятия. Строит кирпичный дом в Омске, деревянный дом в Томске».

Стремясь расширить географию своей деятельности, предприниматель всячески содействовал постройке железной дороги из Екатеринбурга в Тюмень, а затем и до Омска:
«Так как магистраль проходила вблизи его винокуренных заводов, то она способствовала скорой и дешёвой доставке продукции, тем самым стимулируя производство и увеличивая прибыль. Одна из станций на линии даже имела название «Поклевская».

Деловая хватка предпринимателя не знала границ. Поклевский-Козелл вел добычу золота в Пермской губернии, выплавлял чугун на Урале, имел 28 складов вина и спирта. У наследников заводчика Демидова выкупил золотые, серебряные, медные и свинцовые рудники. Кроме всего этого являлся соучредителем Сибирского торгового банка.

Владимир ПАНАСЕНКОВ продолжил:
«На рубеже ХIХ и ХХ веков в Сибири действовало около 40 винокуренных заводов. Крупнейшим производителем спирта в Омске был «Казенный винный склад» (Монополия) с годовой производительностью в 400 тысяч ведер водки. Завод был построен в 1898–1900 годы в Кадышевском форштадте на улице Ржевской (ныне улица Волочаевская). В годы Великой Отечественной войны на заводе выпускали мины».

В послевоенное время переоборудовали в ликероводочный завод, а затем – в пивной завод «Волочаевский». В наши дни это здание является памятником промышленной архитектуры.

Винокуренный бизнес был сверхприбыльным. Однако заводов и заводиков в Западной Сибири и в том числе в Омской губернии становилось все больше и больше. Конкурентом Поклевского-Козелла в Омской губернии был Николай Давыдовский. Он имел Петропавловский винокуренный завод на реке Шайтанка (в современном Муромцевском районе Омской области). В наши дни строение отнесено к памятникам промышленной архитектуры и охраняется законом. Оно стало местом паломничества для туристов.

Другим конкурентом Поклевского-Козелла был омский купец 2-й гильдии Степан Федорович Чистяков:
«В Омске он имел два оптовых склада вина, пива, минеральных и ягодных вод. В центре Омска Чистяков построил пивоваренный завод и аналогичный завод в городе Тара. Чистяков также держал конторы и склады в Петропавловске, Екатеринбурге, Таре, Ишиме, Семипалатинске. Имел 14 наград за участие в выставках. Состоял членом биржевого общества. Его сын Илья был гласным Омской городской думы. С таким именитым предпринимателем Поклевский-Козелл не вёл конкуренцию, а поддерживал дружеские связи».

Альфонс Поклевский-Козелл исповедовал католическую веру. В 1861 году в Омске проживало 332 католика. В основном это были ссыльные поляки, которым Поклевский-Козелл оказывал всяческое содействие:
«В 1862 году возвёл католический костел в готическом стиле. Иконостас сделали ссыльные поляки. В соответствии с католическими традициями в храме стоял орган. В 1932 году советские власти костел закрыли и разместили в нём детский дом. Вскоре костёл перестроили в летний театр».

В 1967 году летний театр снесли, а на его месте построили театр юного зрителя (ТЮЗ).

Альфонс Фомич Поклевский-Козелл умер в 1890 году в своем имении в Витебской губернии, оставив после себя огромное состояние в 4,5 миллиона рублей.

При разделе наследства винокуренные заводы в Западной Сибири, в том числе и в Омске, достались сыновьям Викентию Альфонсовичу (1853–1929) и Станиславу Альфонсовичу (1868–1939), а металлургические – Ивану Альфонсовичу (1865 год рождения, год смерти неизвестен):
«Если Викентий и Станислав были успешными предпринимателями, то Иван был кутилой и картёжником. Вокруг него собирались картёжные шулера, аферисты, проходимцы и жулики всех мастей. Постепенно он стал проигрывать в карты свою долю отцовского наследства. В 1902 году его объявили несостоятельным должником. Чтобы не позорить фамилию, Викентий перекупил винокуренные заводы и погасил долги Ивана. Братья Викентий и Станислав уговорили Ивана уехать за границу. Они пообещали, что будут ежемесячно высылать ему по одной тысячи рублей. Иван дал согласие».

После этого братья Викентий и Станислав продолжили винокуренное дело отца в Омске.

Далее Владимир Николаевич ПАНАСЕНКОВ уже рассказывал о предпринимательской деятельности сыновей Альфонса Фомича:
«В 1898 году братья Поклевские-Козеллы на правом берегу Иртыша близ Загородной рощи на месте старого винокуренного завода построили свой дрожжевой винокуренный завод (ныне улица 5-я Северная, 1б)».

Братья выпустили рекламный плакат, на котором указывалось, что они являются наследниками своего отца Альфонса Фомича Поклевского-Козелла:
«Первоначально дрожжи делали в деревянных сараях, но в 1902 году были возведены высокие кирпичные производственные корпуса. Затем были построены склады сырья и готовой продукции. В состав завода входили кирпичная солодовня со складами зерна, котельная, ремонтная, кузнечная и слесарная мастерские. Для своего времени это было передовое электрифицированное предприятие с телефоном».
В 1914–1915 годах было построено двухэтажное здание конторы дрожжевого завода. Примечательной особенностью здания является угловой балкон с большим козырьком. Балкон соединялся с кабинетом управляющего заводом. В 1992 году зданию присвоили статус объекта культурного наследия.

Лектор рассказал о том, как сложились судьбы братьев Поклевских-Козелл и что стало с их предприятием.

Станислав Альфонсович имел доход от предприятий, полученных в наследство от отца. Состоял на государственной дипломатической службе. Советскую власть не признал. Эмигрировал за границу. Умер в Румынии. Похоронен в Бухаресте.

У Викентия Альфонсовича сразу после установления советской власти в Омске в ноябре 1919 года дрожжевой завод был конфискован. Управляющего Коровина-Круковского большевики расстреляли. Викентий Поклевский-Козелл не стал испытывать свою судьбу и вовремя сбежал за границу. Жил в Польше. По неизвестным причинам польские власти конфисковали все привезённые им денежные накопления и имущество. В последние годы жизни жил в бедности в однокомнатной квартире. Похоронен на кладбище Старые Повонзки в Варшаве.

Иван Альфонсович уехал за границу. Дальнейшая его судьба неизвестна.

В 1921 году большевики дали дрожжевому заводу название «Красный путь». Во время Великой Отечественной войны здесь размещался эвакуированный Московский дрожжевой завод. В 1990-е годы предприятие акционировалось под новым названием ЗАО «Дромасс». Его директором стала Любовь Васильевна КУЗНЕЦОВА. Омичам продукция «Дромасса» запомнилась прессованными дрожжами в пачках и пекарней, где с 1994 года выпекали «Старорусский» хлеб. В 2010 году ЗАО «Дромасс» закрылось в связи с банкротством.

Здание бывшего винно-дрожжевого завода наследников Альфонса Поклевского-Козелла является старейшим в Омске. Оно считается архитектурным памятником. В настоящее время находятся в аварийном состоянии.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ








