Все рубрики
В Омске пятница, 5 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,9708    € 89,9011

«Единственному в Омске ведомственному кладбищу так и не дали официального названия»: из истории безымянного некрополя ОмГАУ

15 июля 2025 12:32
6
2126

Краевед Владимир ПАНАСЕНКОВ прочитал лекцию о кладбище, которое возникло в связи со строительством зданий Омского среднего сельскохозяйственного училища в 1913 году. 

В Центральной городской библиотеке на бульваре Победы состоялась публичная лекция «История кладбища на территории Омского аграрного университета». Лекцию подготовил и прочитал краевед Владимир Николаевич ПАНАСЕНКОВ. Печатаем её с сокращением: 

«Недалеко от старого стадиона Омского государственного аграрного университета (ОмГАУ) вдоль улицы Кохомского находится единственное в Омске ведомственное старое институтское кладбище, которому так и не дали официального названия. Кладбище расположено на самом высоком месте и поэтому не подвержено подтоплению. Появление кладбища связано с началом возведения в 1913 году зданий Омского среднего сельскохозяйственного училища (ОССУ)». 

Инициаторами открытия сельскохозяйственного училища в Омске были выпускник Петровской сельскохозяйственной академии, акмолинский губернатор Александр Николаевич Неверов (1862–1937) и профессор Пётр Игнатьевич Плодовский (1862–1936). 

Пётр Плодовский стал первым директором Омского среднего сельскохозяйственного училища. С августа 1917 года по февраль 1918 года он был ректором Сибирского сельскохозяйственного института. 

Аграрная наука на Сибирской земле началась с 1828 года, когда был организован Омский опытный хутор Сибирского казачьего войска (СКВ). В настоящее время на территории СибНИИСХоза установлен памятный знак. 

Лектор подчеркнул: 

«Конечно, новое кладбище на территории училища, а затем и института (ныне ОмГАУ им. П.А. Столыпина), не могло просто так возникнуть без разрешения Петра Плодовского. Этому способствовала следующая причина. Во время строительства корпусов училища и института в бараках жили рабочие вместе с семьями. Затем были построены дома для преподавателей. Одновременно строились баня, электростанция, больница, овощехранилище, ледник и хозяйственные постройки. Так возник городок с собственным кладбищем».

На снимке 1915 года – учебный корпус Омского среднего сельскохозяйственного училища (ОССХУ), а справа – двухэтажный жилой дом для преподавателей. В настоящее время все эти одиннадцать зданий являются объектами культурного наследия. Несмотря на то, что здания выдержали более чем вековую эксплуатацию, сегодня они находятся в удовлетворительном техническом состоянии.

На снимке 1915 года – стройка на Лысой горе. В центре – четырёхэтажный оштукатуренный учебный корпус ОССХУ. По краям в строительных лесах – кирпичные жилые дома для преподавателей. ПАНАСЕНКОВ рассказал: 

«Несмотря на годы Первой мировой войны (1914–1918), весь комплекс зданий училища был построен и оснащён менее чем за пять лет. Для строительства Омского среднего сельскохозяйственного училища были приглашены местные мещане, крестьяне, а также мастеровые из Вологодской, Архангельской и Пермской губерний. Вместе с тем помощь строителям оказывали учащиеся ОССХУ в свободное от занятий время. В связи с мобилизацией на фронт местных строителей вместо них на стройку стали набирать военнопленных Первой мировой войны. Формировали бригады из военнопленных, которые понимали русский язык. Среди них оказались русины, западные украинцы, словаки, болгары, поляки, мадьяры, сербы, хорваты и другие. Все строители, в том числе и военнопленные, жили здесь же в бараках. В случае смерти их хоронили на новом кладбище».

При ОССХУ была выстроена домовая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в которой отпевали умерших православных прихожан. Домовая церковь была пристроена к правой стороне здания. В 1929 году большевики церковь закрыли и открыли в ней студенческий клуб «Землероб». 

Отпевал усопших настоятель храма и преподаватель богословия протоиерей Василий Инфатьев. Его по ложному доносу чекисты арестовали по политической статье. Решением Особой тройки ПП по Сибирскому краю он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян в 1930 году. 

Лектор сообщил: 

«Во время Гражданской войны в ОмСХИ с осени 1918 года были размещены казармы карательного отряда «голубых улан» войскового старшины И.Н. Красильникова, а также конюшня казачьего конвоя, тюрьма, госпиталь Американской миссии Красного креста, тифозный госпиталь. Ушедших из жизни хоронили на институтском кладбище». 

Колчаковский режим жестоко преследовал подпольщиков. Многих из них после арестов и короткого суда были расстреляны. Особо зверствовал войсковой старшина И.Н. Красильников. Среди арестованных оказался член молодёжной коммунистической группы Калистрат Михайлович Лагодич. Революционер родился в 1899 году в деревне Радовня Брестской губернии (ныне Республика Беларусь). В начале 1917 года Калистрат Лагодич был призван в Русскую армию, где вёл революционную работу среди солдат своей части, пропагандировал большевистские идеи. Незадолго до Октябрьской революции получил контузию и вернулся к родителям в село Захламино, что находилось в ту пору около Омска. Его отец Михаил Лагодич работал на стройке ОССУ. Лагодич в период правления колчаковского режима продолжил заниматься революционной пропагандой в Омске. За голову агитатора-большевика Калистрата Лагодича колчаковцы назначили награду. В день подавления Куломзинского восстания (22 декабря 1918 года) Калистрат Лагодич был арестован карателями Красильникова. На кладбище его подвергли пыткам, а после четвертовали (разрубили тело на четыре части) и похоронили на месте казни. 

Владимир ПАНАСЕНКОВ продолжил: 

«В 1967 году в Омский горсовет пришло письмо из деревни Родовня Брестской области от 83-летней колхозницы Агафьи Алексеевны Лагодич. Она писала: «Цела ли могила моего сына Калистрата в берёзовой роще?» Омским властям не оставалось только одно – найти могилу Калистрата Лагодича. Как ни странно, но могилу нашли и установили на ней типовой железный памятник». 

Имя Калистрата Лагодича до 1992 года носила пионерская дружина Омской средней школы №18. 

На институтском кладбище 1920–1940-х годов хоронили умерших преподавателей, служащих ОмСХИ и членов их семей. Владимир ПАНАСЕНКОВ уточнил: 

«Среди них были Степан Кочергин, профессор, главный уполномоченный по заготовкам сливочного масла для царской армии, автор рецепта сливочного масла «Белый лебедь»; Никифор Павлов, профессор кафедры геодезии, генерал-майора царской армии, председатель ЗСОИРГО; Владимир Корш, профессор, декан лесного факультета». 

В годы Великой Отечественной войны в корпусах ОмСХИ разместился эвакуированный из Ленинграда оптико-механический завод «Прогресс». По документам он проходил как оборонный завод №357. На заводе выпускались оптические прицелы для различных видов оружия, а также микроскопы, теодолиты, нивелиры и другие приборы. В 1945 году завод №357 возвратился в Ленинград. 

В годы Великой Отечественной войны смертность на заводе №357 была высока. Умерших хоронили на институтском кладбище с установкой простых крестов, сваренных из обрезков водопроводных труб, стальных полос и прутков с эпитафиями на табличках, которые со временем стёрлись.

На институтском кладбище встречаются захоронения известных фамилий. Например, Берникова Надежда Домиановна (1870–1943) – внучка сибирского писателя Петра Павловича Ершова. Боброва (Ермолаева) Лидия Андреевна – мать олимпийского чемпиона, хоккеиста, футболиста и тренера сборной СССР по хоккею Всеволода Боброва (1922–1979), который в 1941–1942 годах работал слесарем на заводе №357 в ОмСХИ, а затем до августа 1944 года учился в Интендантском училище в Омске и играл в городской футбольной команде. 

В 1952 году институтское кладбище было закрыто для захоронений. 

В 2005 году к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне по инициативе администрации Омского аграрного университета были установлены памятные плиты-кенотафы с именами погребённых. При входе на кладбище установлена информационная плита с надписью: «Территория захоронений выдающихся представителей научной интеллигенции и тружеников тыла периода Великой Отечественной войны». Данные похороненных определены на 130 памятниках на институтском кладбище.

В заключение Владимир ПАНАСЕНКОВ подчеркнул: 

«При подготовке данной лекции 7 мая 2025 года посетил институтское кладбище. Увидел, что территория кладбища содержится в надлежащем виде. Создан мемориал в виде 50-метровой аллеи, в конце которой на высоком пьедестале установлена стела «Ангел». Однако часть территории кладбища заросла деревьями и пока остаётся неухоженной». 

После лекции Владимира ПАНАСЕНКОВА всем желающим выступить был предоставлен свободный микрофон. 

Научный сотрудник Центральной городской библиотеки, кандидат философских наук Маргарита Ивановна САВРУШЕВА сказала: 

«Некрополистика всегда являлась неотъемлемой частью истории, геральдики, генеалогии, краеведения, искусствоведения и культуры. Основное направление этой дисциплины – изучение кладбищ, целью которого является поиск и систематизация знаний об отдельных захоронениях. В царской России это направление было достаточно популярно и востребовано. Однако после революции 1917 года интерес к тайнам некрополей резко угас. Искать связь с прошлым, даже в таком формате, считалось делом буржуазным и неуместным. Людям приходилось отказываться от своих предков и начинать свои родословные с чистого листа». 

Андрей Иванович ЗАБУДСКИЙ, проректор ОмГАУ по социальной работе и молодёжной политике, заявил: 

«Вот здесь сегодня в выступлениях прозвучало, что кладбище забытое и заброшенное. Это далеко не так. У нас есть волонтёрская группа, которая ухаживает за могилами. Эта группа зарегистрирована в интернете. На мемориале мы проводим мероприятия. Например, в день начала войны – это 22 июня – ежегодно отмечаем годовщину освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Вообще-то эта земля не университетская, а муниципальная. Мы проявили собственную инициативу и облагородили кладбище. При входе есть табличка, на которой указано, что за кладбищем закреплено «Бюро ритуальных услуг», но сотрудников этого ведомства никто и никогда там не видел».

По словам Андрея ЗАБУДСКОГО, большая часть кладбища действительно заросла деревьями. Многие из них уже сгнили прямо на корню, в любое время могут упасть: 

«Так что выводить студентов на очистку территории небезопасно. Деревья может спилить и убрать только специально подготовленная бригада рабочих. Владимиру Николаевичу ПАНАСЕНКОВУ большое спасибо за прочитанную и познавательную лекцию». 

Мария ЕЛЬКИНОВА, заместитель председателя Уральского историко-родословного общества, посоветовала тем, кто составляет родословные таблицы, в поисках данных о родственниках использовать надписи на надгробиях, а также отыскивать даты рождения и смерти в старых церковных книгах.

Юлия ЕФРЕМОВА, председатель Омского отделения Уральского историко-родословного общества, кандидат исторических наук, дала хорошую оценку изысканиям Владимира ПАНАСЕНКОВА. Также добавила, что ему необходимо и дальше продолжить поисковую работу, связанную с захоронениями, особенно известных людей.

Заведующая краеведческим отделом Ирина Алексеевна МАХНАНОВА поблагодарила Владимира ПАНАСЕНКОВА за содержательную лекцию, а также читателей – за участие в мероприятии. 

Сотрудники Центральной библиотеки подготовили для читателей тематическую книжную выставку.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ, также снимки взяты из открытых интернет-источников

Вам интересны исследования краеведов, посвящённые истории Омска?
Уже проголосовало 152 человека
Закрыто 17 августа.


Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
о.обыватель 21 июля 2025 в 00:12:
Большое спасибо краеведу Вл.Панасенкову за подробный рассказ об этом малоизвестном некрополе. И надеюсь, что это повод муниципальной власти заняться обустройством территории и выполнить ту работу, что не могут сделать волонтеры и краеведы. Наверно, администрации ОмГАУ надо обратиться с запросом к депутату Городского Совета, ведь это и есть реальный повод омского патриотизма. Ведь смогли же обустроить заброшенное когда-то Казачье кладбище на ул.Куйбышева и сейчас это мемориальный сквер с памятником, кенотафами и церковью Всех Святых
Лихачев 16 июля 2025 в 01:06:
Исторические статьи люблю, но не люблю, когда пишут чушь: как могли этого господина осудить тройкой в 1930 году, когда тройки ввели в июле 1937 году. Его народный суд судил. И откуда автор знает, что обвинения лживые — может, как раз, самые настоящие, и он украинский или каой-то там шпион.
J 15 июля 2025 в 16:29:
Господи, то пивзавод, то кладбище! А еще говорят, не маньяки. ((( И ничего интересного в статье нет, от казенного языка господина Озерова мухи дохнут!
киви 15 июля 2025 в 16:22:
А зачем кладбищу название? Местные и так знают, с 1952 года закрыто.
Сергей 15 июля 2025 в 15:58:
Спасибо за статью, Алексей Николаевич!
. 15 июля 2025 в 15:17:
Интересная статья. СПАСИБО!
Показать все комментарии (6)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.