В 1922 году Омск посетил Феликс Эдмундович Дзержинский – чтобы выяснить причины частых аварий на омской железной дороге.
На площадке Омской городской общественной организации «Союз ветеранов и ветеранских организаций Омска» состоялось совещание, на котором обсуждалась установка памятника Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому в сквере его имени около фонтана. Инициаторами совещания выступили омские казаки. Ведущий предложил всем присутствующим высказать свои мнения. Печатаем их с сокращениями.

Игорь Владимирович КЕЛЬМ, товарищ (заместитель) атамана Объединенного казачества Прииртышья, заявил:
«Не может нормальный казак действовать в том направлении, чтобы поставить памятник человеку, который занимался непосредственно расказачиванием и уничтожением казаков! Власти народ не спрашивают. В будущем году исполняется 100 лет со дня смерти Дзержинского. Возможно, что власти таким образом решили отметить эту дату «железного Феликса». Насколько мне известно, власти хотят установить памятники и в других малых городах, а потом установить памятник в Москве на Лубянке. Я против того, чтобы памятник Дзержинскому был установлен в парке возле фонтана. У меня сохранились фотографии, на которых я запечатлён с братом и сестрой на карусели вблизи фонтана. В ту пору карусели находились на месте, где сейчас запланировано установить памятник. Если там поставить памятник, то он просто угробит вид парка. Я понимал, что моё предложение не будет рассмотрено властями. Но я предлагал поставить памятник герою кинофильма «Белое солнце пустыни» – Павлу Верещагину. Этот нейтральный памятник всех бы устроил. Образ Верещагина – это образ настоящего человека и пограничника. Когда пришло трудное время, все разбежались. Он один остался на границе. Его слова: «Я мзду не беру, мне за державу обидно» – стали крылатыми в нашем народе. Сегодня наша власть действует напролом, даже невзирая на то, что идёт СВО. Сейчас недопустимо разделение мнений народа в тылу. В такой момент власти стараются создать в обществе напряжение между гражданами. Точнее, Дзержинский не та персона, которой нужно устанавливать памятник».

Сергей Григорьевич СИЗОВ, профессор кафедры философии и истории Сибирского государственного автодорожного университета, профессор Омской православной духовной семинарии, отметил:
«Так получился, что я оказался в гуще истории с установкой памятника Феликсу Дзержинскому. Когда ко мне обратились журналисты из редакции издания «СуперОмск» с просьбой поделиться соображением по поводу установки памятника, я сразу ответил, что я категорически против установки. Мой текст редакция разместила, но вдруг через три дня он был удалён. Я позвонил журналистам. Они мне ответили, что на них было оказано давление. Тогда я этот текст разместил на своём ресурсе, а также в соцсети «ВКонтакте» и в Telegram-канале. Вся эта история изначально мне показалась странной. Что касается Дзержинского, то эта фигура никак сегодня не может быть призывом для нашего народа, чтобы идти дальше вперед. А куда нас зовёт Дзержинский? В красный террор, в утопию коммунизма, к расказачиванию, в борьбу с православием, в насаждение совершенно чуждых России ценностей. И ещё: какое отношение Дзержинский имеет к Омску? С моей точки зрения, этот факт совсем непонятен. Если поставят памятник Феликсу Дзержинскому в сквере возле фонтана, то он будет выглядеть нелепо. Как будто какая-то злая воля желает осквернить место отдыха. Ведь в Омске есть площадь Дзержинского. Может этого и достаточно, а то получится перебор с революционером Дзержинским».

Игорь Леонидович КОНОВАЛОВ, лепщик-реставратор, заместитель председателя Омского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), отметил:
«Небольшая историческая справка, на которую ссылаются наши оппоненты. Они говорят, что Феликс Дзержинский прожил в Омске месяц в качестве наркома путей сообщения, что у него была миссия – налаживание работы на омской железной дороге. Надо помнить, что Дзержинский одновременно с должностью наркома путей сообщения занимал пост председателя ВЧК. Конечно, в Омске он начал работу чекистскими методами. За контрреволюцию и саботаж расстреляли начальника омской железной дороги. Далее были применены репрессивные методы к другим работникам – вплоть до стрелочников. После этого омская железная дорога всё же как-то заработала. Но ведь большевики сами эту проблему создали, а потом её решали чекистскими методами. Многие этими методами гордились. Да, действительно, Дзержинский прожил в Омске месяц. Но можно ли это считать достижением? Я думаю, что нельзя. Я бы ещё понял, что ветераны органов решили поставить памятник Дзержинскому во дворе своей организации. Я бы ещё бы понял, что железнодорожники поставили памятник около своего управления Омского отделения железной дороги. Но зачем ставить памятник Дзержинскому в общественном пространстве – в парке напротив мэрии Омска? Мне это непонятно».

Владислав Леонидович БУЛАНКИН, атаман ОРОО «Объединённое казачество Прииртышья», в своём выступлении также поддержал мнения выступающих, высказавшись против установки в парке памятника Феликсу Дзержинскому. В заключение совещания была выработана резолюция, в которой было выражено несогласие с установкой памятника в сквере напротив мэрии Омска.

После совещания автор данных строк посетил сквер. Там действительно в примерно в 50 метрах от фонтана была выкопана яма размерами 3×3 метра. Вот снимки.

На дне ямы торчат прутки арматуры. Для безопасности отдыхающих яму огородили досками.

Гору земли пока не увезли.

Феликс Дзержинский посетил Омск в 1922 году. Его чрезвычайная командировка была вызвана тем, что в Сибири происходили частые диверсии на железной дороге. На омской железной дороги имелись случаи пожаров, сходов поездов с рельсов, вывода из эксплуатации подвижных составов в результате вредительств и разгильдяйства. Вместе с Дзержинским из Москвы приехала группа более чем из сорока человек. Были среди них инженеры, экономисты и чекисты.

Вот редкий снимок, который хранится в фонде ГИАОО. На нём запечатлён Феликс Дзержинский в Омске в 1922 году. Очевидно, снимок фотограф сделал при слабом освещении, так как заметна сильная зернистость.

Кондратий Петрович Белов, народный художник РСФСР, написал картину «Ф. Дзержинский в Омске в 1922 году» (1966 год). Художник изобразил Феликса Дзержинского во время его посещения омской железной дороги.

Омичи старшего поколения помнят, что в Омске именем Ф.Э. Дзержинского были названы улица и площадь. 4 января 1938 года на карте города (в привокзальном поселке, на территории нынешнего Ленинского административного округа) появилась улица Дзержинского. Она была сформирована объединением двух небольших улиц (Дачной и Пушкина), существовавших в Омске к началу 1920-х годов. 5 октября 1927 года бывшая Базарная площадь была переименована в площадь имени Ф.Э. Дзержинского. На снимке 1949–1950 годов омский фотограф Игнатий Андреевич Зубакин запечатлел площадь имени Дзержинского в Омске.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ, также использованы снимки из открытых интернет-источников









