Героев спектакля выручает не только волшебство.
Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин» открыл 90-й сезон премьерой спектакля «Огниво» по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Спектакль поставил режиссер из Екатеринбурга Антон НЕСТЕРЕНКО, для которого это уже четвертая встреча с омскими кукольниками. Он же написал инсценировку, добавляя много новых нюансов.

У Андерсена сюжет «Огнива» очень схематичный и скучный. Неудивительно, что драматурги и режиссеры стремятся как-то оживлять и разрабатывать его, иногда вплетая мотивы других сказок. Так было и в случае и в случае с пьесой Евгения Сперанского «Солдат и ведьма», и с фильмом Надежды Кошеверовой «Старая-старая сказка» – пожалуй, лучшей версией, многослойной и философской. Несколько лет назад в Омском музыкальном театре спектакль «Огниво» был поставлен главным режиссером Александром ЛЕБЕДЕВЫМ по специальному либретто, написанному на заказ (автор – Александр САБУРОВ).

Антон НЕСТЕРЕНКО предлагает сейчас нечто вроде сказки-колыбельной для детей от пяти лет. Спектакль начинается с того, что Сказочник (Дмитрий ВОЙДАК) и его помощники пытаются усыпить Принцессу, а также обещают зрителям: «Мы сейчас вам расскажем такую историю, что вы все уснете». Но, как говорится, уснешь тут!

Сюжет развивается стремительно. Под бодрую барабанную дробь на сцене появляется Солдат (Роман ШУНИКОВ). Он возвращается с войны. Встретившись с Ведьмой (Елена ФАЛАЛЕЕВА), Солдат по ее просьбе лезет в колодец (не в дупло, в отличие от сказки Андерсена), чтобы достать оброненное огниво, а заодно набить карманы хранящимся там золотом.

Сделать это не так-то просто: все находящееся внизу охраняют три ужасные собаки. На их укрощение, опять же в отличие от сказки Андерсена, в спектакле отводится много времени.

Солдат использует не волшебный прием, подсказанный Ведьмой, а ласковый разговор. Одну собаку он называет красавицей, другую милочкой, а двухметровое чудовище – крошкой. Сроду не видевшие доброго отношения, собаки млеют и подставляют ушки и животики для почесушек. В этом видится очень важный урок доброты.

Кстати, Солдат тут не убивает Ведьму и волшебное огниво не похищает, а просто путает со своим.

В спектакле задействованы самые разные куклы: тростевые, планшетные, много здесь и живого плана. На некоторых героев приходится по несколько кукол, что позволяет молниеносно перебрасывать действие из одного места в другое, таким образом создавая динамику. Актеры легко подхватывают кукол и роли друг у друга. Вообще, всегда удивляешься, насколько актеры театра кукол независимы от амплуа.

По сюжету, Принцессу (Алена МОИСЕЕВА) держат запертой в башне, потому что было предсказание, что она выйдет замуж за простого солдата, чего венценосные родители не хотят допустить. Но, все-таки увидев Принцессу, солдат, влюбляется в нее, встречает взаимность и справляется со всеми препятствиями на пути к их счастью. Помогает ему в этом искреннее чувство, солдатская смекалка и помощь друга.

Таким другом становится персонаж, которого изначально не было в сказке – беспризорник Клаус (Анастасия КОТАЕВА). Необходимость ввести вместо эпизодического мальчишки-сапожника, вовремя принесшему Солдату огниво, симпатичного героя ощущалась всегда. В фильме это был трогательный Принц-трубочист в исполнении Виктора Перевалова, в спектакле Музыкального театра – девочка-шарманщица, и вот сейчас – уличный «гаврош» Ганс, приютивший Солдата в своей каморке, когда тот растратил все деньги.

Сказка словно придумывается, сочиняется на ходу, озадачивая даже самих рассказчиков опасными сюжетными поворотами. В финале Солдат, Принцесса и Ганс улетают на ставших крылатыми волшебных собаках. А Сказочник и его помощники вспоминают о почтенной публике, с удивлением вглядываются в зал: «Не спят». И кто-то из взрослых зрителей (а они тоже с удовольствием смотрели спектакль) радостно кричит в ответ: «Уснешь тут!»
Фото © Никита КУДРЯВЦЕВ



