Федеральные эксперты рассказали об инфляции, ключевой ставке и росте тарифов на ЖКХ.
ИА «Национальная Служба Новостей» в августе провело пресс-конференцию «Госдума против инфляции: как депутаты помогут сдержать рост цен», на которой обсудили рост тарифов на услуги ЖКХ и инфляцию.
Рост тарифов на ЖКХ
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю Дмитрий ГУСЕВ отметил, что в начале августа многие россияне получили платежки за услуги ЖКХ, которые им не понравились:
— В некоторых регионах фиксируют повышение цен более чем на 20%. Средний рост стоимости услуг ЖКХ в стране около 12%. В июле на пленарном заседании Госдумы по инициативе комитета по защите конкуренции мы обратились в соответствующие региональные органы власти с требованием предоставить обоснованность повышения тарифов. Я думаю, к началу осенней сессии эта работа будет завершена, и мы посмотрим, как регионы обосновали повышение тарифов.
Дмитрий ГУСЕВ назвал две причины роста тарифов на услуги ЖКХ. И первая – высокая ключевая ставка. Депутаты «Справедливой России» предлагают установить разные ключевые ставки для отраслей экономики.
— Мое глубокое убеждение, что ключевая ставка для энергетического сектора должна быть 0%. Если предприятие хочет сделать, чтобы энергии было больше, построить новую теплоэлектростанцию, у него ключевая ставка – 0%, – отметил Дмитрий ГУСЕВ. – Почему 0%? Потому что банки не нужны. Эти деньги могут идти напрямую из Центробанка. И такой цифровой рубль очень легко проконтролировать, чтобы он никуда не ушел, а был направлен на нужды. Тогда цены будут, конечно, ниже.
Второй причиной роста тарифов депутат Госдумы считает необоснованное завышение цен (или неоказание услуг) управляющими компаниями.
Председатель Союза «Цифровой мир» Валерий КОРНЕЕВ предлагает решение проблемы. Он считает, нужно внести изменения в законодательство: перед рассмотрением вопроса увеличения тарифов в РЭК обязательно устраивать открытые слушания в регионах, чтобы изучить предложения населения, а главное – обоснования, которые предоставляют ресурсоснабжающие и эксплуатирующие организации.
— Почему у нас тарифы на ЖКХ принимаются кулуарно людьми, которые в этом заинтересованы?! Тут, мне кажется, без привлечения общественности не обойтись. Обязательно надо привлекать и Союз потребителей России, и специалистов от населения, которые хотят в этом участвовать. Нужно внести изменения в законодательство, чтобы региональные комиссии приняли решение взвешенно, выслушав обе стороны. Такая схема открытых слушаний при изменении региональных тарифов на ЖКХ или локальных была бы очень интересна, – отметил Валерий КОРНЕЕВ и задал риторический вопрос: – Разве изменение тарифов на коммунальные услуги меньше влияет на наше благополучие, чем, например, выделение земли под строительные, промышленные или другие проекты?!
Также председатель Союза «Цифровой мир» полагает, что будет правильно и удобно использовать для анализа предложений ресурсоснабжающих и эксплуатирующих организаций искусственный интеллект.

Закредитованность населения
Доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления, кандидат экономических наук Максим ЧИРКОВ обратил внимание на проблему закредитованности. Он уверен, что она заставляет волноваться и экономистов, и законодателей:
— Показатели закредитованности россиян в разы меньше, чем в развитых странах. Объем кредитов к ВВП у нас где-то в пять раз ниже, чем, допустим, в Швейцарии, Австралии. Но проблему нужно решать, потому что рост процентных ставок негативно сказывается на тех гражданах, которые имеют достаточно высокую кредитную нагрузку. Можно отдельно говорить, как банки на самом деле зарабатывают на наших гражданах. Приведу статистику. 2024 год стал рекордным по прибыли российских банков – 3,3 триллиона рублей они заработали на наших гражданах!
Максим ЧИРКОВ сделал акцент на количестве закредитованных россиян:
— В России граждан, имеющих кредиты, около 50 млн человек. Это больше трети населения страны, включая новорожденных! Очень серьезная ситуация с потребительским кредитованием. У многих по три и более потребительских кредита. Ситуация похожа на снежный ком. Кругом расходы, и это, к сожалению, давит на благосостояние россиян, и достаточно серьезно.
Еще одним тревожным показателем экономист назвал рост выручки ритейлеров:
— Выручка X5 Retail Group за 2024 год выросла почти на четверть, и по «Магниту» тоже. То есть с наших граждан фактически забирают все, что есть – либо проценты по кредитам, либо ЖКХ, либо инфляция, которая влияет не только на продовольственные товары, но и на многие другие.
Максим ЧИРКОВ отметил, что в последнее время (особенно в последние недели) наблюдается снижение инфляции:
— Инфляция присутствует во всех рыночных экономиках. Мы живем в условиях, когда деньги называются фиатными, т.е. они не привязаны к стоимости золота, как это было много десятилетий назад. Сейчас наблюдается устойчивое снижение инфляции, более того, за последний месяц была зафиксирована недельная дефляция. Но это больше связано с сезонным снижением цен на продукты питания. Традиционно в этот период наблюдается понедельная дефляция. Российская экономика – это рыночная экономика, и фиксирование цен в ней редко где применяется.
Председатель Союза «Цифровой мир» Валерий КОРНЕЕВ согласен с коллегой. Он напомнил, что во времена Советского Союза, когда цены были фиксированными, тоже существовала инфляция:
— Только она выражалась в том, что товары просто исчезали из продажи и появлялись на рынках по повышенным ценам. Цены у нас регулируются. Фиксируются очень редко и лишь на определенный период, например, на время уборочной кампании на ГСМ, чтобы не нанести ущерб сбору урожая.
Дмитрий ГУСЕВ отметил: несмотря на то, что наблюдается тенденция к снижению ключевой ставки, принципиально это не меняет ситуацию:
— Ключевая ставка 20 или 18% не дает возможности нормально развиваться бизнесу, брать кредиты большинству предприятий. А если кто-то и берет, то ключевую ставку перекладывает на обычных потребителей. Более того, у нас большинство крупнейших компаний и госкорпораций за последний год сократили или заморозили свои инвестиционные программы. То есть они не могут тратить деньги на собственное развитие – строительство новых электростанций, заводов, трубопроводов, железных дорог и т.д. И речь не только о сокращении бюджета, но и о сокращении подрядчиков, которые с ними работают, налогов в государственный бюджет. Вы увидите, что в ближайшее время нам придется корректировать государственный бюджет в связи со значительным сокращением поступлений.

Убыточность страховых компаний
А Валерий КОРНЕЕВ, заметив, что работал в страховой компании, обратился к вопросам реформы данного сектора:
— Со стороны страховых компаний слышим об увеличении платы за ОСАГО, но возникает два вопроса. Первый: а почему тарифы по ОСАГО, которые касаются всего населения, обсуждаются только между страховыми компаниями и Центробанком без привлечения потребителей? У нас в отдельных регионах тарифы на ОСАГО отличаются очень сильно. Якобы из-за аварийности и различной степени так называемой убыточности. Страховые компании предлагают увеличить тарифы из-за того, что у них выросла убыточность данных страховых тарифов. Я хочу, чтобы все понимали: убыточность страховых компаний по тарифам любого страхования – это выплаты населению. Если убыточность повысилась на 20%, это говорит о том, что они стали на 20% больше выплачивать населению, а не что они в убытке от данного вида страхования. Если собрали, например, 100 млн рублей, а выплатили 50, то убыточность страхования составит 50%. Не надо вестись на термины, которые используют страховые компании для обоснования своих тарифов! Следует больше привлекать общественность, экспертов, устраивать открытые обсуждения, особенно когда речь идет об увеличении тарифов.
В качестве отрицательного примера спикер привел систему ОСАГО для такси:
— У нас специализированное ОСАГО для такси в шесть раз выше, чем обычное, что приводит к уходу огромного количества водителей в тень. Из-за этого резко растут тарифы на такси. А почему тарифы выше? Потому что ОСАГО для такси рассчитывается на основе аварийности, которая наблюдается в городах-миллионниках, т. е. по самому высокому параметру. Но на 90% территории России аварийность у машин агрегаторов такси в два раза ниже, чем у обычных людей. Почему они вынуждены платить в шесть раз больше, перекладывая свои затраты на пассажиров?!
В решении этого вопроса спикер тоже предложил задействовать общественность и ИИ.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 августа 2025 года.
Стоп-кадры © телетрансляция nsn.fm




