В Омске приступают к разработке региональной стратегии развития творческих индустрий до 2036 года.
В областном Конгресс-холле в конце августа состоялась установочная встреча правительства Омской области с креативным сообществом региона.
Заместитель председателя правительства Омской области Андрей ШПИЛЕНКО объявил о разработке.
Она утвердит приоритетные направления и список мер поддержки для предпринимателей, в основе бизнеса которых лежит творческое начало: дизайн, музыка, текст, код, визуальный образ.
Чиновник рассказал, что с августа 2024 года в России действует Федеральный закон №330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий», который открывает новые возможности для регионов. В апреле 2025-го Минэкономразвития России утвердило перечень видов экономической деятельности в этой сфере. Летом Минэкономразвития Омской области подготовило проект постановления, которое даст право юридическим лицам, ИП и самозанятым, зарегистрированным в регионе, получить этот статус. Следующий шагом как раз призвана стать разработка стратегии развития креативных индустрий до 2036 года. В ее основу ляжет анализ исторического наследия и текущей ситуации, оценка человеческого капитала и доступных перспектив. Детальный план развития каждого творческого направления обсудят во время серии стратегических сессий – подобные проводились по улучшению инвестиционного климата и подробно, на регулярной основе освещались «Коммерческими Вестями».
ЗОЛОТУХИНА
Директор департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Министерства экономического развития РФ Анастасия ЗОЛОТУХИНА, вышедшая на связь по видео, уточнила, что «креативная экономика не просто искусство, развлечение, а экономика, чьим главным двигателем, источником ценности становится идея, творчество, знание, культурное своеобразие»:
– Говоря проще, это когда придуманное стоит дороже, чем сделанное. Приказом Минэкономразвития РФ определено ядро отраслей, в который главным источником стоимости является его основной продукт: программное обеспечение, архитектура, урбанистика. Еще одна составляющая – сопутствующие индустрии, инфраструктурные отрасли, сервисы, которые напрямую не производят креативный продукт, но без них его создание, распространение и монетизация невозможны. Они обеспечивают творческий процесс. И конечно же, креативная составляющая есть в традиционных отраслях, даже в сельском хозяйстве и туризме – деятельность в нетипичных секторах, где креатив добавляет существенную ценность основному продукту. Эти три компонента составляют экосистему, где есть ядро и периферия, они не могут друг без друга работать. Ключевая особенность креативной экономики – высокая добавленная стоимость. Просто так созданный ремесленный продукт, если вы его не монетизируете, не относится к креативной экономике.
Чиновница объяснила, что ведется «пересборка» упомянутого приказа по ОКВЭДам:
– У нас 16 индустрий, 51 ОКВЭД. Есть ОКВЭДы, которые достаточно крупно в себе собирают виды экономической деятельности. Но мы с вами понимаем, что, например, общепит – не весь – относится к креативной индустрии. Поэтому здесь необходимо уточнение индустрии в виде гастрономии. Мы ведем работу в этом направлении с экспертным сообществом, институтами развития, Агентством стратегических инициатив, депутатским корпусом. Проанализировали международную практику. Нужно сейчас установить четкие критерии креативности, которые установят подраздел между креативным и некреативным продуктом, товаром или услугой. Это позволит и регионам, и муниципальным образованиям определить меры финансовой, имущественной, образовательной, информационной поддержки и вывода брендов на новый уровень внутреннего рынка Российской Федерации, на международный рынок.
ШПИЛЕНКО позволил задать вопросы из зала, добавив, что у творческого бизнеса будет еще масса возможностей узнать интересующее на стратегических сессиях. Слово взяла Александра ДАВЫДОВА, создательница пространства дизайнеров «Универмаг «Дружба». Она посетовала на то, что рынок офлайн-ритейла после пандемии просел по причине буйного расцвета электронной коммерции, и весь смысл ее проекта заключался в помощи в реализации модных вещей омских умельцев, но, судя по всему, розничная торговля как раз не входит в список «творческих» ОКВЭДов. ЗОЛОТУХИНА покивала на огромном экране: согласилась с тем, что деятельность предпринимательницы относится к сопутствующей отрасли креативных индустрий, пообещала учесть это в проработке приказа и напомнила, что пока ДАВЫДОВОЙ ничто не мешает пользоваться льготами и преференциями, предоставляемыми Центром «Мой Бизнес» и другой инфраструктурой поддержки малого и среднего бизнеса.
Директор ООО «Рынок выгодных цен» и организатор сообщества «Дом мастеров» Наталья ПРЕСМАН задала вопрос о помощи с маркировкой в системе «Честный знак», предупредив столичную чиновницу, что за ее ответом следят 380 омских ремесленников:
– Минпромторг издал Федеральный закон №7-ФЗ о народных художественных промыслах, в котором есть непосредственно перечень ремесленников. В этом перечне нет очень большой группы – пимокатов. Нет производителей ватной игрушки, русских костюмов и т.д., очень многих. Мы создали, благодаря Центру «Мой бизнес», маркетплейс для ремесленников и вышли туда. Но в маркетплейсе просят регистрацию в «Честном знаке». Как нам это сделать, учитывая, что у нас все производится в единственном экземпляре? В этом и есть художественная ценность, сами понимаете.
ЗОЛОТУХИНА сказала, что поделится нужными контактами профильного департамента Министерства промышленности и торговли РФ. Не успела она это сказать, как из зала на сцену выбежала представительница Центра «Мой бизнес» и заявила, что их сотрудницы как раз проходят обучение по взаимодействию с системой «Честный знак» и скоро помогут в ней разобраться омским предпринимателям. А директор департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций сообщила, что вынесет запрос на расширение официального перечня ремесленников на грядущем в ближайшее время совещании Минэкономразвития с Минпромторгом.
Архитектор, доцент СибАДИ, Никита ШАЛМИН связал отток своих молодых коллег из Омска с тем, что в родном регионе им не доверяют важную работу:
– Посмотрите, как у нас разрабатываются проекты благоустройства районов Омской области и города Омска. Омские архитекторы там участвуют не более чем на 10%. Все остальные – архитекторы из Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Санкт-Петербурга. В Новосибирске, например, мэрия и правительство заключили соглашение с Новосибирским государственным университетом архитектуры, дизайна и искусств: студенты в виде курсовых работ делают благоустройство по всей Новосибирской области и по городу Новосибирску. Пожалуйста, СибАДИ готов тоже выступить с такой инициативой. Но пока мы не видим никакой отдачи. Далее. Если мы говорим о креативных вещах, творчестве, выработке уникального культурного контента, то кто этим будет заниматься? У нас нет консерватории, нет балетной школы, нет высшего театрального образования, нет хорошей художественной школы, даже по архитектуре у нас не институт и факультет, а всего лишь кафедра, и то половина ее выпускников уезжает из Омска. Кем мы будем креативить?
ШПИЛЕНКО согласился с тем, что советская система образования безвозвратно разрушена.
– У меня нет волшебной палочки, чтобы это исправить, – развел руками чиновник.
И пригласил ШАЛМИНА на стратегические сессии, чтобы разобраться, как теперь с этим быть.
ШПИЛЕНКО
Затем чиновник перешел к официальной информации. Сообщил, что в 2024 году креативные индустрии сделали вклад в ВВП страны на уровне 4,1%. Государство ставит задачу повысить показатель до 6% в 2030 году. Сейчас в креативных индустриях занято 4,6 млн человек.
Федеральный закон определил четыре вида креативных направлений: индустрии, основанные на историко-культурном наследии; индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства; индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях; индустрии, основанные на прикладном творчестве. Получатели мер поддержки должны состоять в едином реестре субъектов креативных индустрий – обязательна регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя или самозанятого, отсутствие просроченной задолженности перед государством, осуществление деятельности на территории Омской области и отсутствие статуса иноагента.
ШПИЛЕНКО уверил, что определять приоритетные направления, которым будет выделяться финансирование, станет бизнес совместно с исполнительной властью на стратегических сессиях:
– Кроме мер государственной поддержки на федеральном уровне, нам разрешат придумать меры региональной поддержки. Уже принят закон Омской области об отдельных вопросах организации и развития творческих индустрий. Уполномоченным органом, согласно этому закону, является Министерство экономического развития Омской области, организацией, оказывающей финансовые и нефинансовые меры поддержки – Центр «Мой бизнес». Хочу быть с вами абсолютно честен: я успел проконсультироваться с департаментом Министерства экономического развития РФ, да, государство планирует меры государственной поддержки, но их, скорее всего, в 2026 году не будет. Скорее всего, мы будем с региональным министерством экономического развития «окрашивать» деньги, которые даются в рамках функционирования Центру «Мой бизнес». Поддержку финансовую, имущественную, образовательную, информационную окажем.
НЕГОДУЙКО
– Предприниматели, которые относятся к сфере креативных индустрий, как и представители других сфер, могут воспользоваться всеми мерами поддержки бизнеса, которые есть в регионе. Например, пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения или льготные займы от Омского регионального фонда микрофинансирования, – подчеркнула министр экономического развития Омской области Анна НЕГОДУЙКО.
Чиновница отметила, что в рейтинге регионов по уровню развития креативных индустрий, составленном Высшей школой экономики, Омская область занимает 28 место. Возглавляет список ожидаемо Москва с ее «творческим» вкладом в ВВП аж 10% (российский уровень, напомним, чуть более 4%), второй – Санкт-Петербург, а третий – Новосибирск. НЕГОДУЙКО примирительно подчеркнула, что положение не плохо с учетом того, что ранее творческий бизнес не финансировался в регионе. ШПИЛЕНКО же обратил внимание, что Томская область находится на четвертом месте и вряд ли там лучше обстоят дела с поддержкой.
– Не факт, – парировала министр.
Она объяснила, что в Москве и Новосибирске развитием креативных индустрий целенаправленно занимаются опорные организации с отдельными бюджетами.
Впрочем, поделилась НЕГОДУЙКО и любопытными примерами того, как регионы самостоятельно подсвечивают свои сильные стороны. Например, Якутия добивается успехов в кинематографе и анимации на основе своего культурного наследия, а Новосибирск специализируется на научном кино. В Тюмени есть Агентство развития креативных индустрий, раздающее продюсерам гранты из областного бюджета, активно развивается дополнительное образование в творческих сферах. Также тюменские предприниматели сообща издали научно-фантастическую антиутопию «Хроники разбитого мира. Роби и тайна фриджитов», разработав целую вселенную персонажей, а затем стали выпускать на ее основе наборы робототехники, настольные игры и всевозможный мерч.
А в Уфе (случайность ли – именно Башкортостан обошел Омск в лидерстве по количеству промышленных кластеров) помимо учреждения дирекции по развитию креативных индустрий, центра стратегических разработок, специального фонда поддержки, выдающего «окрашенные» гранты, учредили День креативных индустрий – 8 августа. Башкортостан также стал первым российским регионом, получившим статус ремесленной столицы от Всемирного совета ремесел:
– Наверное, нам не обязательно полностью перенимать опыт других, можно создать уникальный продукт, свои омские проекты, которые позволят нам выйти в лидеры, сделать так, чтобы наши представители креативных профессий были узнаваемы не только в Омске, но и в Сибири, в России, может быть, и на мировой арене.
Следующим крупным мероприятием для представителей мира моды и красоты станет международный форум «СИБИ» – Сибирские идеи без имитации. Он пройдет при поддержке правительства Омской области с 6 по 9 октября в Конгресс-холле.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 сентября 2025 года.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ








