За прошедшие 20 лет российское сельское хозяйство преобразилось. Теперь страна практически полностью обеспечивает себя своими же продуктами питания. Растет экспорт продовольствия, он уже превышает по стоимости продажу продукции военно-промышленного комплекса. Повышается рентабельность и инвестиционная привлекательность агробизнеса, работают и открываются как крупные предприятия, так и небольшие фермерские хозяйства. Эти достижения были бы невозможны без финансовой поддержки. Свой двадцатилетний юбилей празднует профильный институт, который стабильно вносит значимый вклад в поддержку агропромышленного комплекса страны – Россельхозбанк. В Омской области главный банк для аграриев представлен региональным филиалом, действующим с 2000 года. Разветвленная сеть офисов банка помимо 4 городских точек охватывает еще и 18 районов области. «Коммерческие Вести» подвели итоги прошлого, оценили настоящее и заглянули в будущее АПК и банка вместе с директором Омского регионального филиала Львом ЯНЕЕВЫМ.
– Лев Николаевич, какие изменения в сельском хозяйстве за эти 20 лет Вы считаете важнейшими?
– В первую очередь это факт преодоления экономической неэффективности и спада производства в АПК. За последние 10 лет российское сельское хозяйство совершило мощный прорыв, превратившись в передовую отрасль экономики. Одна из целей, ради достижения которой создавался Банк – сделать сельское хозяйство рентабельным бизнесом. И мы этого добились. С начала госпрограммы развития сельского хозяйства в 2008 году РСХБ направил на его поддержку свыше 8,6 трлн. рублей, в том числе в Омской области около 92 млрд. рублей. Российский аграрий трудолюбив, талантлив, бережно относится к земле. Страна наша богата ресурсами. Чтобы реализовать такой поистине гигантский потенциал, аграрию требуется помощь – причем не только финансовая, но и помощь экспертизой. РСХБ все эти годы оказывал и продолжает оказывать комплексную и системную поддержку сельскому хозяйству.
– Какие конкретно проекты Банк помог реализовать?
– С начала реализации нацпроекта «Развитие АПК» при содействии Россельхозбанка введены в эксплуатацию около 4200 аграрных инвестиционных проектов. Если говорить конкретно о нашей области, то хочу отметить такие крупные инвестиционные проекты, как КХ «Тритикум», СПК «Большевик», ООО «Соляное». Однако давайте не будем забывать, что современное российское сельское хозяйство – это не только агрохолдинги и крупные компании. Новой реальностью стало фермерство. Это занятость, социальная стабильность. Это возрождение деревни. И могу с уверенностью сказать, что именно РСХБ является главным партнером фермеров и малого бизнеса. Некоторые из наших клиентов этого сегмента даже экспортируют свою продукцию. Например, ООО «Комсомольское», чьи семена льна пользуются большим спросом в Китае. Отмечу, что для нас фермер – это не просто клиент. Это человек и его дело. Многих фермеров мы знаем лично. Мы очень ценим и уважаем работу людей, посвятивших жизнь такому непростому, но любимому и полезному занятию. Причем вклад фермеров трудно не заметить. Вклад крестьянских (фермерских) хозяйств в производство товарной массы АПК в масштабах всей России оценивается в 12,9%, это почти вдвое больше, чем в 2010 году. В производстве семян подсолнечника КФХ принадлежит 33%: фактически каждая третья бутылка масла содержит в себе плоды труда представителей малого бизнеса. Наличие хлеба на столе тоже немыслимо без участия фермеров.
– Как же вы их поддерживаете?
– Очень важным является льготное кредитование. С начала работы филиала мы выделили фермерам около 92 млрд. рублей кредитных средств. Традиционно высоким спросом пользуются субсидированные кредиты. Обычно они составляют до 70% от объема всех выдач. Кроме этого, мы постоянно совершенствуем линейку продуктов для фермеров. Например, с прошлого года действует «Микро АПК», позволяющий фермеру быстро, в упрощенном порядке получить средства. В этом году мы анонсировали «Зеленый коридор» – возможность действующему клиенту получить новый кредит без повторной подачи документов. Но мы работаем и с теми, кто только встает на путь фермерства. Для таких новичков в бизнесе у нас есть инструмент кредитной поддержки «Стань фермером».
И это еще не все. Время не стоит на месте. Рынок технологий предлагает большое количество полезных решений, и Россельхозбанк поставил задачу адаптировать их для нужд фермеров. В год двадцатилетия Банка мы активно развиваем IT-составляющую агробизнеса: во-первых, летом в рамках федерального проекта РСХБ планируется осуществить запуск цифровой экосистемы для фермеров. Во-вторых, непосредственно в Омске мы активно работаем в рамках цифровизации сельского хозяйства с профильным для нас вузом – государственным аграрным университетом им. П.А. Столыпина. Банком выделены средства на создание ситуационного дата-центра на базе учебного заведения. Мы понимаем, что за сбором данных и их аналитикой стоит будущее, в том числе и в сфере АПК. Именно поэтому мы действуем проактивно и стремимся создать инфраструктуру для этих целей, которая в будущем позволит упростить многие процессы взаимодействия РСХБ с агариями. Например, можно будет серьезно облегчить процесс оценки залогов, дистанционно прогнозировать урожайность, мониторить состояние и качество работы специализированной техники на полях.
– Ранее вы говорили об экосистеме. Можете рассказать подробнее, что это за система и чем конкретно она поможет фермерам?
– Цифровая экосистема объединит целый ряд инновационных сервисов на одной платформе. Она даст возможность средним и малым агропредприятиям без дополнительных затрат автоматизировать решение первостепенных задач и, не отвлекаясь от основной деятельности, пользоваться всеми технологическими преимуществами для роста бизнеса.
Первый блок сервисов направлен на поддержку бизнеса. Среди конкретных инструментов, которые будут включены в экосистему, – поиск и привлечение сезонных рабочих. По оценке Банка, потребность в этой категории персонала на селе ежегодно достигает 1,2 млн. человек. Платформа Россельхозбанка также облегчит для фермеров процесс получения квалифицированной ветеринарной помощи и даст базовый набор возможностей для цифрового управления фермой. Вторая группа сервисов экосистемы расширит для клиентов рынок сбыта и поможет им в продвижении услуг. Третий блок экосистемы будет представлен облегченной версией продуктового ряда Россельхозбанка. Экосистема включит в себя все финансовые сервисы, в том числе возможность удаленной подачи заявок на получение льготного кредитования. Основной задачей перевода фермеров на работу через дистанционные каналы является упрощение процедуры получения заемных средств и повышения качества банковского обслуживания. Экосистема в обязательном порядке будет интегрирована со всеми сервисами, которые предусматривают взаимодействие бизнеса с органами государственной власти.
Конкретные примеры сервисов: «умная» видеоаналитика гигиены рук, спутниковый мониторинг полей, телеветеринария, диагностика здоровья растений по фото.
– Так, фермеры свою экосистему получат. А есть ли у вас что-то для более широких слоев населения?
– Да, безусловно. Мы до 1 сентября запустим экосистему «Свое жилье», в которой будет ряд сервисов для решения вопросов по приобретению и владению жилой недвижимостью, в том числе расположенной в сельской местности. В разработке используются технологичные решения и инструменты, которые станут доступны жителям каждого российского города и села. Клиент сможет получить практически весь комплекс услуг онлайн, от подбора квартиры или дома до услуг по подстрижке газона. Важным преимуществом нашего проекта является его открытость: большинство сервисов доступно без регистрации в экосистеме и бесплатно как для клиентов Россельхозбанка, так для и наших партнеров. «Свое жилье» позволит подобрать недвижимость исходя из заданных критериев, сделать расчеты по ипотеке, подать в Банк заявку на кредит и получить решение онлайн. Клиенты Банка также смогут в режиме онлайн подавать документы на регистрацию в Росреестр, оформлять новый и продлевать действующий договор ипотечного страхования, осуществлять частичное или полное досрочное погашение, оформлять отчет об оценке объекта залога и многое другое. Набор онлайн-сервисов позволит сократить количество посещений офисов банка до одного — непосредственно для подписания кредитного договора и проведения расчетов с продавцом. Экосистема будет полезна продавцам и покупателям жилья, профессиональным игрокам рынка недвижимости.
– Вы сказали, что запускаете экосистему в год двадцатилетия Банка. Чувствуете праздничное настроение?
– Для нас двадцатилетие – это год ударного труда. Мы на практике стремимся делать жизнь людей лучше. Так, мы запустили акцию «Кредит юбилейный» под 5,9%, акцию по вкладу «Юбилейная ставка» со ставкой до 5%.
Кроме того, мы дали старт виртуальной площадке продаж фермерской продукции svoebrand.ru. Клиенты могут совершать покупки не только за рубли, но и за баллы лояльности программы «Урожай».
– Давайте перейдем к более актуальной проблематике. По стране ударил кризис, понизил деловую активность. Как Банк принял этот вызов? Стало ли меньше работы?
– О каком-либо снижении темпов работы РСХБ не могло идти и речи, ведь мы относимся к системно значимым финансовым организациям, являемся опорным банком АПК и чувствуем огромную ответственность за реальный сектор экономики и многочисленных клиентов. Более того, кризис ударил весной, а это крайне напряженный и ответственный для сельского хозяйства период. Ведь весной идет посевная кампания, которая закладывает фундамент продовольственной безопасности на весь год. И должен сказать, с задачей своевременно профинансировать посевную мы справились: за пять месяцев на сезонно-полевые работы филиал направил свыше миллиарда рублей. Это на 20% больше, чем за такой же период годом ранее.
– Насколько активно РСХБ участвует в оказании мер поддержки?
– РСХБ реализует весь пул мер государственной поддержки, акцент мы в первую очередь делаем для наших профильных клиентов – агросектора. Среди мер поддержки кредиты на зарплату под 0%, кредитные каникулы, снижение ставки по интернет-эквайрингу. Дополнительно со своей стороны мы расширили возможности электронного документооборота для юридических лиц, сделали бесплатным расчетно-кассовое обслуживание. Наконец, мы делаем доступными оформление цифровой карты и дистанционное получение кредита. Так что даже в такой непростой период Банк всеми силами поддерживает население и бизнес. Кстати, хочу сказать огромное спасибо нашим клиентам: они стоически приняли ограничительные правила, перешли на использование систем дистанционного банковского обслуживания.
– А как быть с программой льготной ипотеки с господдержкой?
– Об этой антикризисной мере стоит сказать отдельно. Изначально мы сделали ставку 6,3% годовых, что ниже установленной по данной программе. Однако в конце мая мы еще сильнее понизили ставку – до 5,9%. Снизили ставки по ипотеке для покупки жилья на первичном и вторичном рынке, по рефинансированию, есть у нас специальные условия для военных. Жилищный вопрос всегда актуален, и мы делаем максимум для того, чтобы и в такой непростой период россияне могли покупать квартиры.
– Говоря об ипотеке, нельзя обойти вниманием льготную сельскую под 2,7%. В каком состоянии выдачи? Какое влияние оказал коронавирус?
– Цифры говорят сами за себя: Наш филиал уже выдал 338 млн. рублей льготной сельской ипотеки. В период ограничительных мер из-за коронавируса снижения спроса не было. Чаще всего в нашем регионе заявки на получение ипотеки поступали для приобретения недвижимости в Калачинском, Исилькульском и Тарском районах. Параллельно сельской ипотеке была запущена выдача сельского потребительского кредита под 3% годовых. Он позволяет провести газ, воду, электричество, отремонтировать дом – забот за городом всегда хватает. Постоянно что-то надо чинить, менять, укреплять. Целевых применений у кредита много, но общее назначение – благоустройство жилья. По своей сути и условиям эти два предложения тоже можно смело назвать антикризисными.
– Если говорить о селе – то как деревня переживает кризис?
– Это многогранная тема. Помимо объективных сложностей есть и новые возможности. Например, диковинный пока для нас агротуризм. В Европе и США фермеры уже давно получают с него немалую часть дохода. Не секрет, что городского жителя, годами работающего в офисе, тянет на природу. Ему хочется посадить яблоню, покормить жеребенка, подоить козу, поесть чистой малины прямо с куста или самому испечь хлеб. Поэтому, если предположить, что останутся внешние транспортные ограничения, то после окончания периода активной борьбы с коронавирусом и нормализации ситуации россияне могут массово познакомиться с внутренним агротуризмом. Существует, однако, барьер незнания: фермеры не знают, как найти таких туристов, а сами туристы не знают, кто им может предложить подобный отдых. РСХБ сейчас эту проблему решает, создавая специальный сервис, где обе стороны смогут контактировать непосредственно. Этот сервис будет включен в цифровую экосистему, о которой мы говорили ранее. То есть село будет прирастать такой рекреационной функцией. Но и это не все. Наш Центр отраслевой экспертизы также считает, что в ближайшие годы мы увидим миграцию из городов в деревни в объеме 2–3 млн человек. Связано это и с тем, что современная экономика все больше уходит в цифру. Сотрудники уже не так сильно привязаны в своему рабочему месту. Это довольно распространенное явление в целом спектре профессий. Во-вторых, деревня – это экологически чистая территория. В-третьих, давайте не будем забывать, что наша земля плодородна, и возделывать ее наши люди исторически умели и любили.
– Подведите итог: каким вступает в третью декаду XXI века Россельхозбанк и чего нам ждать от сельского хозяйства? Какие планы дальше?
– Оставаясь профильным институтом поддержки АПК, Россельхозбанк активно развивается как современный, высокотехнологичный, универсальный банк для сельского и городского населения и бизнеса, предлагает конкурентные, выгодные и удобные продукты и услуги. Мы будем активно работать по направлению транзакционного бизнеса, проводить цифровую трансформацию. Обладая одной из самых развитых филиальных сетей, мы продолжим быть «банком регионов». РСХБ и дальше пойдет рука об руку с набирающим мощь агросектором, который успешно завершит импортозамещение и с каждым годом будет представлять мировому рынку все больше качественных российских брендов.
Фото © АО «Россельхозбанк»