В апреле 2025 года я написал заявление на увольнение.
«Коммерческие Вести» и финансовый тренер Данил МАКАРЕНКО начинают новую рубрику «Ухожу из найма», в которой будем публиковать интервью с начинающими предпринимателями, недавно перешедшими из найма в свое дело. Если вы такой предприниматель и готовы поделиться своей историей, включая финансовые показатели, совершенные ошибки и полученный опыт – пишите на finance@dan-makarenko.ru. Первой публикуем историю автора рубрики.
Кем я был до ухода из найма
Трудовой путь я начинал в «Коммерческих Вестях» в 2003 году. В 2007-м получил предложение стать пресс-секретарем «Билайна» в Омске, и в итоге 18 лет проработал в «Билайне». Дорос до директора по маркетингу региона Восток (территория от Омска до Чукотки), а с 2023 года возглавлял службу по работе с оттоком клиентов уже на уровне страны.
Работал на удаленке из Омска, получал приличную московскую зарплату, команда была классная, задачи – интересные, результаты – достойные. Почему же тогда ушел? В какой-то момент понял, что жизнь проходит мимо. Мне почти 42 года, полжизни проработал в одной компании, и что будет в следующие 18 лет – понимал прекрасно. Может быть, меня накрыл кризис среднего возраста, может быть, накопилась эмоциональная усталость и наступило выгорание. Но я остро почувствовал, что надо что-то менять. Как раз в этот момент мне попались две книги – «Сто способов изменить жизнь» Ларисы ПАРФЕНТЬЕВОЙ и «Уставшие» Алены ВЛАДИМИРСКОЙ. В обеих этих книгах узнал себя. И мне это не понравилось.
Как принял решение уйти
Решение уйти в никуда далось мне непросто. Вначале была мысль просто сменить компанию или отрасль. Но быстро пришел к выводу, что через год-два будет все то же самое. И не факт, что лучше. Поэтому начал думать в сторону своего дела. Даже не так. Начал думать, как можно жить, не работая, а занимаясь любимым делом и получая за это деньги.
Дело в том, что 10 лет назад я поставил себе цель стать финансово независимым – накопить капитал и жить на пассивный доход. Есть такая концепция: FIRE (financial independence, retirement early), что можно перевести как «финансовая независимость и ранний уход на пенсию». С 90-х годов движение FIRE популярно в США, а с 2010-х – и в России. По канонам FIRE нужно накопить 300 месячных трат, тогда можно выводить на жизнь 4% в год (1/300 в месяц), а оставшиеся 96% будут продолжать расти на величину инфляции. То есть капитал становится неисчерпаемым.
Концепцию FIRE часто критикуют за то, что «ранние пенсионеры» перестают приносить пользу обществу, начинают деградировать от безделья и так далее. На самом деле это личный выбор каждого. Те ранние пенсионеры, которых знаю я, живут активной общественной жизнью, ведут блоги, делятся своей философией и финансовыми лайфхаками с окружающими, несут финансовую грамотность в массы. И как результат – продолжают приносить пользу обществу и зарабатывают даже больше, чем до выхода на пенсию.
У меня не было 300 месячных трат, за 10 лет успел накопить только 100. Пассивный доход за 2024 год – 70 тысяч рублей в месяц (в последние месяцы вырос до 90-100 тысяч). Это сильно лучше, чем государственная пенсия, но нормально жить всей семьей на эти деньги проблематично. К тому же если не реинвестировать часть этого дохода, покупательная способность капитала будет понемногу таять из-за инфляции. Но если я все равно не собираюсь бездельничать на своей «ранней пенсии» – почему бы не делиться своими знаниями с другими людьми и не зарабатывать на этом недостающую сумму?
И в апреле 2025 года я написал заявление на увольнение. Решил: как минимум, отдохну лето и проведу больше времени с семьей. Если будет получаться зарабатывать консультациями, это станет новым жизненным этапом. Если нет – к октябрю вернусь в наем. Критерии «получилось или нет» определил для себя следующие: в июле получаю первые деньги от клиента, с которым не знаком лично. В августе зарабатываю 40 000 рублей. В сентябре – 70 000. В октябре – 100 000. Если к октябрю не выхожу на 100 тысяч – возвращаюсь в найм.
Первые шаги в новом деле
Еще до увольнения я придумал концепцию блога – рассказывать о своем пути в формате реалити-шоу, как это делал Федор ОВЧИННИКОВ, когда открывал первые книжные магазины «Сила ума». Людям интересны такие истории: кто-то подпишется, чтобы позлорадствовать, если у меня ничего не получится. Кто-то, наоборот, будет искренне переживать. Кому-то будет интересно, зачем я променял стабильную зарплату на неизвестность, а кто-то вдохновится моей историей и тоже решит поменять свою жизнь. Так появился мой телеграм-канал «Без зарплаты».
Вести телеграм-канал просто за идею я уже пробовал. Хватило на год. Без вложений набирать подписчиков в Телеграме сложно, а вкладывать деньги, не понимая, как будешь их возвращать, – сомнительное удовольствие. Поэтому заводя новый телеграм-канал, я сразу думал над будущей монетизацией. Зарабатывать в Телеграме можно двумя способами – продавая рекламу или продавая свой продукт.
Каналов «ранних пенсионеров» (состоявшихся и будущих), работающих по рекламной модели, в Телеграме полно. Тех, кто продает свой продукт – существенно меньше. В основном это финансовые консультанты с очень небольшими каналами либо популярные финансовые блогеры, которые продают курсы и платные подписки. Первые плохо умеют продвигать свои услуги и не особо сильны в маркетинге. Вторые делают конвейерный продукт для массовой аудитории, который подходит далеко не всем. Их логика понятна: выгоднее за час провести вебинар на 1000 человек, чем индивидуальное занятие с одним клиентом.
Но на таком вебинаре физически невозможно дать набор инструментов, который подойдет всем. Человек получает некий набор знаний (который при желании можно найти бесплатно в интернете), но не получает пошаговой инструкции: а что, собственно, делать конкретно в его случае? Либо, что хуже, получает инструкцию, единую для всех. Которая кому-то поможет, а кому-то только навредит. Не удивительно, что 40% людей даже не проходят такие курсы до конца. А успешно применяют полученные знания на практике – вообще единицы.
Конкурентный анализ и выбор ниши
Как результат, я решил попробовать свои силы в индивидуальном консультировании. Причем ставку делать не столько на передачу знаний, сколько на формирование устойчивой системы, поддержку и сопровождение. Как в фитнесе: один поход в зал никакого эффекта не даст, но если ходить регулярно – результат не заставит себя долго ждать. Можно заниматься и самостоятельно, но у большинства не хватает мотивации, уверенности в своей технике или дисциплины. В финансах – точно так же. Поэтому решил позиционировать себя не как финансового консультанта, а как финансового тренера.
Первым делом провел конкурентный анализ. В России около 300 инвестиционных советников, состоящих в реестре ЦБ РФ. И несколько тысяч финансовых консультантов. Но более-менее нормально представлены в интернете только треть из них. Тех, кто активно продвигается, имеет хорошие позиции в поисковых выдачах или раскрученный телеграм-канал хотя бы на пару тысяч подписчиков – не больше сотни. Из них половина работает в премиальном сегменте с ценой за консультацию от 15 000 рублей. Я же планировал стартовать со стандартным чеком 4–6 тысяч рублей за консультацию. При этом мне не нужны сотни или тысячи клиентов: даже 20 консультаций в месяц дают доход 80–120 тысяч рублей, что вместе с пассивным доходом полностью закрывает мои потребности. А если давать 40–50 консультаций в месяц, то даже получится продолжать наращивать капитал.
Далее определил свой целевой сегмент:
• Люди с доходом 200+ тысяч рублей (средняя московская зарплата в корпоративном секторе). При таком доходе уже можно начинать формировать капитал. К тому же в этом сегменте люди активно пользуются услугами фитнес-тренеров, психологов, коучей. И цена 4–6 тысяч рублей за занятие их не шокирует.
• Возраст 25–50 лет. Изначально отталкивался от того, чтобы у нас был схожий образ мышления и один культурный код. Все-таки найти общий язык с зумерами мне будет сложнее. А после 50 лет остается слишком мало времени для того, чтобы достичь серьезных финансовых результатов с нуля. Позже, проводя клиентские опросы, выявил еще одну интересную вещь: моя ключевая аудитория – это люди 35–45 лет. Именно в этом возрасте люди начинают задумываться о том, что текущий высокий доход не вечен. А накоплений у большинства до сих пор нет.
• Эксперты, руководители, предприниматели. Этот пункт логически вытекает из двух предыдущих. Еще это в основном жители Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников. Опять же в силу того, что в малых городах уровень дохода существенно ниже. Онлайн-консультации сейчас в порядке вещей, поэтому у меня изначально не было необходимости замыкаться на Омске.
Исследование аудитории
Определившись с целевой аудиторией, начал изучать ее боли, чтобы предложить максимально релевантный продукт. Для этого провел серию глубинных интервью с потенциальными клиентами. Участников интервью искал в сообществе хедхантера Алены Владимирской и в своем телеграм-канале. Опросил 12 человек с доходом от 100 до 900 тысяч рублей и выяснил следующее:
• У большинства людей нет никаких финансовых целей. Некоторые ставят себе цели по доходу, и почти никто не ставит целей по капиталу.
• Как результат – деньги расходятся бессистемно. Много импульсивных покупок, при том, что почти ни у кого нет ни накоплений, ни даже подушки безопасности.
• Многие пробовали вести семейный бюджет, контролировать расходы, но быстро бросали. Во-первых, нет мотивации. Во-вторых, используются не оптимальные инструменты, от которых люди быстро устают.
• Если накопления все-таки есть – их хранят в наличных долларах, в недвижимости или на вкладах, потому что боятся потерять. Некоторые пробовали инвестировать в акции, но выбрали неудачный момент – прямо накануне начала СВО. Часть их активов попали под блокировку, остальное распродали с убытком и теперь боятся продолжать.
• У большинства людей есть запрос на пассивный доход, на покупку квартиры, на образование для детей, но они совершенно не понимают, что для этого нужно сделать. Нет ни плана, ни системы.
• Люди покупают у людей. Доверие к человеку и личная симпатия важнее, чем формальное образование и регалии. Я изначально делал на это ставку, так как планировал, что моими клиентами будут бывшие коллеги, друзья и друзья друзей. Ставка сработала, но забегая вперед, в ней оказалась скрыта ловушка.
Запуск продукта
На основе полученных инсайтов собрал продукт из восьми занятий: четыре по личным финансам (как поставить цель и превратить ее в план действий, как взять расходы под контроль, как меньше тратить, как больше зарабатывать, как не сорваться и не бросить все) и четыре по инвестициям (начиная от того, что такое акции и почему биржа – не казино, и заканчивая конкретными инвестиционными стратегиями).
Первые клиенты пришли из Телеграма – еще до официального старта. Многие стали клиентами после кастдева (глубинных интервью). Это уже потом я узнал, что кастдев часто используют как инструмент продаж: ведь в процессе личного общения формируется доверие к эксперту, человек больше узнает о продукте и соотносит его со своими болями.
В общей сложности за июнь-июль удалось привлечь семь клиентов. Выручка составила 4 тысячи рублей в июне и 33 тысячи в июле – первая цель далась легко. Расходы на бизнес за этот же период составили около 20 тысяч рублей: CRM на год, сервис «Планерка» для удобной записи на занятия, вебкамера для созвонов, оплата хостинга.
В течение лета активно развивал телеграм-канал: вначале просто делился своей историей, потом начал добавлять финансовые советы, разбор инструментов. Многих подписчиков вдохновила история про то, как я накопил первый миллион. Использовал только бесплатные инструменты продвижения – в основном нативные комментарии в чатах и каналах, где обитала моя целевая аудитория. В результате к августу удалось набрать 600 подписчиков без вложений.
С первыми клиентами продолжали работать – продукт зашел на ура. Но новые подписчики не торопились становиться клиентами. Пришлось начать тестировать промоинструменты: вначале два занятия по цене одного, потом занятие за 990 рублей. В итоге за август добавилось еще шесть клиентов, общая выручка составила 38 тысяч рублей – 95% от плана. В этом и заключалась ловушка работы на доверии. Ближний круг, те, кто знали меня давно или поверили, вдохновившись историей в телеграм-канале, быстро иссяк. А тем, кто меня не знал, нужны были доказательства экспертности, гарантии результата. Нужна была классическая воронка продаж – с лид-магнитами, прогревами, вебинарами, видеуроками и так далее.
В одиночку за полтора месяца такую работу не сделать. Я оказался перед нелегким выбором: набирать команду или сдвигать сроки. Пока выбрал второе – эксперимент продлен до марта, хочу исполнить давнюю мечту и перезимовать где-нибудь у моря, в Юго-Восточной Азии. На моем прежнем месте работы такая роскошь была недоступна ни за какие деньги.
Прямо сейчас решил сосредоточиться на нетворкинге и социальных доказательствах. Начал сотрудничать в качестве эксперта с Региональным центром финансовой грамотности. Активно хожу по различным бизнес-мероприятиям – как в онлайне, так и в оффлайне. Публикуюсь в СМИ. Собираю отзывы у первых клиентов, кстати, NPS (готовность рекомендовать) у них 100%. С октября начинаю учиться в НАУФОР по программе «Финансовый консультант». И в спокойном режиме допиливаю воронки продаж.
В общем, уходил из найма, чтобы отдохнуть и улучшить баланс между работой и личной жизнью, а в результате зарабатываю, как продавец «Пятерочки», рисую презентации по ночам, но все равно счастлив.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 сентября 2025 года.
Фото © из архива Данила МАКАРЕНКО








