Все рубрики
В Омске пятница, 5 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,9708    € 89,9011

На вернисаже лучших друзей: срез сибирского искусства в работах четырех художников

20 октября 2025 10:23
2
1879

Знаковые имена собраны в афише выставки Музея им. М.А. Врубеля. 

В Омском музее изобразительных искусств открылась выставка с необычным названием и вполне закономерным составом: «Ануфриев. Иванкин. Машанов. Кузьминых» (0+). Проект объединил в одном выставочном пространстве работы четырех ярких сибирских художников, которых связывают давняя дружба, сотрудничество с Российской академией художеств и руководящие должности в Союзе художников России. Андрей МАШАНОВ многие годы возглавляет региональное отделение в Омске, Вадим ИВАНКИН – в Новосибирске, Константин КУЗЬМИНЫХ – в Магадане. Сергей АНУФРИЕВ был председателем краевой организации в Красноярске. К сожалению, в 2022 году он ушел из жизни. 

– Понятно, что сегодняшняя выставка посвящена памяти Сергея, она и родилась благодаря ему, – рассказывает Андрей МАШАНОВ. – Лет десять назад, будучи в Красноярске, я встретил Сергея в таком нерадостном настроении, уставшего. Ну, у председателя забот и проблем хватает. И чтобы как-то поднять ему настроение, я сказал: «Слушай, давай сделаем совместную выставку». Тут еще подгадал Вадим ИВАНКИН, я и ему предложил участвовать, потому что мы, с одной стороны, разные, а с другой – у нас много общего. Например, религиозная тематика. Только у Вадима более современный язык и живопись, а у меня – классический и графика. Сергей – прикладник, керамист, подходит к теме через архаику. Я придумал название выставки – «Три грации», в смысле три грации искусства. Но товарищи оказались категорически против, сказали, что нас могут неправильно понять. Поэтому решили, что просто поставим три фамилии: АНУФРИЕВ, ИВАНКИН и МАШАНОВ. 

Первая выставка прошла в Новосибирске, следующая – в Красноярске, где к ней присоединился художник из Комсомольска-на-Амуре Валерий ЛЕВАТАЕВ. У него были замечательные эмали. Увы, ЛЕВАТАЕВА не стало в прошлом году. Сегодняшний состав выставки – живописные работы Вадима ИВАНКИНА и Константина КУЗЬМИНЫХ, скульптуры, арт-объекты, печать на холсте Сергея АНУФРИЕВА и графические листы Андрея МАШАНОВА. Есть и немного его живописи, но по своей легкости, нежности и четкости линий она тоже графична. 

– Наша задача была – придать экспозиции целостность, – говорит куратор от Музея им. М.А. Врубеля Вадим САВЕЛЬЕВ. – Художники действительно очень разные, но их объединяет прежде всего опыт поколения. Профессиональное становление пришлось на 1990-е годы, эпоху духовного ренессанса в России, и основной темой тогда была тема души в бренном мире. Каждый решает ее по-своему. Андрей МАШАНОВ и Вадим ИВАНКИН используют в своем творчестве приемы раннехристианской живописи, иконописи. Сергей АНУФРИЕВ идет в направлении архаики. АНУФРИЕВ – это настоящий рок-н-ролл, его искусство декоративно-прикладное и при этом изобразительное, даже, можно сказать, выразительное. Константин КУЗЬМИНЫХ работает в манере, близкой к гиперреализму, где-то использует анатомический рисунок, находит фантастическое в реальном. И если МАШАНОВ и ИВАНКИН идут от духа к материи, то АНУФРИЕВ и КУЗЬМИНЫХ – от материи к духу. 

Зримые образы христианского искусства присутствуют у Андрея МАШАНОВА в офортах «Вознесение», «Звездочет», «Яблочный Спас», «Тайная вечеря». 

Художник представил и каллиграфию (бумага, тушь, перо). Работа «Песнь песней царя Соломона» – это целые свитки, развернувшиеся от пола до потолка. 

Некое пограничье между словом и образом – живописный диптих «Сотворение мира». 

В работах Вадима ИВАНКИНА те же образы помещены в почти геометрические формы и насыщены цветом: «Неизвестный», «Эскиз старой фрески с двумя исчезающими фигурами», «Четыре стены одного собора». 

У Константина КУЗЬМИНЫХ обыкновенный краб или камбала похожи на доисторические ископаемые. 

Из общей концепции, на первый взгляд, выбиваются лишь декоративные работы «Виноград». Но, если вспомнить, то виноград тоже часто имеет символическое значение в библейских сюжетах. 

Сергей АНУФРИЕВ – основоположник сибирской неоархаики, и многие его работы навеяны языческой культурой. Но он не копирует артефакты, а раскрывает их внутреннее наполнение. Совершенно удивительна его керамическая композиция «Танец», которая кажется сшитой из шкур зверей.

У АНУФРИЕВА вообще потрясающая игра с материалом и фактурой. Глина и шамот имитируют срезы дерева в «Хрупкой композиции». 

А в политиптихе «Следы» то, что смотрелось как наскальный рисунок, оказывается трещинами в дорожном покрытии. И в этом ощущается пересечение времен. 

– Все авторы – академики, у которых есть свои последователи, свои школы, это мастера, которых очень значимо видеть вместе, потому что это одна эпоха, – подчеркнула на открытии выставки заместитель министра культуры Омской области Светлана БАКУЛИНА. 

Экспозиция каждый раз подбирается с учетом зала, рассказал Вадим ИВАНКИН: 

– Здесь очень хороший камерный зал, подходящий именно для таких работ. Я бы, например, мог взять большие, у меня есть и по два метра, ну и висели бы две штуки. Эта выставка, на мой взгляд, наиболее гармоничная из всех, которые были. Она небольшая, но очень цельная и теплая. 

Будет ли продолжаться ее передвижение, пока неизвестно. Авторы не исключают такой возможности. В Омске выставка будет демонстрироваться до 12 декабря. 

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Согласна с о. обывателем 21 октября 2025 в 11:01:
Действительно, если ставишь минус, следует писать причину. Или мысль сформулировать сложнее, чем совершить примитивное действие? )
о.обыватель 21 октября 2025 в 00:38:
))и почему вдруг выставку четырех сибирских академиков в зале врубелевского музея вдруг захейтели отрицательными лайками омские зрители?!Видно не той оказалась академичность у Сибирского отделения Академии художеств
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.