Банкиры предлагают создать в России криптозоны или ввести экспериментально-правовой режим.
В Сочи, в рамках юбилейного, десятого Форума инновационных финансовых технологий, проводимого Банком России, состоялась панельная сессия «Криптовалюты как объект инвестиций: первые результаты и будущее на российском рынке».
Модератор дискуссии, руководитель направления инвестиционных программ телеканала РБК Элина ТИХОНОВА отметила, что тема криптовалют, существующих более 15 лет, до сих пор вызывает бурные споры во всем мире, включая Россию. Несмотря на то, что Россия входит в число лидеров по использованию криптовалют, в стране сложилась парадоксальная ситуация: криптовалюта активно используется для переводов и инвестиций, ее майнинг урегулирован, а операции с ней подлежат налогообложению, однако регулирование обращения самих валют отсутствует и они остаются в серой зоне. Более того, Банк России в мае разрешил предлагать квалифицированным инвесторам расчетные инструменты на криптовалюты, что означает возможность принимать риск на крипту, но не покупать ее напрямую через финансовые организации.
Мосбиржа
Председатель Наблюдательного совета ПАО «Московская Биржа» Сергей ШВЕЦОВ заявил, что за последние семь лет появились барьеры, санкции, изменилась роль доллара и возникли проблемы с госдолгом, тем не менее биткоин растет в цене так, как не растет ни один другой актив, привлекая большое количество рискованных инвесторов. Крупные инвестдома рекомендуют иметь 2–3% золота и биткоина в портфеле. В США около 70% населения владеют цифровыми активами, и у 30% из них более 20% инвестиционного портфеля составляют криптовалюты.
Также события, связанные с введением жестких процедур, породили спрос на свободу, где биткоин воспринимается как надежный актив, который можно конвертировать в любую национальную валюту в любой точке мира. Однако биткоин медленный, дорогой и волатильный для международных расчетов – для этого лучше подходят стейблкоины.
ШВЕЦОВ подчеркнул, что отношение регуляторов к биткоину остается скептическим, за исключением администрации ТРАМПА. Соединенные Штаты как законодатели финансовой моды дали понять, что тот может стать частью резервов США. Это превратило биткоин из инновационного продукта с непонятной судьбой в обычного участника делового оборота с хорошими перспективами роста. Кастодиальный риск, беспокоивший инвесторов, был преодолен появлением во многих юрисдикциях фондов и деривативов на биткоин. Снят он и в России: в августе Центральный Банк разрешил биржам и инвесткомпаниям выпускать такие инструменты.
На вопрос модератора, не старается ли ЦБ регулировать новый инструмент старыми методами, пытаясь искусственно централизовать оборот криптовалют, которые по своей природе децентрализованы, ШВЕЦОВ ответил:
– Регуляторы всегда придерживаются философии не создавать сущности без необходимости. Поэтому если инструмент имеет другую форму, но по экономическому содержанию повторяет то, что уже есть, проще применить имеющееся регулирование. Я тоже придерживаюсь этого подхода. У нас есть регулирование товаров, а биткоин это товар, производимый за счет электричества. У него нет фундаментальной стоимости так же как и у доллара, как и у золота. Сегодня физического золота добыто в виде слитков на 50 тыс. лет потребления. Осталось произвести 5% биткоина, поэтому простой вариант допустить его до обращения в Российской Федерации по принципам биржевого товара. Как у золота, у него нет НДС, все остальное регулирование уже написано – закон умещается на полутора страницах.
Центробанк
Первый заместитель председателя Банка России Владимир ЧИСТЮХИН заявил, что на мировом уровне флер романтизма в отношении криптовалют уходит: регуляторы и участники рынка стремятся централизовать системы и поставить их под контроль, что видно по блокировкам и «сжиганию» криптовалют под санкционным давлением. Он напомнил, что регулирование криптовалют в России началось с цифровых финансовых активов в 2020 году, закон по которым вступил в силу в 2021 году. В 2024 году, под влиянием внешних обстоятельств и санкций, ЦБ был вынужден допустить ЦФА к международным расчетам и создать экспериментально-правовой режим для криптовалют. Теперь пришло время убрать значимую серую зону и легализовать инвестирование в крипту как таковую.
ЧИСТЮХИН подчеркнул, что есть несколько инициатив, по которым еще предстоит достичь согласия с Минфином и Росфинмониторингом. Во-первых, это организация доступа к инвестиционным активам в криптовалюте для особо квалифицированных инвесторов по критериям доход от 50 млн рублей или активы от 100 млн рублей – для сокращения финансовых и социальных потерь общества из-за волатильности и рисковости таких активов. Во-вторых, все сделки должны осуществляться через финансовых посредников со специальными лицензиями, что может включать брокеров, учетную инфраструктуру, аналоги криптобирж – по типу профессиональной инфраструктуры для ценных бумаг, производных финансовых инструментов. В-третьих, разумеется, обязательное соблюдение всех международных и российских норм в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: все лица должны быть идентифицированы, платежи и источники средств прозрачны.
Сроки внедрения инициатив ЧИСТЮХИН назвал очень амбициозными. Законодательство об инвестировании в криптовалюты планируется принять в следующем году, появление первых лицензированных компаний ожидается к концу 2026-го. На вопрос ТИХОНОВОЙ о возможности включения криптовалюты в резервы страны первый заместитель председателя ЦБ ответил:
– Мы готовы пойти по дорожкам, проторенным другими государствами, а делать шаг в болото и тонуть не собираемся. Надо сначала посмотреть, как все это работает.
Минфин
Заместитель министра финансов России Иван ЧЕБЕСКОВ выразил полную поддержку позиции Банка России, назвав ее серьезным эволюционным шагом, которому предшествовали долгие дискуссии:
– Мы признаем, что феномен криптовалюты существует (это заняло определенное время), и огромное количество наших граждан (по некоторым оценкам, 20 млн человек) используют криптовалюту в тех или иных целях. Конечно, настаиваем, что нужна соответствующая инфраструктура, чтобы и граждан защитить, и получить экономический, технологический эффект, и заставить тех, кто не соблюдает правила игры, нести за это ответственность. Мы с вами обсуждаем законодательство в сфере криптовалют 10 лет – с 2015 года. Сейчас, с учетом того, что происходит в глобальной конъюнктуре, полностью поддерживаем более ускоренный подход к тому, чтобы ввести правильное сбалансированное регулирование. Мы готовы двигаться в тех сроках, которые обозначил Владимир ЧИСТЮХИН. Напомню, что в 2022 году Минфином был внесен законопроект в правительство, которое вводит комплексное регулирование в сфере криптовалют, то есть уже большая работа на самом деле была проделана. Думаю, у нас есть все шансы выполнить запланированное Банком России в 2026 году.
Банки
Владимир ВЕРХОШИНСКИЙ, главный управляющий директор АО «Альфа-Банк» заявил, что революция в крипте уже произошла и Россия обязана оседлать и возглавить этот тренд. По его данным, около 7 млн россиян активно инвестируют в крипту, а объем операций, ассоциированных с Россией по всему миру, достигает 180 млрд долларов – около половины доходов страны от экспорта. Критерии для суперквалов (50 млн рублей дохода, 100 млн рублей активов) он назвал слишком ограничительными.
Глава Альфа-Банка привел пример того, что на их платформе «А-Токен» большинство благотворительных взносов в крипте совершено без конвертации в фиат:
– Де-факто наше население уже вовсю инвестирует в крипту. И западные страны, зарубежные площадки дают возможность нашим гражданам крипту покупать и продавать. Денежки из страны утекают, а риски остаются у нас. Я считаю, эту ситуацию надо достаточно быстро исправлять. Коллеги называют сроки, мне кажется, они хорошие, только в это время можно сделать еще что-нибудь. Например, просто легализовать и зарегулировать инвестиции в крипту в стране. Мне кажется, самое правильное – делать это под надзором ЦБ через брокеров, криптоброкеров, как с нормальными финансовыми инструментами. Можно создать специальную криптозону в Калининграде, на Дальнем Востоке или где-то еще. Такие парки высоких технологий уже есть в Беларуси, Казахстане, Арабских Эмиратах, Гонконге. Я считаю, что надо сделать крипторезерв Российской Федерации. Если богатым индивидуальным инвесторам рекомендуется часть активов держать в крипте, почему государство не может это делать? Во-первых, диверсификация, во-вторых, это громкий, красивый, глобальный шаг к лидерству в международной глобальной конкуренции.
Александр ВЕДЯХИН, первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» выразил беспокойство по поводу узкого регулирования, оставляющего за пределами миллионы людей. По его мнению, суперквалы, которых в стране 30–40 тыс., уже давно используют криптовалюту, поэтому регулирование должно быть шире. Он согласился с ВЕРХОШИНСКИМ, что действовать надо быстрее, и предложил использовать механизм экспериментально-правового режима, потому что появление парков высоких технологий заканчивается структурными перекосами.
ВЕДЯХИН привел данные Сбера о том, как ETF на биткоин и эфир привлекли 1,3 млрд рублей: 80% суммы принесли суперквалы, а 80% клиентов по количеству были обычными квалифицированными инвесторами. Он предложил начать с регулирования для обычных квалифицированных инвесторов через ЭПР, чтобы быстро понять, как это работает (отсекая мемные криптовалюты), и затем расширить функционал:
– Мы, очевидно, конкурируем с ближайшими площадками, которые находятся в Киргизии, Беларуси, Армении, Казахстане. Инструменты для работы с криптовалютой прицельно создаются для россиян, а не местных инвесторов. Ничего нового, перевести деньги в эти юрисдикции достаточно просто, они приземляются там в крипту.
Криптопрофи
Основатель сервиса BitOK Дмитрий МАЧИХИН акцентировал внимание участников дискуссии на том, что, помимо оттока криптовалют за пределы России, происходит отток интеллектуального капитала:
– За 10-летний период большое количество создателей криптопроектов, инвесторов, просто представителей креативной экономики, которые полагали, что курс будет скорее запретительный, уехали из страны и создают инновации в другом месте. Граждане, которые сегодня в России вовлечены в криптовалютную деятельность, в основном используют ее в спекулятивных целях. Это не хорошо и не плохо, но рынку, конечно, давно пора иметь понятное регулирование, потому что бегать с борсетками по специально созданным местам для такой страны, как наша, несерьезно.
Резюмируя обсуждение, Иван ЧЕБЕСКОВ подтвердил, что предложения Владимира ЧИСТЮХИНА касаются полного законодательного регулирования с созданием криптобирж, криптообменников и криптоброкеров в рамках законодательства, поэтому никаких экспериментально-правовых режимов не требуется – нужно быстро отработать готовую концепцию. Ключевым вопросом он назвал круг лиц, к которым будет применяться регулирование, поскольку квалифицированных инвесторов (а их в стране около миллиона) все равно меньше, чем фактических пользователей криптовалют. Он отметил, что, возможно, потребуется ограничить операции какими-то суммами.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 октября 2025 года.
Фото © стоп-кадр телетрансляции





