Авторские отечественные игры выросли до мирового уровня. У нас есть и простенькие «семейки» как «Гжель» и «Мезень», и детективы, и зубодробительные стратегии как «Крестоносцы».
15 января в Омске после 14 лет работы закрылся магазин настольных игр «Мосигра» на улице Ленина. Как это отразится на омском неизбалованном рынке настольных игр? Каковы тренды спроса? У франчайзи Hobby World (ООО «Мир хобби») в Омске, совладельца клуба «Подземелье и Дракон» и магазина Hobby Games Виталия КОРОЛЕВА поинтересовалась обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ПАВЛОВА.
– Виталий, получается, после закрытия «Мосигры» вы теперь единственный игрок на рынке настольных игр в Омске?
– Почти. В Омске есть еще парочка небольших магазинчиков с настолками. Но из более-менее заметных мы остались одни, да. Сохраняю надежду, что клиенты «Мосигры» перейдут к нам. У них был сравнительно небольшой ассортимент и ориентировались они на новичков. У нас выбор гораздо больше и подойдет как неофитам, так и искушенным игрокам.
– Что погубило «Мосигру»?
– Ключевая ставка задушила все кредитные карты, по ним урезали лимиты, банки почти прекратили выдавать потребительские кредиты, и это ударило – без тавтологии не получится – по потреблению, в первую очередь, по развлечениям. Плюс по всей стране идет сокращение традиционной розницы вне зависимости от профиля, будь то торговля одеждой, книгами или банковские отделения, хотя уж последним грех жаловаться на отсутствие выручки. Придется признать, что маркетплейсы задушили малый бизнес. Государство хоть и пытается уравнять в правах и обязанностях офлайн- и онлайн-торговлю, делает это крайне осторожно и не спеша. Например, было бы совершенно справедливо взимать с Wildberries и Ozon пропорциональные их доходам налоги. Весь малый бизнес, в том числе загибающуюся розницу, уже обложили со всех сторон: практически полностью убрали УСН, всех перевели на НДС, по сути введя 5%-й оборотный налог и т.д. Если говорить конкретно про рынок настольных игр, на нем произошел перегрев на фоне бурного роста в 2017-2020 годах, когда открылось много магазинов. Но проблема в том, что настольные игры как были нишевым товаром, так им и остались. Конечно, если сравнивать количество покупателей, допустим, в 2014 году, когда мы только начали этим заниматься, и в 2026 году, оно существенно выросло. Тогда, по сути, Hobby Games был одним из первых специализированных магазинов настолок в Омск – «Мосигра», открылась незадолго до нас. Я буквально лично знал в лицо всех покупателей. Конечно, это уже давно не так.
– То есть рынок сформировался.
– Да, и на фоне сформированного рынка его участникам показалось – нам в том числе, что рынок достаточно большой и в состоянии прокормить не один магазин настольных, а семь. Оказалось, это не так. Люди начали привыкать покупать на маркетплейсах, даже не подозревая, что делают это дороже, чем в рознице и без соответствующего сервиса. Это касается не только настолок, а вообще всего: от обуви до виниловых пластинок. На маркетплейсах анархия и бардак. Покупатели ведь не интересуются надежностью и профессионализмом селлеров – просто выбирают объявления, где подешевле, максимум отзывы посмотрят. Поэтому все на маркетплейсах конкурируют исключительно двумя параметрами: оформлением карточки и ценой.
– Когда произошел переломный момент? В пандемию?
– Нет, позже, конечно. В пандемию все только распробовали маркетплейсы, которые впоследствии вышли на бешеные обороты. Ситуация изменилась где-то в 2022-2023 годах, когда комиссии маркетплейсов начали расти, а конкуренция увеличиваться. Маркетплейсы стали вести себя по отношению к селлерам по-хамски: задерживать расчеты, отказываясь от ответственности – помните, когда сгорел склад Wildberries в Питере? А ведь многие предприниматели развиваются на кредитные деньги. В этом проблема. Я не буду кивать, как другие предприниматели, на снижение покупательной способности. Слышу об этом от коллег все 11 лет, что существует наш магазин. Знаете, если бы так действительно было, мы жили бы как в Сомали уже, но что-то я этого не наблюдаю.
– Не вижу запустения в ресторанах, согласна.
– Судя по другим косвенным данным, покупательная способность, может, и не увеличилась, но точно не снизилась. Просто потоки перераспределились. За последние шесть лет рынок настольных игр задушили… сами издатели. С одной стороны, они ратовали за работу с розничными магазинами. С другой, они сами взрастили нам конкуренцию, продавая свои игры через маркетплейсы. Да, мне понятно, что в пандемию магазины были закрыты и хотя бы онлайн реализовывался товар, ведь производство нельзя останавливать. Но еще больше маркетплейсов настольный рынок губят крауд-компании, то есть компании с прямой продажей по предзаказам самых интересных, самых хайповых, самых ожидаемых настольных игр. Покупатели, уже купив игру со скидкой, с дополнительными плюшками напрямую у издателя, конечно, уже не пойдут в розничный магазин. А как работает любой розничный магазин? Приходя условно за туфлями, покупатель видит рубашку, панамку и покупает еще и их. Продавец – а это особенно важно именно в хобби-магазинах – расскажет покупателю о новинках. И даже если человек пока не имеет возможности их купить, но он эту информацию запомнит и вернется позже, когда у него появятся деньги. А там снова попутно присмотрит еще что-то. Будь это пряжа, рыбацкие принадлежности, модели для сборки или наши настолки. Страшно не то, что мы меньше зарабатываем, а что…
– … что страдает игровая культура. Я поняла.
– Именно. Ведь любой магазин, а уж тем более клуб – это всегда сообщество в первую очередь, и только во вторую ритейл. К настольным играм приобщаются как раз через сообщество, и в таком формате магазины-клубы работают и в Европе, и в США, и в Азии, так формировался сам рынок. Приобретая игру в интернете, человек выпадает из этой культуры. К счастью, Hobby Games позиционирует себя не только как магазин, но и игровой клуб. Отсутствие второй составляющей и подвело «Мосигру», не считая возросших налогов, подорожавшей аренды и засилья маркетплейсов. Начиная с 2021 года, мы видим неуклонный рост приходящих к нам поиграть в настолки, варгеймы, настольные ролевые игры и такое же неуклонное падение количества покупателей. Если в 2021-м выручка от магазина содержала помещение клуба, то уже скоро выручка от клуба будет содержать магазин. Пока же эти направления равнозначны: убери одно из них, и мы будем чувствовать себя намного хуже.
– Насколько у вас упали продажи за прошлый год?
– Процентов на 10-20. И это при том что игры подорожали. Так что фактически мы сохранили место на рынке только благодаря тому, что сделали основной упор на сообщество.
– Но сейчас у вас один магазин на Герцена, а была сеть. Когда вы закрыли другие филиалы?
– Магазин в «Первомайском» был самый слабый – его закрыли после пандемии. На Герцена переехала точка с Почтовой. В прошлом году не стало магазина в «Триумфе», потому что в комплексе была реконструкция и они сами закрыли наше помещение. Переезжать внутри «Триумфа» на другое место я посчитал нелогичным, и мы открылись на Маркса, 45, потому что стрит-ритейл чувствует себя лучше, чем торговые центры. Магазин прожил 11 месяцев, но остался убыточным, и пришлось его закрыть. Так что теперь у нас только один на Герцена, здесь мы держим оборону.
– Вы же хотели открыться на Левом берегу.
– Я не нашел там подходящего помещения. И как показывает практика, хорошо, что не открылись. Вообще сейчас не лучшее время для бизнеса настольных игр. Желающему зайти на этот рынок я бы посоветовал попробовать силы в игре в казино – шансов приумножить свои деньги там даже больше. Это в целом низкомаржинальный бизнес, поэтому им заниматься имеет смысл, только если ты сам страстный игрок. Эта история точно не про заработки. Если честно, раньше я был более оптимистично настроен, а сейчас с тревогой смотрю в будущее. Но замечу, что клубная игровая культура сильно развилась за последние годы. Пять лет назад мы были единственным игровым клубом, а сейчас в настолки можно бесплатно поиграть в библиотеках, бюджетных молодежных учреждениях, еще в Омске открылась парочка неформальных клубов. Но в отличие от них у нас всегда открыты двери, можно в любой момент зайти и арендовать стол с игрой, не нужно никаких паролей и явок.
– Сколько стоит участие?
– 500 рублей за настолки и 600 за настольные ролевые игры типа Dungeons & Dragons. Опытные игроки, конечно, бронируют столы и игры заранее. Клуб востребован каждый день, и растет интерес к настольным, настольно-ролевым играм – раньше играли в основном в варгеймы. Это очень воодушевляет. Пять лет назад наша библиотека настолок состояла примерно из 100 игр, а сейчас уже из 700. Я говорю про игры, доступные в клубе, в магазине у нас более 1500 игр. В клубе, то есть людей, которые хотя бы дважды пришли к нам в 2025 году, 543 человека. Две трети играют регулярно. Есть те, кто играет трижды-четырежды в неделю. Внутри нашего клуба множество мини-сообществ – сообщество игроков в Malifaux, в «Берсерк», в D&D и т.д.
– Кто эти люди?
– Это работающие люди от 21 года до 40 лет. Девушек стало гораздо больше. В ролевках всегда был гендерный паритет, но теперь девушки играют и в варгеймы, и в коллекционные карточные игры.
– С каким издателями вы работаете?
– На этом рынке де-факто монополия «Мир хобби», который постепенно скупил всех самых крупных своих конкурентов – «Звезду», «Стиль жизни», «Мосигру» (издательство «Магеллан»). Фактически самостоятельными остались только «Лавка игр», Gaga Games, Crowd Games, но они практически не работают с розницей и продают игры напрямую покупателям по предзаказам. В обязательный ассортимент холдинга Hobby World входят игры всех купленных издательств. Кстати, отечественные настолки по качеству компонентов не уступают зарубежным уже лет 6-7 точно. Выбор колоссальный: каждую неделю выходит десяток. Авторские отечественные игры выросли до мирового уровня. Мы очень, например, увлеклись с семьей «Комитетом» – кооперативной сюжеткой про альтернативный СССР 1960-х. Они с легкостью заместили те зарубежные игры, которые из-за санкций не вышли в России, допустим, игры Disney вроде «Звездных войн». У нас есть и простенькие «семейки» как «Гжель» и «Мезень», и детективы, и зубодробительные стратегии как «Крестоносцы». Что меня удивляет, так это отсутствие на нашем рынке азиатских игр. Почему-то китайцы и японцы не пользуются открывшейся возможностью заменить американцев. Есть только южнокорейская игра Coffee Rush про владение кофейней.
– К слову, вы разработали свои настолки, как и хотели?
– Даже две игры, но не настолки, а ролевки, то есть все действия проходят в воображении игроков. Первая маленькая – про веселых орков, которые на свалке собирают драндулеты и потом гоняют на них. И большая (на 100 страниц формата А4) – «Белая башня» по книжному фэнтези-циклу Роберта Джордана «Колесо Времени». Там нужно играть за волшебниц и их стражей, которые путешествуют по миру и борются с мировым злом, одновременно плетя интриги и повышая могущество той самой Белой башни, к которой они принадлежит. Скорее всего, это будут бесплатные игры по одной простой причине: у меня нет лицензии ни на то ни на другое. Я просто сделал их как фанат сеттинга и хочу поделиться ими с единомышленниками. Если они понравятся аудитории, можно подумать уже о коммерческих проектах.
– Франшизные условия комфортные?
– Вполне. Наш франчайзер совершенно не злоупотребляет позицией монополиста: не занижает качество игр, не завышает цены, все издательства продолжают работу – просто под крылом одного собственника. Нам не позволяют поднимать цены хоть на 5%, хотя у Hobby World нет конкурентов на рынке. Покупателям, конечно, хорошо, а вот нам, продавцам, не очень. Не хотелось бы потерять свой единственный магазин. Всем советую: если у вас есть любимый магазин, любимое кафе – ходите туда постоянно, поддерживайте малый бизнес.
– А формат клуба можно докрутить? Помните, мы с вами говорили про коллаборацию с книжным магазином.
– К сожалению, книжные умерли раньше нас. Посмотрите, как стремительно закрывается в Омске «Центр-Книга». «Читай-город» держится только потому, что принадлежит крупнейшим издателям. Так что эта идея уже не актуальна.
– Какая у вас сейчас самая большая статья расходов?
– Думаю, в этом году будут налоги. А вообще – кредиты. Стоимость их обслуживания для малого бизнеса сейчас запредельная.
– Владелец Hobby World утверждает, что рынок настольных игр будет расти. Вы согласны?
– Рынок будет расти, но не теми темпами, которые он заслуживает. Все-таки настолки – это развлечения, а люди охотнее тратят на них деньги тогда, когда расслаблены. Я уверен, что как только острая фаза нынешнего внешнеполитического кризиса минует, и люди выдохнут, все виды развлечений – кинотеатры, компьютерные игры, настольные игры, боулинги-бильярды вплоть до книжных – резко вырастут. Кратно. А пока копится отложенный спрос. Действующие игроки в настолки продолжат играть – это полноценное хобби, вполне доступное – а на рынок придут вчерашние школьники и студенты. Поэтому, конечно, рынок будет расти. Я думаю, после кризиса в Омске снова откроется 7-10 сетевых магазинов. Либо же в городе вообще не будет ни одного магазина настольных игр – если государство не введет регулирование маркетплейсов.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 января 2026 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ



