Единственная официально действующая в Омске свалка мусорка, принадлежащая ЖКХ «Сервис», не введена в эксплуатацию и не внесена в государственный реестр полигонов ТБО (документ)
В Советский районный суд г. Омска 644065, г. Омск, ул. Нефтезаводская, 32 в.
Истец:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области 644007, г. Омск, ул. Герцена, 50.
Ответчик:
Общество с ограниченной ответственностью
«Жилищно-коммунальное хозяйство «Сервис»
(ООО «ЖКХ «Сервис»),
Юридический адрес: 644029, г. Омск,
ул. 19 Партсъезда, 19 6.
ОГРН: 1055501085771, ИНН: 5501089305.
От уплаты госпошлины освобождены в соответствии с п. 19.ст. 333.36 НК РФ.
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании деятельности незаконной,
возложении обязанности устранить выявленные нарушения
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается: сброс отходов производства и потребления на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другое).
Согласно п. 4:11 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, под объектами размещения отходов понимаются полигоны, шламохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
В соответствии с п. 4.4. приложения №1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ от 26.01.1993, полигон является природоохранным сооружением для централизованного сбора, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений, захоронения твердых бытовых отходов, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению болезнетворных микроорганизмов и др.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Согласно ст. 37 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей, среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
На основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Омской области от 29.05.2014 г. № 133-р «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сервис» (ООО «ЖКХ «Сервис»), которой установлено:
Основной вид деятельности ООО «ЖКХ «Сервис» является деятельность по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и нежилых помещений, связанная, в том числе со сбором отходов производства и потребления, захоронения твердых бытовых отходов.
Полигон ТБО расположен на землях Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в 2970 м. по направлению на юго-восток относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: с. Надеждино, ул. Юбилейная, д. 14 а. Земельный участок площадью 400000 кв.м., с кадастровым номером: 55:20:131103:358. Территорию свалки окружают земли сельскохозяйственного назначения. Распоряжением Правительства Омской области № 18-рп от 10.02.2010 г. «О переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую» переведен из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информации, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях размещения полигона твердых бытовых отходов. Имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Площадь полигона определена в границах застройки — 29.596 га, непосредственно участка захоронения ТБО — 23.637 га. Остальная территория предназначается для размещения инженерных сооружений, хозяйственной зоны и резервируется для мусоросортировочной станции. Емкость полигона при глубине подземной части — 3.4 м, высоте полигона — 40 м. составляет — 4024.680 тыс. куб. м. Мощность полигона принята 600 тыс. куб. м в год, заявленная ООО «ЖКХ «Сервис».
Полигон ТБО является специальным сооружением, предназначенным для изоляции и обезвреживания ТБО, который должен гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Полигон запроектирован для захоронения твердых бытовых отходов, образующихся в городе Омске и ряда расположенных к полигону поселений Омского района Омской области.
На полигон ТБО принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 4 класса опасности.
На полигон ТБО на землях Надеждинского сельского поселения Омского района Омской области имеется проектная документация, выполненная в 2012 г. ООО «Проектный центр «Сибпроект».
В составе работ первой очереди в соответствии с вышеуказанной проектной документацией необходимо выполнить следующие работы:
-реконструкция автодороги до полигона; -ограждение территории полигона и установка ворот;
-возведение хозяйственно-административной зоны с полным набором сооружений;
— разработка грунта в котловане первой очереди и складирование его во временные кавальеры;
-устройство автодороги от хозяйственно-административной зоны до участка складирования отходов и вокруг его; -устройство пандусов-съездов в котлован;
-строительство нагорной канавы, котлованов сбора поверхностного стока и резервуаров противопожарного запаса воды;
-устройство сетей электроснабжения;
-подготовка котлована первой очереди для приема отходов на захоронение (планировка котлована до проектных отметок, устройство противофильтрационного экрана по дну и откосам котлована);
-заполнение котлована первой очереди до уровня дневной поверхности земли с перекрытием уплотненных отходов минеральным грунтом;
-укладка и уплотнение отходов с перекрытием их минеральным грунтом на высоту 7.5 м выше поверхности земли (уровень поверхности первой очереди).
В соответствии с проектной документацией участок складирования является основным сооружением полигона, занимает основную его площадь. В свою очередь, основным сооружением участка складирования является его водонепроницаемое основание.
Основным фактором, определяющим негативное воздействие полигонов захоронения ТБО, является инфильтрация в пределах площади складирования отходов отжимной воды, выделяющейся из свалочного тела в процессе складирования, уплотнения и разложения отходов — свалочного фильтрата.
Для предотвращения проникновения свалочного фильтрата в подземные воды проектом предусматривается устройство грунтобитумного экрана согласно СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов», Инструкции по проектированию, эксплуатации полигонов для ТБО, утвержденной Министерством строительства РФ от 02.11.1996 г.
Участок складирования отходов в соответствии с проектной документацией должен быть представлен сооружениями в составе:
-непосредственно участок складирования;
-противофильтрационный экран - грунтовобитумный (Грунт основания протравливается на глубину 20 см гербицидами и обрабатывается горячим битумом на глубину 10 см., уплотняется гладкими катками), -нагорная водоотводная канава (с наружи полигона); -окружная водоотводная канава (внутри полигона);
-ограждение территории металлической сеткой по железобетонным столбам высотой 2.0 м;
-котлован сбора ливневых стоков внутри полигона; -автодорога с упрощенным покрытием для проезда пожарных машин; -временные сборно-разборные дороги к участку складирования — дорожные ж.б. плиты ПДН 2x6, d-140 мм, 60 шт., 100.8 м3;
-система дегазации — продольные дрены в виде траншей 40x40 см. из щебня;
-пожарный проезд вокруг территории полигона — грунтово-щебеночный, ширина — 3,5 м.
Хозяйственная зона.
Хозяйственная зона запроектирована для размещения вспомогательных блоков для персонала, хранения инвентаря, спецодежды, вспомогательных площадок, объектов и линий электроснабжения, других сооружений, а также для обеспечения контрольно-пропускного режима на полигон твердых бытовых отходов.
— Хозяйственная зона в соответствии с проектом должна быть представлена
сооружениями:
-контрольно-пропускной пункт;
— весовая (совмещается с КПП);
— административно-бытовой корпус;
-закрытый материально-технический склад с помещением тарного хранения
масел;
-трансформаторная подстанция (КТПНу);
-два резервуара противопожарного запаса воды по 62 м3;
-дезинфекционная площадка;
-площадка хранения полигонной техники с навесом;
-площадка для заправки полигонной техники;
-площадка для стоянки личного автотранспорта;
-площадка с навесом для складирования крупногабаритных древесных отходов и
металлолома;
-выгребная яма емкостью 2 м3;
-сетчатая по железобетонным столбам ограда высотой 2.0 м.
-наружное освещение на опорах.
Предзаводская территория в составе:
-накопитель мусоровозов;
-гостевая парковка машин;
-надворная уборная.
При натурном осмотре полигона ТБО установлено, что при въезде на полигон размещен контрольно пропускной пункт (далее по тексту КПП), представляющий из себя вагон-бытовку со шлагбаумом, площадка перед вагоном — бытовкой оснащена ж/б. плитами. ГОСТ 17.5.3.06-85 устанавливает требования по определению норм снятия плодородного слоя почвы при проведении землеустроительных работ. Согласно п.п. 1.1 ГОСТ 17.4.3.02-85 снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы следует производить при производстве землеустроительных работ на землях всех категорий.
Автотранспорт, стоящий в непосредственной близости от КПП размещен на площадке оборудованной ж/б плитами.
Спец. техника (экскаваторы) на гусеничном ходу в количестве 2 ед. размещена за КПП непосредственно на почве, частично отсыпанной щебенкой.
Дорожное покрытие на территории полигона повсеместно отсутствует. Движение автотранспорта осуществляется по грунтовым дорогам по проекту предусмотрено: временные сборно-разборные дороги к участку складирования -дорожные ж.б. плиты ПДН 2x6, d-140 мм, 60 шт., 100.8 туг1.
На территории земельного участка выкопаны несколько котлованов. В момент проверки экскаваторами ведутся работы по выемке грунта из котлована. В котлован, расположенный в непосредственной близости от рабочей карты ведется размещение твердых бытовых отходов. Противофильтрационным экраном данный котлован не оборудован.
Территория полигона, в нарушение требований проектной документации, заключения государственной экологической экспертизы №6, утвержденной приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу № 74 от 20.01.2012 г., ст. 34, 35, 37, 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» забором не огорожена (ведутся работы по установке опор ограждения), весовая при въезде на полигон не построена, результаты дозиметрического контроля отходов, поступающих на полигон ТБО не представлены. Резервуары для сбора поверхностных вод и стоков отсутствуют. Выкопан котлован, подготовлены для установки два пожарных резервуара.
Дезинфекционная емкость установлена непосредственно на почве, изолирующей подложки (твердого) — водонепроницаемого покрытия не просматривается, по бокам выполнена бетонная оббортовка. Дезинфекционный раствор в емкости отсутствует.
Противофильтрационным экраном места захоронения ТБО не оборудованы. Не представлены документы, подтверждающие выполнение работ по протравливанию грунта основания площадки для складирования ТБО на глубину 20 см. гербицидами и обработки горячим битумом на глубину 10 см., и уплотнения гладкими катками.
В соответствии с генеральным планом и проектной документации полигона ТБО не построены следующие здания и сооружения:
— весовая (совмещается с КПП);
-административно-бытовой корпус;
-два резервуара противопожарного запаса воды по 62 м3;
-площадка хранения полигонной техники с навесом;
-площадка для заправки полигонной техники;
-площадка с навесом для складирования крупногабаритных древесных отходов и металлолома;
- сетчатая по железобетонным столбам ограда высотой 2.0 м. -нагорная водоотводная канава (внутри полигона); -котлован сбора ливневых стоков внутри полигона; -автодорога с упрощенным покрытием для проезда-пожарных машин; -временные сборно-разборные дороги к участку складирования — дорожные ж.б. плиты ПДН 2x6, d-140 мм, 60 шт., 100.8 м3;
-система дегазации — продольные дрены в виде траншей 40x40 см. из щебня; -пожарный проезд вокруг территории полигона — грунтово-щебеночный, ширина -3,5 м.
Имеется разрешение на строительство от 17.02.2014 г., выданное Администрацией Надеждинского сельского поселения. Акт ввода в эксплуатацию полигона не представлен.
Полигон ТБО, расположенный в 2970 м. по направлению на юго-восток относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: с. Надеждино, ул. Юбилейная, д. 14 а с кадастровым номером: 55:20:131103:358 не соответствует требованиям природоохранного законодательства: полигон ТБО расположен на землях Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, территория полигона не соответствует требованиям проектной документации, акт ввода в эксплуатацию полигона отсутствует.
Указанный полигон ТБО отсутствует в государственном реестре (http: //rpn. gov.ru/node/ 9662).
В нарушение требований ст.ст. 34, 35, 37, 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» и проектной документации вышеуказанные сооружения не построены.
Нарушены требования ст. 38, 39, 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
По словам заместителя Министра природных ресурсов и экологии РФ Рината Гизатулина, в реестр войдут только те объекты размещения отходов, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ (источник: пресс-служба Минприроды России от 30.07.2014).
Согласно ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 46 ГПК РФ,
ПРОШУ СУД:
1. Признать деятельность ООО «ЖКХ «Сервис» по размещению отходов на объекте, не внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов незаконной;
2. Обязать ООО «ЖКХ «Сервис» приостановить хозяйственную
деятельность объекта размещения отходов, расположенного в 2970 м. по направлению на юго-восток относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: с. Надеждино, ул. Юбилейная, д. 14 а (кадастровый номер: 55:20:131103:358) до устранения выявленных нарушений.
Государственный советник РФ
3 класса А.Ф.Щербаков
От «Коммерческих вестей»: Советский районный суд временно разрешил надеждинскому полигону ООО «ЖКХ «Сервис» функционировать, дав срок на устранение недостатков. Однако все его нарушения законодательства практически полностью совпадают с теми, которые вменяются в вину Ленинскому и Кировскому полигонам ТБО. И точно так же, как и там, под огромные залежи мусора около Надеждино уже никто не в состоянии подвести изолирующую подложку.