Все рубрики
В Омске среда, 25 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,8729    € 104,2310

Алексей РЯБОВ: «Владимир Борисович КОМПАНЕЙЩИКОВ мне намекал, что при общении с первым лицом региона я слишком часто вступаю в споры»

18 августа 2016 12:09
0
4427

В конце июня информационное поле региона в очередной раз изменилось. Губернатор Виктор НАЗАРОВ заполнил вакансию начальника Главного управления информационной политики Омской области (ГУИП). Станислав СУМАРОКОВ, бывший глава пресс-службы регионального филиала Ростелекома, стал уже пятым руководителем ГУИП за последние четыре года, и это не может не настораживать. К тому же со 2 августа уволился по собственному желанию Алексей РЯБОВ, несколько месяцев исполнявший обязанности начальника ГУИП после отставки Татьяны ТРЕНИНОЙ. Первоначально в омских СМИ была озвучена версия, что РЯБОВ сам не захотел отвечать за информационную политику, в итоге ему на смену пришел СУМАРОКОВ. Как выясняется теперь, нового руководителя ГУИП назначили неожиданно даже для РЯБОВА. Об этом и многом другом Алексей Владимирович рассказал «КВ» в день своей отставки.

— Алексей Владимирович, говорят, вас даже не было в Омске, когда вышел указ о назначении нового начальника ГУИП...

— Да, так сложилось. Я в тот момент был в отпуске, выехали семьей на море. В заслуженном отпуске, сразу скажу, поскольку в прошлом году у меня не получилось никуда выбраться, так что часть отпуска была еще за прошлый год.

— Для вас назначение руководителя ГУИП действительно стало неожиданным?

— Однозначно на этот вопрос я вам ответить не могу. С одной стороны, мне гарантировали, что никаких назначений в момент моего пребывания в отпуске не произойдет. С другой стороны, я еще до отпуска знал, что решение об окончательном утверждении меня в должности начальника ГУИП не принято, а это значит, что я так или иначе перестану исполнять обязанности руководителя.

— Так вы хотели занять место руководителя?

— Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Конечно, у меня были определенные амбиции. И я с интересом отнесся к поступившему предложению исполнять обязанности начальника ГУИП.

— А многие ждали, что вы уйдете вслед за своим бывшим руководителем Татьяной ТРЕНИНОЙ, с которой приехали из Новокузнецка...

— И я вполне понимаю такие ожидания. У нас журналисты любят строить версии. А тут и логика очень простая: приехали из Новокузнецка двое и уехать должны тоже вместе.

— Увы, за последние 10 лет информационной политикой в правительстве руководило очень большое количество людей. Менялись они через год-полтора...

— А вы не думали, почему так происходит? Возможно, проблема в отсутствии внятных критериев оценки. Вот и получается порой как в той сказке: иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Все бегают, приносят, но каждый раз не то.

— Наверное, любой губернатор любого региона всегда будет недоволен информационной политикой. Гладко не бывает никогда.

— Да, действительно, очень часто претензии за любой негатив, в том числе за негатив на муниципальном уровне, предъявляются ответственному за информационную политику в регионе. В этом есть определенная логика, не спорю, ГУИП обязан работать с любым негативом, тем не менее многие проблемы, как я считаю, можно было решить задолго до их появления. Взять, к примеру, историю с паводком в деревне Зеленое Поле. Вот зачем нужно было ждать, пока разгорится скандал и нужно будет вмешиваться губернатору? Там и заливало-то не сильно. Во-всяком случае не так сильно, как в ряде других районов. И все вопросы вполне можно было решить простой коммуникацией на уровне местной власти.

— Вам не озвучили список претензий? Что конкретно не устраивало в вашей работе?

— По-сути, по результатам работы никаких претензий не прозвучало. Единственный был странноватый момент, когда КОМПАНЕЙЩИКОВ Владимир Борисович мне намекал, что при общении с первым лицом региона я слишком часто вступаю в споры. Естественно, я был несколько удивлен. Я ведь не чиновник и не успел им стать за полтора года, спор в моей парадигме профессиональных отношений — это абсолютно нормальный способ поиска истины. На мой взгляд, если у человека есть своя позиция и он ее обосновывает — это нормально. Я телевизионщик. Телевидение — это коллективная форма труда. И по таким же принципам я выстраивал работу ГУИП.

— До вас руководители информационной политики работали как-то иначе?

— До нас с Татьяной ТРЕНИНОЙ — да, по-другому. По чиновничьим правилам. В чиновничьей среде больше всего ценится что? Исполнительность. Тебе сказали — ты сделал, не задумываясь, не задавая вопросов. Если результат хороший — все молодцы. А если все плохо? Кто виноват в таком случае? Конечно, непосредственный исполнитель. Поэтому я считаю, что исполнительская дисциплина должна быть обязательно, но и слепо исполнять поручения руководителя нельзя.

— Теоретически, вы же могли остаться и работать в должности заместителя начальника ГУИП?

— Мог. Но был вынужден сделать другой выбор.

— Кризис взаимного доверия?

— Хорошая формулировка, да. Если при назначении руководителя управления, а это процесс непростой на самом деле, не посчитали нужным меня даже уведомить об этом, хотя я достаточно долго исполнял обязанности руководителя, это, на мой взгляд, сигнал недвусмысленный. Поэтому я решил уйти.

— А как вы вообще оказались в Омске? Помнится, ваш с Татьяной ТРЕНИНОЙ приезд из Новокузнецка вызвал в омском медиасообществе много вопросов. С чего вдруг? Раньше у нас не брали в ГУИП людей из другого региона, не знающих специфику местных СМИ.

— Предложение поработать в Омской области поступило Татьяне Владимировне от известного московского медиаменеджера и политконсультанта ПОТОЦКОГО Игоря Витальевича. Далее переговоры вел КОМПАНЕЙЩИКОВ. Безусловно, у КОМПАНЕЙЩИКОВА была заинтересованность. В итоге мы встретились с Владимиром Борисовичем, обсудили задачи, проблемы и решили, что нам его предложение интересно.

— Какие изначально ставились задачи?

— Нужно было, чтобы наш губернатор вышел на 2-3 место в рейтинге «Медиалогии» по Сибирскому федеральному округу. Мы эту задачу выполнили и даже перевыполнили. Виктор Иванович оказался на 15 месте в ТОП-20 по Российской Федерации, а по СФО в течение нескольких месяцев он благополучно находился и находится на первой позиции.

— Омские СМИ традиционно замкнуты на проблемах своего города. А так ли это важно, какое место занимает губернатор в рейтинге «Медиалогии»?

— Этот рейтинг не остается незамеченным на федеральном уровне.Это во-первых. Во-вторых, на сегодняшний день рейтинг «Медиалогии» является самым понятным инструментом для измерения качества работы пресс-службы. Все ведь по-разному оказываются в топах. Кто-то за счет больших бюджетов, выделяемых на освещение деятельности первого лица региона, а кто-то и за счет креатива. С учетом наших финансовых возможностей, я считаю, мы достигли очень хороших результатов.

— Какими были первые впечатления от Омской области? Местные СМИ вас с ТРЕНИНОЙ встречали настороженно, насколько помнится...

— С точки зрения медиаландшафта Омская область — хороший полигон для пиарщиков. Немногие регионы могут похвалиться существованием разнополярности в местных элитах при высокой медийной развитости. Работать в таких условиях сложно, но очень интересно. Этим для меня и ценен опыт работы в Омской области. В этом смысле на Омск немного похож Новосибирск. А в Кузбассе совершенно иная ситуация. В Кузбассе и в Новосибирске нет, например, «желтой» журналистики в том виде, в котором она есть в Омске. Это я не к тому, что омская «желтизна» — это плохо. Эти издания имеют свою аудиторию. Просто несколько удивляет, когда новость рождается из совсем незначительного события. Условно говоря, сполз носок — и это уже новость.

— По логике, если в ГУИП приглашают руководителя из другого города, значит, власть в тот момент считала, что система работает неэффективно и в информационной политике нужно все менять кардинально...

— На мой взгляд, в тот момент не было четкого структурирования в средствах массовой информации образа первого лица региона. Условно говоря, информация выходила, аудитория ее видела, но не воспринимала, поскольку информация некачественно упаковывалась. И нам, как мне кажется, удалось добиться более сконцентрированного образа губернатора в информационном поле.

— Как-то не очень понятно...

— Если говорить совсем просто, в региональном информационном пространстве было мало губернатора. Омские СМИ обходили вниманием большое количество событий, которые инициировал губернатор или в которых он принимал непосредственное участие. Ведь важно не только подготовить новость, но и понимать, как она будет работать. Журналист, работающий с новостями, — он ленив, у него всегда мало времени, и если пресс-служба не сделает акцент в подготовленном тексте на первом лице, то и в журналистском тексте такого акцента не будет. В идеале пресс-служба вообще должна выдать готовую новость, которую любое СМИ может поставить в новостную ленту, просто скопировав текст.

— Вы в Новокузнецке, насколько помнится, работали журналистом, не пиарщиком...

— Исключительно журналистом. Пиаром я никогда не занимался.

— Не сложно было менять подходы?

— На мой взгляд, работу пиарщика и журналиста не всегда можно разделить. Главное — это хорошее понимание самого механизма работы медиа. А с какой стороны баррикад находишься — это уже не важно. Да, сегодня есть проблемы, поскольку в медиапространстве доминирует пропаганда, но эти проблемы общие для всех. Сегодня пропаганда, к сожалению, определяет всю информационную повестку. Я же считаю, что моя профессия — не врать. Можно что-то недоговаривать, но врать нельзя категорически. Иначе тебя перестанут воспринимать, как источник информации.

— А разве это не логично?

— Да, я тоже сторонник того, чтобы каждое СМИ, вне зависимости от формы собственности, зарабатывало себе на жизнь самостоятельно. Но это идеальный вариант. Если учредителем СМИ является власть, то экономическая схема, к сожалению, не работает. Главный редактор СМИ едва ли сможет устоять, если ему постоянно предлагают разместить непродаваемые на его взгляд, новости, но в которых очень заинтересованы органы власти.

— Вы считаете, что ГУИП сейчас работает оптимально?

— При тех финансовых возможностях, которые есть, — да, оптимально. Сегодня бюджету, который выделялся управлению пять лет назад, можно только позавидовать.

— А после памятного скандала с московскими пранкерами Вованом и Лексусом, которые дозвонились нашему губернатору, не было попыток найти крайнего и наказать?

— Понимаете, если этот проект с пранкерами выходит на государственном канале, это уже говорит о многом. Явно же, что он кому-то нужен. Могу предположить, что и этот скандал был заранее согласован. К сожалению. А наша задача состояла в том, чтобы минимизировать последствия от всей этой истории. Мы с такой задачей справились, на мой взгляд. И справились достаточно неплохо.

— Но выводы какие-то были сделаны?

— Главный вывод: пиарщикам нужно быть готовым к любым неожиданностям.

— Бывали у вас разборы полетов по публикациям в СМИ? Условно говоря, как так получилось, что в «Коммерческих вестях» вышел негативный материал?

— Честно говоря, я такого не могу припомнить. Надо отдать должное и вашей газете, позиция у вас всегда очень взвешенная. Есть же разные принципы формирования новостной повестки. Есть телеканал Sky News, для которого главное — выдать новость максимально оперативно. Журналисты этого канала могут за полчаса выдать три информации, и все они будет разноплановые. Все с пометками «по предварительным данным». А есть ВВС, где считают, что информацию перед эфиром нужно обязательно проверить, как минимум, из двух-трех независимых источников. Вообще журналистским правилом, касающимся проверки информации, сегодня пренебрегают массово. Особенно это касается журналистов интернет-изданий.

— Проверка информации — потеря времени...

— Согласен. В Интернете потеря времени — это почти напрямую потеря денег. Тем более что сегодня мало изданий, которые дорожат своим реноме. Для них гораздо важнее продать новость оперативно. Отсюда и стремление к ярким заголовкам. В тексте журналист отмечает, что это предварительные данные, а если судить по заголовку, то это как бы свершившийся факт. А поскольку информации слишком много, аудитория воспринимает большей частью только заголовки и делает на их основании неверные выводы. Получается, что массовые СМИ в погоне за сиюминутной выгодой не задумываются о том, что воспитывают потребителя информационного суррогата. Идет явный перекос в сторону таблоидов. Хотя, на мой взгляд, многое зависит от позиции каждого конкретного издания. У каждого есть выбор — заваривать качественный чай в заварочном чайнике или пакетики в кружке.

— Что у вас в планах? Останетесь ли работать в Омске?

— Сейчас я хочу выдержать небольшую паузу, а потом буду определяться. Вариантов несколько. Но в Омске я вряд ли останусь. Как-то не сложились у меня взаимоотношения с городом.

Первая и полная публикация в газете «Коммерческие вести» от 10 августа 2016 года



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.